Развитие малого предпринимательства в РФ и особенности его налогообложения


Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

-    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

-    в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

-    в оптовой торговле – 50 человек;

-    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

-    в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек [5].

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

-    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

-    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

-    установление упрошенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

-    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

-    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Указанные направления реализуются через федеральную, региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Малые предприятия (МП) самостоятельно определяют, какой из показателей для исчисления налога должен применяться – объем выручки от реализации (ставка налога 6%) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности (ставка налога 15%). Среднесписочная численность работников определяется с учетом совместителей и работающих по договорам подряда. При этом численность совместителей берется с коэффициентом 0,5.

В целях поддержки и развития малого бизнеса малые предприятия, работающие в приоритетных сферах деятельности, в первые 2 года работы не уплачивают налог на прибыль при условии, что выручка от реализации в указанных видах деятельности превышает 70%. В 3-й и 4-й год работы они уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от реализации указанных видов деятельности составляет 90%. Однако такая льгота сохраняется только для МП, образованных до 2002 г. Для МП, созданных после 1 января 2002 г, указанные льготы по налогообложению не предусмотрены. Малые предприятия не являются отдельной организационно-правовой формой, следовательно, ими могут быть и хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, и производственные кооперативы.

Все предприятия малого бизнеса имеют право на освобождение от налогов той части прибыли, которая направляется на следующие цели:

-         на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения;

-         на погашение кредитов банка, используемых как капитальные вложения;

-         для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (но не более 10% налогооблагаемой прибыли);

-         на благотворительные цели, но не более 3%;

-         в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Однако все эти налоговые льготы не должны уменьшить фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Принятый в июне 1998 г Федеральный закон РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в значительной мере изменил направления налогообложения предприятий малого бизнеса. Этот закон ввел следующие понятия:

-         вмененный доход – потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемых с учетом факторов, влияющих на получение такого дохода;

-         базовая доходность – условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях;

-         повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Плательщиками единого налога являются юридические лица (организации) и физические лица (предприниматели), занятые в следующих сферах деятельности:

-         оказание ремонтно-строительных услуг (обязателен переход только предпринимателей);

-         оказание бытовых услуг (обязателен переход для организаций и предпринимателей);

-         оказание парикмахерских услуг (обязателен переход для организаций и предпринимателей);

-         сдача жилья в аренду (обязателен переход для предпринимателей);

-         оказание консультаций, бухгалтерских, юридических, аудиторских услуг, репетиторство (обязателен переход только для предпринимателей);

-         общественное питание (обязателен переход для предпринимателей и для организаций, если численность работающих в них не более 50 чел.);

-         розничная торговля (обязателен переход для предпринимателей и организаций, если численность работающих в них не более 30 чел.);

-         розничная торговля горюче-смазочными материалами (обязателен переход для организаций и предпринимателей);

-         оказание транспортных услуг (обязателен переход для предпринимателей и организаций, если численность работающих в них до 100 чел.);

-         оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок (обязателен переход для организаций и предпринимателей);

Вмененный доход рассчитывается умножением базовой величины доходности единицы физического показателя (например, доходности квадратного метра торгового зала на число единиц физического показателя) и на повышающий (понижающий) коэффициент.

Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании бухгалтерского отчета по налоговой ставке и размеру вмененного дохода. Уплата единого налога производится путем авансового платежа в размере 100% единого налога 25 числа месяца, предшествующего отчетному. Закон предусматривает льготы тем организациям и предпринимателям, которые производят опережающую уплату авансовых платежей по единому налогу на 3, 6, 9, 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога уменьшается соответственно на 2, 5, 8, 11%. Плательщики налога на вмененный доход обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, причем, если имеется несколько торговых или других точек, то по каждой из них в отдельности.

Налоговая инспекция проверяет эти расчеты и до 15 числа месяца, предшествующего налоговому периоду, выдает налогоплательщику уведомление о переводе его на уплату единого налога с указанием конкретной суммы вмененного дохода на налоговый период. После получения такого уведомления налогоплательщик обязан 25 числа месяца, предшествующего налоговому периоду, уплатить сумму налога за 1 месяц или за весь налоговый период, либо осуществить авансовое перечисление суммы налога за 3, 6, 9, 12 месяцев.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: