Федеральная инспекция труда


Федеральная инспекция трудаединая централизованная система, состоящая из федерального ОИВ, уполномоченного на проведение гос. надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его терри­ториальных органов (гос. инспекции труда) (ч. 1 ст. 354 ГК РФ).

Руководство деят-тью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правитель­ством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов:

- уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- законности;

- объективности;

- независимости;

- гласности (см. ч.  1 ст. 355 ТК РФ).

 

Основными задачами органов федеральной инспекции труда яв­ляются:

1)   обеспечение соблюдения и защиты труд. прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2)   обеспечение соблюдения работодателями труд. зак-ва и иных НПА, содержащих нормы труд. права;

3)   обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

4)   доведение до сведения соответствующих органов гос. власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового зак-ва и иных НПА, содержа­щих нормы труд. права (см. ч. 2 ст. 355 ТК РФ).

 

Полномочия федеральной инспекции:

1)   осуществление государственного надзора и контроля за соблю­дением работодателями трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредст­вом проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подго­товки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

2)   рассмотрение дел об адм. правонарушениях в соответствии с зак-вом РФ;

3)   анализ состояния и причин производственного травматиз­ма и разработка предложений по его профилактике, участия в расследовании несчастных случаев на про-ве или само­стоятельное их проведение;

4)   осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев;

5)   ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восста­новлению нарушенных прав.

                                                                                          и др.

Эти основные полномочия органов Федеральной инспекции труда осуществляются через гос.  инспекторов труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деят-ть во взаимодействии с ФОИВ, осуществляющими ф-ии по контролю и надзору в ус­тановленной сфере деят-ти, иными ФОИВ, ОИВ субъек­тов РФ, органами МСУ, органами прокурату­ры, профсоюзами (их объединениями), объединениями работода­телей, другими орг-циями (ст. 365 ТК РФ).

 

Основные нормы, регламентирующие порядок инспектирования работодателей, предусмотрены в ст. 360 ТК РФ. В ней содержат­ся нормы общего характера и нормы, учитывающие особенности отдельных организаций-работодателей.                                      

Общие нормы о порядке проведения проверок состоят в следую­щем:

 1) порядок проведения проверок должностными лицами фе­деральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ Конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда (это Конвенция 1947 г. №81 об инспекции труда, ра­тифицированная Россией в 1998 г.), ТК РФ, иными ФЗ, а также решениями Правительства РФ;

 2)   гос. инспекторы труда в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудо­вого права, инспектируют на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их орга­низационно-пр. форм и форм собственности, а также рабо­тодателей физических лиц) в порядке, установленном ФЗ-нами и иными НПА РФ;

 3)   при инспекционной проверке гос. инспектор груда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что уведомление мо­жет нанести ущерб эффективности контроля.

Особый порядок проведения проверок государственными инспек­торами труда предусмотрен:

а)   для организаций Вооруженных Сил РФ;

б)   органов безопасности;

в)   органов внутренних дел;

г)   Государственной противопожарной службы;

д)   других правоохранительных органов;

е)   исправительных учреждений;

ж)   организаций атомной и оборонной промышленности и др.

 

Особенности прежде всего состоят в том, что:

1)   доступ для гос. инспекторов труда в эти орга­низации возможен при получении ими заблаговременно соответ­ствующего допуска;

2)   проверки должны проводиться в назначенное время;

3)  ограничивается проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых дей­ствий. Особый порядок инспекционных проверок устанавливается ФЗ-нами и иными НПА РФ. Очевидно, что в этих актах должны быть учтены упомянутые выше особенности, предусмотренные ч. 4 ст. 360 ТК РФ.

Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда слу­жит ответственность за воспрепятствование ее деятельности (ст. 363 ТК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: