Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами


Основными вопросами, решаемыми с участием профсоюзов, действующих в интересах работников, являются:

1)   регулирование трудовых отношений (правотворчество и правоприменение);

2)   контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

3)   разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Профсоюзы защищают права своих членов свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно­сти и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральными законом минимального размера оплаты труда.

В отношении работников, являющихся членами профсоюза, эта общественная организация является безусловным представ­ителем и защитником их прав и интересов. Что же касается работников, не являющихся членами профсоюза, то по отношению к ним у профсоюзов нет обязанности, но есть право по просьбе работника или по собственной инициативе встать на защиту его трудовых прав, в частности при возникнове­нии индивидуального трудового спора (ст. 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их пра­вах и гарантиях деятельности»).

 

В области правового регулирования условий труда профсоюзам предоставлены полномочия по участию в установлении общих (кол­лективных) условий труда (правотворчестве) и применении норм трудо­вого права (в том числе установлении индивидуальных условий труда).

На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установле­нии общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде всего это выражается в дея­тельности профсоюзов в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках которой происходит подготовка проектов многих федеральных за­конов и постановлений Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.

На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо участия в региональных трехсторонних комисси­ях по регулированию трудовых отношений, других прав, предо­ставленных федеральным законодательством субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной инициативы и активно им пользуются.

На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в раз­работке и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами местного самоуправления.

На локальном уровне работодатель принимает решения с уче­том мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, предусматривает ст. 372 ТК РФ.

Этот порядок состоит из следующих этапов.

1.   В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель перед принятием решения направляет проект локального норматив­ного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Локальные нор­мативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применя­ются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

2.   Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного ло­кального нормативного акта направляет работодателю мотивирован­ное мнение по проекту в письменной форме.

3.   Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта локального нормативного акта, представленного работодателем, либо вносит предложения по его совершенствованию, рабо­тодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения выборного орга­на первичной профсоюзной организации провести дополнитель­ные консультации с ним в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформ­ляются протоколом.

После этого работодатель вправе принять локальный норматив­ный акт, а выборный орган первичной профсоюзной организации вправе его обжаловать в соответствующую государственную ин­спекцию труда или в суд. Этот профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудовою спора в порядке, преду­смотренном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (за­явления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заяв­ления) провести проверку и в случае выявления нарушения вы­дать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

 

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа пер­вичной профсоюзной организации при расторжении трудового до­говора по инициативе работодателя состоит из следующих этапов:

1.   При принятии решения о возможности расторжения трудо­вого договора в соответствии с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель на­правляет в выборный орган соответствующей первичной профсо­юзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2.   Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос на своем заседа­нии, определяет свое мнение, мотивирует его нормами закона  фактическими обстоятельствами, принимает в предусмотренном уставом   профсоюза   порядке   решение   по   этому   вопросу   и   письменном виде направляет его работодателю.

3.   Если выборный профсоюзный орган не согласился, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций рабо­тодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в вы­борный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение.

4.   Решение об увольнении работника, принятое работодателем после соблюдения указанной выше процедуры, может быть обжа­ловано выборным профсоюзным органом в соответствующую госу­дарственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольне­нии. В случае признания увольнения незаконным она выдает рабо­тодателю обязательное для исполнения предписание о восстанов­лении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

При этом ни работник, ни представляющий его интересы вы­борный профсоюзный орган не лишаются права обратиться непо­средственно в суд, а работодатель — права обжаловать в суд пред­писание государственной инспекции труда.

5.   При наличии мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации работодатель вправе рас­торгнуть трудовой договор с работником не позднее одного меся­ца со дня получения этого мнения.

В указанный период не засчитываются периоды временной не­трудоспособности работника, пребывание его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

 

Профсоюзы имеют право на осуществление общественными (профсоюзного) контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, выполнение ими ус­ловий коллективных договоров, соглашений. Выявив нарушения, профсоюзы вправе требовать их устранения.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить со­ответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые действуют в соответствии с зако­нами и установленными положениями о них. Право создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают соот­ветствующие положения об инспекциях. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциа­ции) организаций профессиональных союзов, если они действуют на террито­рии одного субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения о них в соответствии с типовыми положениями соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.

Правовая инспекция труда контролирует соблюдение трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, кроме норм об охране труда. Соблюдение норм охраны труда контролируется технической инспекцией труда, а также уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов, действующими непосредственно в организациях.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей у которых работа­ют члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объеди­нение, для проведения проверок соблюдения трудового законодатель­ства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, выполнения усло­вий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекции труда, уполномоченные (доверен­ные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

·        осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового зак-ва и иных НПА, со­держащих нормы трудового права;

·        проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

·        принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·        получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предприни­мателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболе­ваниях;

·        защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве (работе

·        предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

·        направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

·        осуществлять проверку состояния условий и охраны трудя выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями;

·        принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приёму в эксплуатацию производственных объектов и средств произ­водства в качестве независимых экспертов;

·        принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением трудового законодательства и иных норматив­ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обяза­тельств, предусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями, а также с изменениями условий труда;

·        принимать участие в разработке федеральных законов и иных НПА РФ, законов и иных НПА субъектов РФ, НПА органов МСУ, содержащих нормы трудового права;

·        принимать участие в разработке проектов подзаконных НПА об охране труда, устанавливающих госу­дарственные нормативные требования охраны труда, а также со­гласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

·        обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудово­го зак-ва и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профсоюзы, их инспекции труда взаимодействуют с ФОИВ, осуществляющим гос. надзор и контроль за соблюдением трудового зак-ва и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими фе­деральными органами исполнительной власти, осуществляющими ф-ии по контролю и надзору в установленной сфере деят-ти.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране груда проф­союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателя­ми — индивидуальными предпринимателями предложения об уст­ранении выявленных нарушений требований охраны труда.

При осуществлении общественного контроля профсоюзы, их инспекции взаимодействуют с гос. органами надзо­ра и контроля.

 

Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (см. текст в предыдущей редакции)

См.**определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О.**

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п.2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

* Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде РФ и пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово"\': применяя ч.1 ст. 374 ТК, следует не учитывать требования предвари­тельного согласования соответствующего выборного вышестоящего профсоюзно­го органа, помимо общего порядка увольнения, при расторжении трудового дого­вора с работником, входящим в состав профсоюзного органа и не освобожденным от основной работы, в случае неоднократного неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей, т.е. при увольнении указанных лиц по п. 5 ст. 81 ТК не требуется предварительное согласование соответствую­щего вышестоящего выборного органа, помимо общего порядка увольнения.*

 (см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится в соответствии со ст. 373 ТК.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Гарантии освобожденным профсоюзным работникам (см. текст в предыдущей редакции)

Работнику, освобожденному от работы в связи с занятием выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления такой работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до 1 года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности), по общему правила, средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

 

Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение 2х лет после окончания срока их полномочий допускается только в соответствии со ст. 374 ТК.

 (см. текст в предыдущей редакции)

 

Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций  его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

 (см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

 (см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации и др. объекты.

(см. текст в предыдущей редакции)

В предусмотренных коллективным договором случаях работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

С письменного заявления своих работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из з/п указанных работников.

 (см. текст в предыдущей редакции)

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

 

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: