Либеральное, консервативное и социалистическое направления в социально-экономической мысли. Проблемы соотношения и реализации идей социального, правового, демократического государства


 

            Идеология консерватизма (охраняю, сохраняю) включает несколько течений (Чичерин, Фридман), на современном этапе неоконсервативных. Консерваторов объединяет приверженность в социальной жизни к традициям, устоявшимся социальным системам и нормам, отрицание радикализма в политике. Управление признаётся функцией социальной элиты. Освящаются институты семьи, брака, религии, собственности.

            В общественных отношениях господствует аристократическая ценность свободы. Поощряются принципы смешанной экономики, а вмешательство государства в рыночную сферу в классическом консерватизме является недопустимым. Каждый индивид вправе распоряжаться своими способностями и результатами своей деятельности и должен опираться прежде всего на свои силы. Культивируется сильная, свободная исповедующая индивидуализм личность. Идеологи консерватизма выступают за юридическое равноправие граждан, но органичным элементом общества считают неравенство.

            Согласно консервативному  учению в социальной политике необходим прагматизм, а социальная помощь малообеспеченным гражданам может предоставляться государством в крайних случаях. Стимулируется развитие частного сектора в образовании, здравоохранении, благотворительность. Представители неоконсерватизма  полагают возможным смягчить, но не устранить неизбежное зло человеческого общества – бедность, страдание, несправедливость.

            Основателями классического либерализма (касающийся свободы, присущий свободному человеку) являются Локк, Смит, Новгородцев. Политическая доктрина либерализма разделяет некоторые идеи консервативного учения: господство частной собственности, свобода частного предпринимательства и торговли, конкуренция, социальная ответственность личности. Получает дальнейшее развитие концепция правового государства. Серьёзное значение придаётся формированию гражданского общества как промежуточной среды между семьёй и государством и в качестве противовеса действиям государства.

            Механизм свободного рынка, утверждают либералы, создаёт необходимые предпосылки для роста экономики, но целесообразно и постоянное содействие государства развитию экономических и социальных процессов. Для достижения благоприятных результатов в социально-экономической сфере недостаточными являются установление и охрана формального юридического равенства граждан. Учитывается, что пользование свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств, суровой практикой естественного отбора.

            Содержание либерального принципа равенства углубляется идеей о необходимости обеспечивать равенство гарантий прав и свобод граждан, а в неолиберальном течении – и равенство результатов в распределении некоторых социальных благ. Проблемы реализации свободы и равенства в общественных отношениях предлагается разрешать с использованием принципа социальной справедливости.

            Неолибералы Кейнс и Маршалл после второй мировой обосновали концепцию «государства всеобщего благоденствия», постулатами которой являются усиление государственных начал в социально-экономической сфере, поддержка благосостояния индивидуума для обеспечения его возможности участвовать в либерально-демократической жизни. Социальная политика государства благосостояния основана на перераспределении доходов, по возможности большем их выравнивании средствами, которые принимаются людьми сознательно и добровольно в результате общего согласия, договора.

            Либеральная социальная политика направлена на смягчение социального неравенства, но право граждан на социальное обеспечение строго регламентировано. Государство поощряет частное предпринимательство, экономическую активность членов общества и препятствует развитию социального иждивенчества.

            Социально-политическая доктрина социализма возникла в начале 20 века в Великобритании и Франции и представлена несколькими направлениями. Применительно к социальной политике интерес вызывают марксизм (Маркс, Энгельс, Ленин) и социал-демократизм ( Плеханов, Каутский). Согласно социалистическим учениям бедность и другие социальные проблемы могут быть устранены на основе принципов социальной справедливости, свободы и равенства в социальных отношениях и общественном устройстве. Прогрессивные элементы социализма были положительно оценены представителями других социальных учений.

            Так, привлекательными постулатами марксистского (коммунистического) варианта социализма являются социальная справедливость и солидарность, положение о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех, и некоторые другие. В то же время марксизм отрицает частную собственность и рыночную экономику, что подавляет личный интерес и тормозит экономический рост – основу социального развития. В социальной политике преобладает распределение социальных благ. Гегемоном общества является рабочий класс, и в социальных отношениях торжествует пролетарская ценность равенства.

            Социал-демократическое течение в социализме не исключает рыночных методов хозяйствования в экономике, но предусматривает государственный контроль и надзор общественных организаций за рынком. Социальная политика стимулирует реализацию личностного потенциала, формирование среднего класса. Вместе с тем учитывается, что рынок не может удовлетворить потребности всех членов общества. Для предупреждения нищеты, обеспечения занятости, повышения жизненного уровня населения устанавливается широкая система социальных гарантий. В общественных отношениях поощряются идеалы сотрудничества и альтруизма. Идеи традиционной социал-демократии успешно адаптированы к рыночной экономике в Швеции (шведский социализм) и других скандинавских странах. Модернизм как одно из направлений в социал-демократии отстаивает главным образом интересы работников интеллектуального труда (Итальянская и Португальская социалистические партии).

            Жорес Алфёров сказал, что главное различие между социалистической и капиталистической идеологией заключается в том, что именно определяет развитие общества : труд или капитал. В настоящее время происходит сближение идей либерализма, консерватизма и социал-демократии. Нивелированию различий способствует, в частности, новая концепция «государства, поддерживающего труд». Она основана на признании и защите частной собственности, собственности государства и коллективов (экономика трёх третей).Политика в экономической сфере является социально ориентированной и допускает индикативное планирование.

            В науке выделяют  либеральную, консервативную и социал-демократическую модели государства. В. Торлопов проводит классификацию с учетом идейно-политической основы социальной политики, объема государственных расходов в социальной сфере, а также фактора декоммодификации, то есть степени, до которой государство делает индивидуума зависимым от рынка путём предоставления высокого уровня обеспечения и услуг. В либеральном государстве, с точки зрения автора, сильна тенденция к предоставлению социальных благ на селективной основе. В консервативном государстве возможность предоставления благ определяют классовая и статусная принадлежность. Высокий уровень перераспределения обеспечивает социал-демократическое государство.

            Анализ моделей социального государства позволяет детально уточнить особенности социальной политики в государствах с рыночной экономикой. Однако, предложенная классификация представляется достаточно условной. При неизменности правового оформления социальной политики в актах конституционного уровня курс государства в социальной сфере может быть скорректирован вследствие демократической смены власти. Избрание либерала Клинтона на пост президента привело к реализации ряда социальных программ в области занятости, борьбы с бедностью. Эпоха Тэтчер в 80-ые  в Великобритании ознаменовался усилением консерватизма в социальной политике «государства всеобщего благоденствия».

            В общественных науках понятие социального государства является символом активной роли государства в решении социальных задач. Формула социального государства является ёмкой. Правовая конструкция социального государства не унифицирована. В Швеции, например, по общему мнению, реализуется социал-демократическая модель социального государства, достигнут высокий уровень жизни населения. Конституция же Швеции акцентирует только цели социальной политики государства.

            В характеристике социального государства ученые по-разному указывают на его взаимосвязь с правовым государством. Проследив динамику концепций правового и социального государства, Е.А. Лукашева в особенности подчеркивает их общую доминанту – служение правам человека. Последние являются определяющим, системообразующим признаком правового государства, начиная со времени выделения прав человека «первого поколения» - политических. В конце 19 начале 20 века возникают идеи социальной государственности, согласно которым государство обязано содействовать реализации так называемых прав человека «второго поколения» - социальных, экономических, культурных.

            Р.И. Иванова утверждает, что в социальном государстве государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государством правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Такое ограничение властных начал означает недопустимость удовлетворения социально-политических прав одних в ущерб политической, экономической и духовной свободе других членов общества.

            По мнению Б.С. Эбзеева, строй правового государства является строем социального правового государства. Правовое государство характеризует государственную власть с точки зрения её организации, взаимоотношений и взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти, пределов вторжения законодателя, исполнительных органов и суда в различные сферы общественной и индивидуальной жизни. Социальное государство характеризует одно из основных направлений государственной деятельности означает возложение на государство некоторых социальных задач, обусловленных экономическим и социальным развитием общества, является юридическим выражением ответственности и обязанностей государства перед обществом и личностью по осуществлению социальных программ, заложенных в экономических, социальных и культурных правах.

            В. Торлопов полагает, что правовое и социальное государство находятся в диалектическом единстве и противоречии. Единство заключается в том, что государство обеспечивает благо индивидов, устанавливая границы государственного вмешательства. Противоречие же достаточно спорно усматривается в изначальной недопустимости вмешательства правового государства в вопросы распределения общественного блага, обеспечения материального благосостояния граждан.

            Представляется, что социальное государство должно и может быть только правовым. Иное толкование недоучитывает роль государства и права в обеспечении социальной жизнедеятельности, согласовании интересов различных членов общества. Цивилизованное государство должно быть правовым, так как реализация прав и исполнение обязанностей субъектов невозможны без диктата закона. Гарантируя реализацию неотъемлемых прав человека, государство обеспечивает совместное проживание граждан на определённой территории, являясь средством достижения всеобщего согласия. Таким образом, цивилизованное государство следует характеризовать и как государство социальное.

            С.С. Алексеев считает, что идея социального государства входит в противоречие с требованиями свободной рыночной экономики, демократической государственности, основополагающих принципов правового государства и называет термин «социальное государство» «стыдливым аналогом» термину «социалистическое государство».

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: