Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Государственное прогнозирование и программы социально-экономического развития. Национальные проекты


            Одним из инструментов разработки федеральной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг – это государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и систематического анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

            Мониторинг проводится Министерством труда и социального развития совместно с другими федеральными органами исполнительной власти,  а также заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ.

            В соответствии с Положением о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.03.1995г., основными задачами мониторинга являются:

  1. непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и получение информации о ней;
  2. объединение информационных потоков, формируемых различными органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;
  3. своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и факторов, их вызвавших;
  4. предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;
  5. осуществление краткосрочного прогнозирования и развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере;
  6. оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам.

            Объектами мониторинга могут быть специально отобранные организации различных форм собственности и отраслей экономики, регионы, а также отобранные по социально-демографическим и профессиональным признакам группы населения.

            К основным направлениям мониторинга относятся:

1.      доходы и уровень жизни населения;

2.      рынок рабочей силы, занятость и безработица;

3.      социально-трудовые процессы в организациях;

4.      условия и охрана труда;

5.      социально-демографические и миграционные процессы.

            В процессе мониторинга используются данные статистики, выборочных единовременных обследований объектов и социологических опросов населения. Объединение статистической и социологической информации повышает качество анализа состояния социально-трудовой сферы, его объективность и достоверность. К обобщению полученных материалов, их анализу и подготовке предложений по решению социально-трудовых проблем привлекаются научные организации. Лица, участвующие в мониторинге, обязаны хранить государственную и коммерческую тайну, к которой они получили доступ.

            Мониторинг по праву называют индикатором и катализатором необходимых изменений в социальной политике. По результатам мониторинга готовятся ежеквартальные и ежегодные доклады, которые представляются Правительству РФ. Указанные доклады включают в себя аналитическую информацию, сведения о принятых мерах для оперативного предотвращения конфликтов и кризисных ситуаций в социально-трудовой сфере, предложения по вопросам, решение которых находится в ведении органов государственной власти.

 

            Цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ определены ФЗ РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20.07.1995г.

            Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития государства, основанная на законах рыночного хозяйства. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

            Прогнозы СЭР разрабатываются Правительством РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозируется СЭР в целом по РФ, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам, в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

            Прогнозы СЭР включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, НТР, ВЭД, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

            Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в 5 лет на десятилетний период, на среднесрочную перспективу – на период от3 до 5 лет и ежегодно корректируется, а на краткосрочную перспективу производится ежегодно.

            На основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов разрабатываются концепции СЭР РФ на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Концепция СЭР – это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах достижения указанных целей.

            Данные прогнозов и концепций СЭР РФ на долгосрочную перспективу, прогнозов СЭР на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию. Первое после вступления в должность Президента РФ, послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции СЭР РФ на среднесрочную перспективу.

           

            Исходя из положений, содержащихся в послании Президента, Правительство разрабатывает программу СЭР на среднесрочную перспективу. Программа – это комплексная система целевых ориентиров СЭР и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Так в программе СЭР на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1.      оценка итогов СЭР за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;

2.      концепция программы СЭР на среднесрочную перспективу;

3.      макроэкономическая политика;

4.      институциональные преобразования;

5.      инвестиционная и структурная политика;

6.      аграрная политика;

7.      экологическая политика;

8.      социальная политика.

            Правительство официально представляет Программу СЭР на среднесрочную перспективу в Совет Федерации и ГД. Одновременно с представлением проекта федерального бюджета Правительство представляет ГД следующие документы и материалы:

1.      итоги СЭР за прошедший период текущего года;

2.      прогноз СЭР на предстоящий год;

3.      проект сводного финансового баланса на территории РФ;

4.      перечень основных социально-экономических проблем, на решение которых направлена политика РФ в предстоящем году;

5.      перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

6.      перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

7.      намечаемые корректировки развития государственного сектора экономики.

            Правительство представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач СЭР в предстоящем году. В перечне федеральных целевых программ указываются:

1.      краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

2.      результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

3.      требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом по годам с указанием источников финансирования;

4.      объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

5.      государственные заказчики программ.

            Итоги СЭР за предыдущий год представляются Правительству, СФ, ГД не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию. «Дети России», «Развитие образования».

 

            С 01.01.2006г. в РФ реализуются установленные на федеральном уровне национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие агропромышленного комплекса». По сравнению с иными федеральными программами национальные проекты нацелены на решение приоритетных социально-экономических задач. Они основаны на принципе проектного управления, включающем сквозное планирование, установление структур, обеспечивающих выполнение проектов, их отчетности и ответственности. Кроме того, национальные проекты находятся под непосредственным контролем Президента и Правительства. С 2009г. началось осуществление некоторых новых направлений в реализации национальных проектов. Например, в национальном проекте «Здоровье» одним из таких направлений является формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний. Планируется разработка новых национальных проектов РФ.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: