Принцип свободы труда и правообязанность трудиться


            Конституция РФ провозглашает свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию,  а также установила, что принудительный труд запрещен и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на защиту от безработицы.

            Принцип свободы труда включает право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Многие ученые-трудовики полагают, что свобода труда, прежде всего, означает, что каждому предоставляется право на труд, а не право на свободу труда и на охрану труда (Конституция).В.Н. Толкунова в характеристике свободы труда особо выделяет значение таких элементов, как запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Возрастает и роль принципа защиты от безработицы и содействия занятости. Указанные принципы представляются основными составляющими свободы труда и, кроме того, могут рассматриваться как гарантии права на труд.

            М.В. Лушникова и А.М. Лушников подчеркивают, что реализация принципа свободы, основы основ прав человека, имеет одну принципиальную составляющую – возможность этой свободой пользоваться. Л.Ю. Бугров под принципом свободы труда в трудовом праве имеет в виду именно развитие юридических гарантий свободы труда работников и, что немаловажно в связи с развитием социального партнерства. По мнению уральских ученых, более широкое содержание имеет принцип свободы занятости. Он предполагает предоставление каждому правовых возможностей заниматься любой не противоречащей законодательству деятельностью (трудовой, образовательной, творческой).

            Свобода труда понятие многогранное, но, безусловно, имеет свои пределы. Законодательство запрещает криминальную занятость, устанавливает квалификационные требования к работникам для выполнения работы по определенной профессии и специальности, предусматривает финансовый контроль за предпринимательством. В трудовых отношениях свобода труда требует оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор. Принцип свободы труда созвучен рыночной экономике и сочетает неоднозначные последствия для граждан и общества. Вне государственного надзора и давления создаются предпосылки для развития личности, а вместе с тем для усиления конкуренции граждан в сфере занятости. Это оправданно побуждает граждан к экономической активности и социально ответственному поведению. Свобода, вообще, и свобода труда в частности, отнюдь не сулит человеку спокойной жизни.

           

            С тех  пор, как первые люди были изгнаны из рая, труд стал основным источником средств к существованию. В период военного коммунизма (по КЗОТ 1918г.) существовала трудовая повинность для всех граждан от 16 до 50 лет. Все трудоспособные граждане подлежали учету, регистрации и последующей трудовой мобилизации в принудительном порядке. Провозглашая право каждого на труд, советское законодательство в дальнейшем не отделяло его от обязанности граждан трудиться. Высокая занятость обеспечивалась высокой долей ручного труда, низкой производительностью труда. В переходный период вызвали сомнения правомерность возложения на граждан обязанности трудиться, парадоксальность конструкции всеобщности труда, включающая и право на труд, и обязанность трудиться. Между тем юридической науке такая конструкция известна как правообязанность. В отношении инвалидов как лиц с ограниченной трудоспособностью в юриспруденции использовалась категория юридического долга, то есть «действий желательных и целесообразных в государственных и общественных интересах, совершение которых всемерно стимулируется, а несовершение не влечет юридической ответственности».

            Во Франции, Португалии, Японии обязанность трудиться установлена законодательно. Во Франции конституционная обязанность трудиться оправдывает любое законодательное вмешательство на предмет лишения особых социальных льгот тех, кто отказывается трудиться без законных к тому оснований. Законодательство не обязывает россиян к труду, поскольку это не может быть средством разрешения многочисленных социальных проблем, и не стимулирует трудовую активность граждан. Социальное иждивенчество тоже представляется маловероятным, учитывая размер пособия по безработице. Актуальным представляется развитие принципа свободы труда, обеспечение достойной оплаты труда работников.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: