Понятие рынка труда. Актуальные вопросы подготовки кадров для рыночной экономики


            Рынок труда – совокупность экономических отношений в связи с реализацией рабочей силы, соотношение её спроса, цены и предложения. Развиваясь в режиме саморегулирования, он следует примерно такой схеме. Под воздействием инфляции и закона стоимости происходит рост цены рабочей силы – работодатели заинтересовываются в высококвалифицированных работниках, способных трудиться по смежным профессиям за  2-3 человек, а чтобы оплачивать дорогую рабочую силу, повышают уровень организации производства, внедряют современные технологии, одновременно повышая уровень квалификации работников, создавая благоприятные условия труда. Предполагается, что в динамике элементы рынка труда придут к оптимальному соотношению. Однако без участия государства, рынок труда может начать развиваться стихийно, что вызовет значительный рост безработицы.

            Во многих странах государство способствует формированию рынка рабочей силы, обеспечению качества рабочей силы через программы профессиональной подготовки и переподготовки работников, программы социального страхования по безработице, предоставляет налоговые скидки, создает дополнительные рабочие места. Однако система социальной поддержки безработных граждан – пассивный вариант политики государства на рынке труда.

            В вопросах подготовки кадров для рыночной экономики актуальным является сближение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда, ав этой связи – усиление профориентационной деятельности, обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Реформа образования направлена на повышение уровня квалификации выпускников образовательных учреждений, укрепление материальной базы учреждений образования, усиления контроля за качеством подготовки специалистов, в том числе с использованием механизмов ГЧП. Социальные партнеры могут участвовать в формировании государственных заказов на подготовку специалистов, их целевой контрактной подготовке, содействовать трудоустройству выпускников.

            В ходе реформы к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского образования отнесено установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования,  в том числе в разработке государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации учреждений профессионального образования. В целях стимулирования работодателей к развитию кадрового потенциала посредством использования рыночных механизмов регулирования предполагается проведение добровольной сертификации организаций по результатам их деятельности по развитию персонала, которую планируется проводить НПО.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: