Обеспечение занятости инвалидов


 

            Согласно Декларации о правах инвалидов ООН от 1975г. выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или нет, его или ее физических или умственных способностей.

            В ФЗ РФ от 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.  Исходя из этого определения, законодательство предусматривает систему мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, их медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. В зависимости от того, насколько существенными являются ограничения жизнедеятельности, бюро медико-санитарной экспертизы (БМСЭ) устанавливает  инвалидам 3 группы инвалидности. С 2004г. В РФ БМСЭ устанавливают также ограничение способности инвалидов к трудовой деятельности (3 степени, наоборот).

            Для целей Конвенции МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), ратифицированной РФ в 1985г., термин «инвалид» имеет более узкое содержание и означает лицо, возможности которого получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе значительно ограничены в связи с надлежащим образом подтверждённым физическим или психическим дефектом. Конвенция обязывает государства в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать национальную политику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов.

            Трудоустройство инвалидов, осуществление мер по их социальной, медицинской, профессиональной реабилитации должно производиться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида – разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями МСЭ, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя определенные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

            В международной практике рынок труда инвалидов условно подразделяют на «открытый», когда трудоустройство инвалидов осуществляется на предприятиях и организациях общего типа, и «закрытый», когда трудоустройство инвалидов ведется на предприятиях и организациях, получающих государственную поддержку.

            Выделяют две основные концепции построения модели государственной политики обеспечения занятости инвалидов на «открытом» рынке труда. Первая исходит из того, что лица с ограниченной трудоспособностью в большинстве случаев могут трудиться только в специально созданных условиях. Работодателям, использующим труд инвалидов, государство предоставляет субсидии к заработной плате. Устанавливаются квоты по приему инвалидов на работу и ответственность за их неисполнение. Инвалиды составляют при этом примерно 6-8 процентов от числа работающих в организации (Германия, Франция, Чехия). Вторая концепция основана на равенстве всех людей и характерна в первую очередь для США.  Законодательством не допускается дискриминация людей по признаку расы, пола, инвалидности, и установлена ответственность за несоблюдение этой нормы.

            В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ от 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантии трудовой занятости инвалидам устанавливаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Дополнительными гарантиями занятости инвалидов являются:

1.      установление в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2.      резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3.      стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

4.      создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

5.      создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

6.      организация обучения инвалидов новым профессиям.

            Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

            Инвалиды могут трудоустраиваться на квотируемые рабочие места как по направлению службы занятости, так и самостоятельно. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о наличии вакантных мест и выполнении квоты для инвалидов и вправе запрашивать информацию, необходимую для создания специальных рабочих мест. Следует учитывать, что отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (п.1 ст.5.42 КоАП РФ).

            Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Так, рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей – причинителей вреда.

            Постановлением Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных  рынках труда. В Перечень входят самые разные профессии: архивариус, банщик, гравер, юрист и др. Рабочие места инвалидов в организациях должны отвечать специальным требованиям в зависимости от вида инвалидности.

            Новым явлением в России является создание по примеру Австрии и других стран специальных поселений для инвалидов. В таких поселениях инвалиды могут трудиться в доступных для них по состоянию здоровья условиях труда, формировать модель организации самостоятельной жизни, что способствует их социальной реабилитации. Положительный опыт создания подобного поселения в сельской местности для больных олигофренией есть в Иркутской области.

            Инвалидам 1 и 2 групп устанавливается сокращенное рабочее время (не более 35 часов в неделю), а ежегодный оплачиваемый отпуск для инвалидов независимо от группы инвалидности составляет не менее 30 календарных дней. Привлечение инвалидов к работе в выходные и  нерабочие праздничные дни, к сверхурочным работам производится с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Работающие инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году. В ночное время инвалидов можно привлекать к работе, но только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им в соответствии с медицинским заключением.

            В Иркутской области работает программа «Социальная адаптация и реабилитация инвалидов». Меры по обеспечению занятости инвалидов, созданию для них специальных условий труда предусматриваются отраслевыми и иными социально-партнерскими соглашениями, коллективными договорами, а также включаются в индивидуальные трудовые договоры с работниками-инвалидами.

            Предприятия с зарплаты инвалидов платят страховые взносы в ПФ 16% (с зарплаты не более 415000 руб.) (против 20%), а от уплаты страховых взносов в ФСС, ФФОМС, ТФОМС освобождены. Максимальный размер выплаты по больничному листу в день составляет 1134 рубля (415000/365).

            В случае профессионального заболевания и (или) инвалидности граждане имеют право на неоднократное получение бесплатного профессионального образования (ФЗ «Об образовании»), в том числе по направлению государственной службы занятости. Инвалиды 1 и 2 групп при отсутствии медицинских противопоказаний имеют право быть принятыми вне конкурса после успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования. Профессиональную подготовку инвалидов осуществляют также более 40 специальных техникумов и училищ-интернатов, вузов и факультетов ( Современная гуманитарная академия).

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: