Обеспечение занятости молодежи


            Конвенция МОТ « 138 о минимальном возрасте для приема на работу (1973г.) предусматривает, что минимальный возраст приема на работу не должен быть ниже возраста окончания обязательного общего образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Возраст в 14 лет устанавливается как первоначальный в странах, чьи экономика и образование недостаточно развиты, и после консультаций с организациями предпринимателей и трудящихся. Минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может принести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Национальным законодательством может допускаться прием на работу лиц в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, не вредной для их здоровья и не наносящей ущерба школьному обучению, заменяя при этом возраст 12 и 14 лет. Возрастные ограничения могут не применяться по разрешению компетентного органа власти при осуществлении таких видов деятельности, как художественные выступления.

            Конвенция МОТ « 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999г.) применяет термин «ребенок» ко всем лицам моложе 18 лет. Подлежат искоренению:

  1. труд, выполняемый ребёнком, не достигшим минимального возраста, установленного национальным законодательством или международными нормами.
  2. опасный труд – труд, который ставит под угрозу умственное или нравственное благополучие ребенка, как по своему характеру, так и в связи с условиями, в которых он выполняется.
  3. безусловно наихудшие формы детского труда, которые на международном уровне определены как рабство, торговля людьми, долговая кабала и другие формы принудительного труда, принудительного набора людей для использования в вооруженных конфликтах, проституции и порнографии, а также в другой противозаконной деятельности

            Аналогичные требования к возрасту приема на работу предусмотрены в Европейской социальной хартии. Российское законодательство соблюдает указанные ратифицированные государством конвенции. В сфере предпринимательской деятельности с учетом норм гражданского  законодательства об эмансипации несовершеннолетних дискуссионным остается вопрос об участии в предпринимательстве с 14 лет.

            В соответствии с ТК заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (как и регистрация в качестве безработного). Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор в случаях получения основного общего образования либо оставления, в соответствии с ФЗ, общеобразовательного учреждения. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста  14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организация кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Верхней возрастной границы понятия «молодежь» нет (или 30)

            В субъектах РФ в соответствии с региональным законодательством может производиться квотирование рабочих мест для молодежи (Красноярский край), как правило, речь идет о лицах получивших среднее специальное образование и особо нуждающихся в работе.

            В соответствии  с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют меры по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998г.).

            Обеспечению занятости несовершеннолетних содействуют установленные для них ТК гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. За исключением ликвидации организации, увольнение указанных работников допускается помимо общего порядка расторжения трудового договора только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы службы занятости участвуют в профессиональной ориентации, а также содействуют трудоустройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (ФЗ 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

            Дополнительные гарантии в сфере занятости предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей на основании ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996г.). Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, выплачивается повышенное пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе (не больше 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев).

            Целевая контрактная подготовка специалистов. Стажировка бесплатная с целью восполнить пробелы в качестве профессиональной подготовки. Лица, обучающиеся за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, заключают договор с образовательным учреждением и с работодателем. Договор с работодателем заключается на срок до 3 лет по предложению учебного заведения. Предусмотрены основания, при наличии которым студенты освобождаются от заключения и исполнения контрактов с работодателем, от возмещения учебному заведению и работодателю затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других  социальных пособий и льгот.

            Прочную организационную основу должны иметь также контакты администрации учебных заведений и их подразделений с работодателями (прохождение практики, заказы на разработку дипломных проектов, разработка профессиональных резюме, информационные встречи работодателей с выпускниками, систематическое изучение потребностей предприятий региона в специалистах). В структуре образовательного учреждения рекомендовано создавать центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников.

            Лицам, окончившим образовательное учреждение и впервые поступившим на работу по полученной специальности, не устанавливается испытание при приеме на работу. 

            На федеральном уровне создан и действует Российский центр содействия молодежному предпринимательству, который координирует данное направление политики в сфере занятости и оказывает методическое (стимулирование инновационной деятельности молодежи, повышение конкурентоспособности, рост деловой активности) содействие работе аналогичных структур в регионах, периодически проводятся конференции, семинары для организаций, работающих в сфере молодежного предпринимательства и занятости.             Предусматривается материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности молодежных предприятий, учебно-деловых центров, организация конкурсов проектов в сфере молодежного предпринимательства, создание центров социально-трудовой адаптации молодежи, организация  ярмарок вакансий, осуществление государственных заказов молодежным предприятиям  и обеспечение таких заказов материальными ресурсами и финансовыми средствами, а также предоставление налоговых льгот в первые три года деятельности.

            В некоторых регионах органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут привлекать молодежные общественные объединения к выполнению государственного заказа на создание социальных служб, информационных и других молодежных центров и центров досуга  для детей и молодежи, на разработку и реализацию программ по организации социальной работы, дополнительного образования, летней оздоровительной работы, деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а также на осуществление научных исследований и иных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной политики.

            Единое правовое регулирование вопросов молодежной политики в России отсутствует.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: