Обеспечение занятости пожилых работников


 

            Рекомендация МОТ от 1980г. № 162 о пожилых работниках. В ней предусмотрено, что каждая страна в соответствии с национальным законодательством, практикой и местными условиями определяет, кто относится к таким работникам. Пожилые работники без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими работниками, в частности, относительно:

1.      доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства;

2.      доступа, с учетом их личных способностей, опыта и квалификации

·         к работе по их выбору как в государственном, так и в частном секторах (в исключительных случаях могут устанавливаться возрастные ограничения ввиду особых требований, условий или правил для некоторых видов работы);

·         к возможностям профессиональной подготовки, в частности повышения квалификации или переквалификации;

·         к оплачиваемому учебному отпуску, в частности, в целях профессиональной подготовки и профсоюзного образования;

·         к продвижению по службе и справедливому распределению работы.

3.   гарантии занятости и практики прекращения трудовых отношений в рамках системы, позволяющей постепенный переход от трудовой жизни к режиму свободной деятельности (выход на пенсию осуществляется на добровольной основе):

  • вознаграждения за равный труд;
  • мер социального обеспечения и социальных пособий;
  • условий труда, включая меры в области техники безопасности и гигиены труда;
  • возможности иметь жильё, доступ к социальным и медицинским службам, в частности, когда эти возможности и этот доступ связаны с профессиональной деятельностью или занятостью.

            В целях облегчения положения пожилых работников могут применяться следующие меры: сокращение нормальной продолжительности рабочего времени, прежде всего, на тяжелых, опасных или вредных работах; увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом выслуги лет и возраста; предоставление возможности работать неполное рабочее время и по гибкому графику работы; содействие назначению пожилых работников на работу в дневное время; перевод по желанию пожилых работников по той же или другой специальности, где они смогут применять свои способности и опыт по возможности без потерь в заработке.

            В случае сокращения численности работников должны приниматься особые меры с учетом потребностей пожилых работников, способствуя их переквалификации, оказывая им помощь в обеспечении новой работой или гарантируя им соответствующую защиту их доходов или соответствующую денежную компенсацию. Следует принимать меры, чтобы содействовать поступлению на работу или возобновлению трудовой деятельности ищущих работу пожилых людей, не работавших в связи с семейными обязанностями.

            Протокол № 1 Европейской социальной хартии требует от государств разрабатывать и проводить последовательные действия, чтобы обеспечивать пожилым людям социальную защиту в различных областях, в частности, должны приниматься меры, чтобы давать пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, свободно выбирать образ жизни и вести независимое существование в своей привычной среде так долго, как они этого пожелают и пока это возможно.

            В российском законодательстве о труде и занятости населения нет понятия пожилых работников. ФЗ 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» относит к гражданам пожилого возраста женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет. В законе о занятости населения учтены только лица предпенсионного возраста.

            На лиц предпенсионного возраста распространяются такие дополнительные гарантии обеспечения занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, как предоставление возможности повышения квалификации и профессионального обучения, трудоустройство на временную работу, разработка  и реализация специальных социальных программ, квотирование рабочих мест. На основе п.3 ст.4 Закона о занятости населения органы службы занятости обязаны предлагать подходящую работу с учетом возрастных особенностей граждан.

            Законодательством урегулированы условия продления выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию. Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25  и  20 лет для мужчин и женщин соответственно,  а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающим им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарных недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

            По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, имеющим указанный выше стаж и уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности  или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

            Конструкция «разделение труда» в ЕС  - 50% зарплаты плюс за половину рабочего дня (вторую работает молодой специалист) плюс 50 % пенсии.

            В РФ пенсионер по возрасту имеет право на получение пенсии в период работы. ТК РФ устанавливает обязанность работодателя на основании письменного заявления работника-пенсионера предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году (ст. 128). Нормы, облегчающие труд пенсионеров, могут предусматриваться в актах социального партнерства, локальных правовых источниках и трудовых договорах. ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда по признаку возраста. В случаях расторжения трудового договора по сокращению численности или тата работников лицам предпенсионного возраста при равной производительности труда и квалификации с другими работниками предпочтение при оставлении на работе, как правило, устанавливается актами социального партнёрства.

           


Предыдущие материалы: Следующие материалы: