Понятие, виды и причины трудовых споров


Термин трудовые споры появился лишь в 1971г. в принятом тогда третьем КЗОТ РФ. Его глава XIV названа была трудовые споры. Первые два КЗОТ России (1918 г. и 1922г.)  употребляли термин трудовые конфликты.

 Конфликт с точки зрения философии – это неразрешимое противоречие, грозящее взрывом в трудовых отношениях – стачкой, забастовкой.

 Ныне действующий Трудовой Кодекс РФ сохраняет термин трудовые споры и совсем не предусматривает старый термин трудовой конфликт.  Его не следует и студентам употреблять.

 Не надо смешивать трудовой спор с конфликтной ситуацией, которая может возникнуть до трудового спора при разногласиях сторон по тому или иному трудовому вопросу.

В литературе высказана точка зрения, что, конфликт предшествует трудовому спору.  Эта точка зрения смешала конфликтную ситуацию с трудовым спором, решаемым юрисдикционным органом.

Понятие трудовых споров надо отличать от предшествующих им разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одной из ступенек в динамике возникновения трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения.

Ныне у нас трудовые правонарушения а с ними и трудовые споры значительно участились и обострились. Своевременное и правильное их разрешение способствует снижению существующей социальной напряженности.

Трудовым  правонарушением называется виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, а, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Когда же действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет.

Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает орган,  рассматривающий трудовой спор, который называется юрисдикционным.

Само трудовое правонарушение нельзя считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты сами могут разрешить. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь, когда оно не урегулировано самими сторонами и поэтому внесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовое правонарушение, а затем его различная оценка субъектами спорного правоотношения (разногласие), как правило, предшествуют трудовому спору.

Разногласие работник  может самостоятельно или с участием представляющего его интересы  профкома урегулировать при непосредственных переговорах с администрацией.

Трудовой  же спор возникает, лишь,  когда разногласие о праве или законном интересе переносится  на разрешение юрисдикционного органа.

 Если изобразить динамику возникновения трудового спора  по ее  ступеням, то она будет следующая:

1. трудовое правонарушение.

2.                          различная его оценка субъектами  правоотношения.

3.                          попытка урегулировать эти разногласия  самими сторонами  при непосредственных  переговорах, т.е. самоурегулирование  разногласий.

4.                          обращение  для разрешения разногласий  в юрисдикционный орган.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников – с коллективным в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими разногласий субъектов трудового права в юрисдикционном органе. Таким образом, трудовой спор возникает лишь с момента, когда внесено не урегулированное разногласие на рассмотрение юрисдикционного органа.

Следовательно, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой индивидуальный или коллективный трудовой спор, если эти субъекты его сами не урегулировали и один из них внес это разногласие (оспорил) на разрешение соответствующего юрисдикционного органа, т.е. оно поступило на рассмотрение законом предусмотренного органа.

Следовательно, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой спор, когда оно не урегулировано самими сторонами и поступило на рассмотрение юрисдикционного органа.

И мы  даем общее  понятие трудового спора,  трудовыми спорами называются   поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Это понятие указывает на отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и на то,  что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных, непосредственно связанных с ним, примыкающих к нему правоотношений, в том числе и из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Из ранее указанной динамики возникновения трудовых споров видна их связь с трудовыми правонарушениями, которые в большинстве случаев являются поводом к разногласиям, а затем и к трудовым спорам.

Трудовые правонарушения являются в то же время нарушением правопорядка на производстве и принципа законности в сфере труда.

Конституция РФ закрепляет принцип законности, предусматривая, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. При этом должны соблюдаться законность и восстанавливаться нарушенные права и законные интересы.

Юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор, не только проверяет законность правоприменения норм трудового права, но в то же время он и сам является органом правоприменительным и правовосстанавливающим, пресекающим трудовые правонарушения и привлекающим к ответственности за эти правонарушения.

Правоприменением трудового законодательства работодатель реализует трудовые права работников, а юрисдикционный орган проверяет правильность этого правоприменения и восстанавливает нарушенные трудовые права, пресекает трудовые правонарушения.

При любом правоприменении трудового законодательства должна соблюдаться законность, т.е. правоприменитель должен применять норму трудового права в строгом предписании законодателем, не нарушая ее. 

Выяснение вида трудового спора помогает правильно определить его первоначальную подведомственность и порядок его разрешения.

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1) по спорящему субъекту.

2) по характеру спора.

3) по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на: 1)индивидуальные и 2)коллективные. Так, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т.д. – это индивидуальные.

А споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов – это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем  и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда)  о которых заявлено  в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор отличен от коллективного как субъектным его составом, так и содержанием предмета спора.

В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес.

В коллективных же спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или (его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

В индивидуальном трудовом споре спорящими субъектами являются работник и работодатель. В нем работник оспаривает и защищает через юрисдикционный орган свое трудовое субъективное право (спор о праве)  или свой законный трудовой интерес.

В коллективном трудовом споре спорящими субъектами являются работники одной или нескольких организаций (трудовые коллективы в лице их представителей) и работодатель или работодатели нескольких организаций (в лице их представителей, ассоциаций). В нем защищаются и оспариваются (предмет спора) трудовые права и законные интересы  всего трудового коллектива (его части) или нескольких трудовых коллективов или права профсоюзов в сфере труда, быта, культуры как представителей работников. Предметом конкретного трудового спора является определенное право или законный интерес.

 


Предыдущие материалы: Следующие материалы: