Принципы порядка рассмотрения и подведомственность  трудовых споров


    Принципы порядка рассмотрения  трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, существенные характерные черты этого порядка и направленность  развития системы норм,  регулирующих этот прядок.

В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы работников.

Принципами порядка рассмотрения трудовых споров являются следующие:

1. демократизм, т.е. участие широких масс работников в разрешении споров.

2.бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором.

3.законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам.

4. быстрота разрешения трудового спора.

5.обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав.

 Рассмотрим  подробнее каждую из этих характерных черт.

1.Демократизм, участие работников через КТС, профсоюзы, своих представителей в разрешении споров. Данный демократический принцип проявляется в активном участии работников как в создании юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, так и участии через своих представителей в этих органах, в применении норм трудового права при разрешении споров. Так в КТС трудовые споры  решают избранные и назначенные  члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием  представителей трудового коллектива или профсоюза. В суде работники участвуют в рассмотрении  споров о восстановлении на работе и через своих представителей.

2.Бесплатность доступность и удобство  обращения работников в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники  для разрешения трудовых споров не теряют много времени не несут никаких материальных затрат. Спор  может быть решен КТС на том же предприятии, где работает работник, и в нерабочее  для него время. Примирительная комиссия находится непосредственно на производстве и состоит из работников данного производства. Поэтому все эти органы доступны для работников в них удобно обратиться. Они хорошо знают обстановку данного производства, условия спора и могут правильно его решить. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где работает работник. 

При предъявлении иска по трудовому спору истцы работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственных пошлин.

Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.

3.Гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а следовательно законность его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично. В КТС и суде спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из их членов.

Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов. Гласность, демократия и законность – эти понятия взаимосвязаны в порядке рассмотрения трудовых споров. 

Но, как показывает судебная практика, многие решения судов по трудовым спорам отменяются вышестоящим судом из-за неполноты исследования материалов по делу (неистребования судом важных документов по делу, невыяснения значимых обстоятельств по делу или неправильное применение норм права). А это значительно затягивает разрешение спора и восстановление нарушенного трудового права, чем нарушается принцип быстроты разрешения спора. 

4.Быстрота разрешения трудовых споров.  Она обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальным сроком называется установленный законом отрезок времени для совершения  процессуальных действий по начатому процессу. 

5.Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа рассмотревшего индивидуальный трудовой спор о применении установленных законом условий труда, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава – исполнителя.

Вопрос о подведомственности трудовых споров – это определенные формы защиты данного трудового права или интереса.

Правильное  и быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. НА это направлено и верное определение подведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить при принятии заявления по спору.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры - это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.

Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями  в области трудовых споров. В компетенцию включается как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить  решение по спорам. Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами, обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий органа, т.е. правомочие принять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственность спора определяется законом.

Подведомственность – это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться данный спор.

Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного индивидуального трудового спора, надо сначала выяснить, какого вида спор, т.е. индивидуальный или коллективный, а если индивидуальный, то определить его характер: о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношения он вытекает. Если индивидуальный спор об установлении условий труда, то он теперь также подведомствен КТС и суду. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны.

Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Согласно п.6 ч.1 ст.23 ГПК РФ, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции: дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст.28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

В силу ч.6 ст.29 ГПК РФ, иск о восстановлении трудовых прав может предъявляться также в суд по месту жительства истца.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: