Основные начала международного трудового права


Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования труда являются нормы (стандарты) труда, закрепленные в актах, принятых международными организациями, и в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.

Современное российское трудовое законодательство старается максимально учесть мировой опыт, международно-правовые акты. Более того, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются нормы международного договора.

Это очень важное в практическом плане положение, в соответствии с которым вопросы международно-правового регулирования труда являются "сквозными" для всех разделов трудового права России. Студентам необходимо это учитывать при изучении курса.

Международные договоры РФ с зарубежными государствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории.

Источниками международно-правового регулирования труда являются правовые акты различного уровня, в той или иной степени регулирующие вопросы отношений в сфере труда, принятые различными международными организациями. Эти акты распространяют свое действие на страны, их подписавшие и (или) признающие.

Принципиальное значение среди этих актов имеют акты ООН. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Специализированным учреждением ООН является МОТ. Важнейшими документами, регламентирующими ее деятельность, являются Устав <1> и Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Главным принципом работы МОТ является трипартизм, означающий, что формирование почти всех ее органов базируется на основе трехстороннего представительства - от правительств, представителей работников и предпринимателей.

Деятельность МОТ многообразна, но традиционно в основе задач МОТ лежали нормотворческая деятельность и сотрудничество с государствами-членами, а также с организациями предпринимателей и трудящихся. Акты, принятые МОТ, являются одним из главных источников международно-правового регулирования труда.

Международно-правовые нормативные акты в сфере труда можно классифицировать по ряду основных направлений, которые они регулируют:

защита основных прав и свобод человека в области труда;

защита прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы;

защита трудовых прав в области условий и охраны труда;

сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

 С точки зрения формально приданной юридической силы на втором месте после Конституции РФ в числе источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы международно-правовой регламентации труда.

С позиции формального выражения Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах не относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов.

В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. В части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с российским законодательством, данная норма должна применяться при регулировании отношений в сфере труда.

В ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на отдых и досуг. Поэтому эта норма может быть применена при реализации работниками права на отдых и досуг.

В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гарантируется жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, необходимый для его благосостояния и членов его семьи. Данная норма также применима при регулировании трудовых отношений.

В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гарантируется право на получение образования, в том числе и бесплатного. Рассматриваемая норма также применима при предоставлении льгот лицам, совмещающим работу с обучением.

Непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права, может быть применена и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой провозглашено право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы Международного пакта о гражданских и политических правах,  гарантирующие равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.

В ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Очевидно, что данная норма применима и в российской практике, так как предусматривает более льготные для работников условия по сравнению с внутренним законодательством.

В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплены право на справедливое вознаграждение и справедливую заработную плату за труд равной ценности, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на одинаковое для всех продвижение на более высокие ступени по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени. Данная норма также предназначена для материализации в отношения, входящие в предмет трудового права.

В ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на свободу объединения и беспрепятственное осуществление профсоюзами своей деятельности по защите прав и свобод в сфере труда. Указанная норма также применима при регулировании трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся конвенции Международной организации труда (МОТ). В настоящее время на территории России должны применяться 57 ратифицированных конвенций МОТ:

1. Конвенция № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;

2. Конвенция № 11 о праве на ассоциацию и объединение в сельском хозяйстве;

3. Конвенция № 13 о применении белил в малярном деле;

4. Конвенция № 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;

5. Конвенция № 15 о минимальном допуске подростков на работу в качестве грузчиков угля и

кочегаров на флоте;

6. Конвенция № 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков,

занятых на борту судов;

7. Конвенция № 23 о репатриации моряков;

8. Конвенция № 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;

9. Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде;

10. Конвенция № 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и

разгрузке судов;

11. Конвенция № 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого вида;

12. Конвенция № 47 о сокращении рабочего дня до сорока часов в неделю;

13. Конвенция № 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

14. Конвенция № 58 о минимальном возрасте приема детей на работу в море;

15. Конвенция № 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

16. Конвенция № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;

17. Конвенция № 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;

18. Конвенция № 73 о медицинском освидетельствовании моряков;

19. Конвенция № 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью

выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;

20. Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных

работах;

21. Конвенция № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле и Протокол 1995 года к

Конвенции № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

22. Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

23. Конвенция № 90 о ночном труде подростков в промышленности;

24. Конвенция № 92 о помещениях для экипажей на борту судов;

25. Конвенция № 95 об охране заработной платы;

26. Конвенция № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных

переговоров;

27. Конвенция № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

28. Конвенция № 103 об охране материнства;

29. Конвенция № 105 об упразднении принудительного труда;

30. Конвенция № 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;

31. Конвенция № 108 о национальных удостоверениях личностей моряков;

32. Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий;

33. Конвенция № 112 о минимальном возврате для принятия на работу рыбаков;

34. Конвенция № 113 о медицинском осмотре рыбаков;

35. Конвенция № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

36. Конвенция № 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;

37. Конвенция № 120 о гигиене в торговле и учреждениях;

38. Конвенция № 122 о политике в области занятости;

39. Конвенция № 123 о минимальном возврате допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;

40. Конвенция № 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;

41. Конвенция № 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;

42. Конвенция № 133 о помещениях для экипажа на борту судов;

43. Конвенция № 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;

44. Конвенция № 138 о минимальном возврате для приема на работу;

45. Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в области развития людских ресурсов;

46. Конвенция № 147 о минимальных нормах на торговых судах;

47. Конвенция № 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

48. Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;

49. Конвенция № 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

50. Конвенция № 155 о безопасности и гигиене условий труда и производственной среде;

51. Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

52. Конвенция № 160 о статистике труда;

53. Конвенция № 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

54. Конвенция № 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;

55. Конвенция № 162 об охране труда при использовании асбеста;

56. Конвенция № 179 о найме и трудоустройстве моряков;

57. Конвенция № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах.

С точки зрения формального выражения перечисленные конвенции МОТ являются источниками трудового права. Однако материализация норм конвенций в конкретные отношения может состояться лишь благодаря включению в содержание внутреннего законодательства. Такое положение обусловлено тем, что с текстом ратифицированных конвенций могут ознакомиться далеко не все правоприменители, они до настоящего времени официально не опубликованы. При принятии федеральных законов о ратификации конвенций МОТ их текст не приводится, а делается ссылка на номер конвенции и ее название. Например, в Федеральном законе "О ратификации Конвенции 1986 года об охране труда при использовании асбеста (Конвенция № 162)" от 10 марта 2000 года ссылка сделана лишь на название ратифицированной Конвенции. В связи с изложенным нормы конвенций МОТ не проходят путь от формального к материальному проявлению в конкретных отношениях, составляющих предмет трудового права. Хотя многие положения конвенций МОТ воспроизведены в трудовом законодательстве. Поэтому их реализация происходит через включение в нормы внутреннего российского законодательства.

Источником трудового права является Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года. В ней закреплены следующие принципы регламентации отношений в сфере труда:

1) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда;

4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Из п. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда следует, что государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали какие-то конвенции МОТ, отражающие позицию МОТ в развитии перечисленных принципов, обязаны, исходя из членства в МОТ, претворять в жизнь положения указанных конвенций. В связи с чем и не ратифицированные конвенции МОТ, принятые в развитие этих принципов, следует соблюдать на территории Российской Федерации, поскольку она является членом МОТ.

Таким образом, положения не ратифицированных конвенций МОТ должны признаваться источниками трудового права России при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

– закрепления в конвенции определенного правила поведения;

– совпадения данного правила поведения с действием перечисленных основополагающих принципов в сфере труда.



Предыдущие материалы: Следующие материалы: