Урегулирование трудовых разногласий органами государственного надзора и контроля


В соответствии со своей компетенцией заявление работников может рассматриваться органами надзора и контроля: Ростехнадзора, Федеральной инспекцией труда, Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Обращение в эти органы имеет досудебный порядок урегулирования разногласий. Такое обращение является способом защиты трудовых прав. Формой защиты это будет являться тогда, когда оформлен правоприменительный акт о восстановлении нарушенных трудовых прав.

Инспекция труда обязана отреагировать на обращение работника, даже если есть решение суда либо дело находится на рассмотрении в суде. Если есть решение суда или дело находится на рассмотрении суда - не может быть выдано предписание. Однако может быть составлен акт, протокол и т.п., которые могут быть использованы в качестве доказательств по делу или в качестве вновь открывшихся обстоятельств для пересмотра решения суда.

Решение суда не препятствует инспекции труда привлечь работодателя к административной ответственности.

Нормативные правовые акты, регулирующие эти вопросы:

- Конвенция МОТ № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" 1947 г.;

- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ;

- Трудовой кодекс РФ.

ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ требует предварительного оформления всех мероприятий и только в присутствии представителя работодателя (письменное разрешение руководителя).

Конвенция МОТ № 81 предусматривает, что инспектор труда может при предъявлении удостоверения посещать любые помещения, в любое время без участия (либо с участием) представителей работодателя.

ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ вступает в противоречие со статьями Трудового кодекса РФ (359, 366 - 369), так как в своей деятельности должностные лица независимы и подчиняются только закону. Следовательно, необходимо применять положения Трудового кодекса РФ, так как его нормы обладают приоритетом (статья 5 Трудового кодекса РФ), а также Конвенцию МОТ № 81.

Принудительных механизмов для реализации актов органов государственного надзора и контроля не имеется, хотя их акты обязательны для исполнения.

В соответствии со статьей 122 ГПК РФ выдается судебный приказ по требованиям, основанным на сделке, совершенной в простой письменной форме. Трудовой договор является сделкой. Поэтому можно обратиться за выдачей судебного приказа, если не выполняются условия трудового договора. Возможно также предъявление иска об обязании исполнить акт органа государственного надзора или контроля. Данный акт в части административного приостановления деятельности работодателя с 1 февраля 2008 г. является исполнительным документом (статья 109 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).


Предыдущие материалы: Следующие материалы: