Публично-правовая защита трудовых прав


Публично-правовая защита трудовых прав может быть использована:

- в защиту неопределенного круга лиц путем обжалования нормативных правовых актов;

- путем обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

С точки зрения обжалования нормативных правовых актов с таким заявлением может обратиться:

- прокурор (пункт 1 статьи 45, пункт 1 статьи 251 ГПК РФ);

- профсоюз (пункт 1 статьи 46 ГПК РФ, а также Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 265-О);

- работник, если считает, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы (пункт 1 статьи 251 ГПК РФ);

- работодатель, если считает, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы (пункт 1 статьи 251 ГПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В связи с этим возникает вопрос о порядке обжалования указанных актов: следует ли применять публично-правовой порядок при обжаловании локальных нормативных актов либо такое обжалование должно происходить в порядке искового производства?

По содержанию отношений обжалование локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, подпадает под действие публично-правового производства. По субъектному же составу - не подпадает, так как в части 1 статьи 251 ГПК РФ определено, что в публично-правовом порядке обжалуются акты государственных органов и органов местного самоуправления. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает право работодателей на издание локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Следовательно, государство делегировало работодателям публично-правовую функцию по изданию локальных нормативных актов. В связи с этим локальные нормативные акты должны обжаловаться в порядке публично-правового производства.

С точки зрения обжалования действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц с таким заявлением может обратиться:

- работник, если считает, что были нарушены его права и свободы (часть 1 статьи 254 ГПК РФ);

- работодатель, если считает, что были нарушены его права и свободы (часть 1 статьи 254 ГПК РФ).

Действия (бездействие) инспектора труда могут быть обжалованы в публично-правовом порядке. Если инспектор труда отказался принять меры для устранения нарушений трудовых прав работника, то работник вправе:

- обратиться с исковым заявлением о восстановлении нарушенного права;

- обратиться с заявлением о признании действий (бездействия) инспектора труда незаконными в порядке публично-правового производства. В ходе разбирательства подобного дела может быть установлен факт нарушения трудовых прав работника. Возможность (невозможность) установления факта нарушения трудовых прав работника зависит от того, каким образом составлено заявление.

Работодатель также может обжаловать действия (бездействие) инспектора труда, в частности, он может обжаловать предписание инспектора труда, наложение на него административного взыскания.

Государственные служащие при нарушении их трудовых прав могут обжаловать действия (бездействие) своего работодателя, так как последний является государственным органом. В связи с этим возникающие отношения подпадают под действие публично-правового производства. При этом в заявлении не должно быть материальных претензий к работодателю. В настоящее время практика по данным делам отсутствует.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: