Исполнительное производство


1. Понятие стадии исполнительного производства, ее значение.

Исполнительное производство можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как институт права исполнительное производство может быть определено как совокупность правовых норм, которые регламентируют процесс исполнения судебных и иных актов по правилам исполнительного производства. Исполнительное производство является смежным институтом для двух отраслей права:

1) гражданского процессуального права;

2) арбитражного процессуального права.

Нормы института исполнительного производства, являющиеся частью арбитражного процессуального права, регламентируют порядок исполнения исполнительных документов, выданных арбитражным судом, требований, составляющих содержание исполнительных документов, выданных государственными контролирующими органами в отношении организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими экономической деятельности; исполнительных документов о взыскании расходов на совершение исполнительных действий, исполнительского сбора при реализации перечисленных исполнительных документов, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которые связаны с исполнением названных документов.

Порядок исполнения других исполнительных документов и деятельность по их реализации регламентируются нормами института исполнительного производства, являющегося составной частью гражданского процессуального права.

Во-вторых, исполнительное производство является завершающей стадией гражданского процесса, арбитражного процесса, административного процесса, на которой обеспечивается реализация выданных при осуществлении указанных видов процессуальной деятельности документов. Реализация исполнительных документов, не связанных с экономической деятельностью организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, происходит по нормам гражданского процессуального права, составляющим содержание института исполнительного производства.

Стадия исполнительного производства, являющаяся составной частью гражданского процесса, имеет собственное правовое регулирование. В ГПК РФ раздел VII "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов" (статьи 428 - 446), Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" составляют правовую основу самостоятельной правовой регламентации на стадии исполнительного производства. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета устанавливаются бюджетным законодательством (часть 2 статьи 1 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Применение перечисленных норм имеет самостоятельную правовую цель - реализацию исполнительных документов, выданных судами общей юрисдикции и иными государственными органами, осуществляющими контролирующие функции. Достижение этой цели происходит путем составления на стадии исполнительного производства соответствующих процессуальных документов. В частности, на этой стадии могут быть изданы постановления о возбуждении исполнительного производства, совершении исполнительных действий, взыскании расходов, связанных с совершением исполнительных действий, исполнительского сбора, а также постановления о прекращении или окончании исполнительного производства, о возвращении исполнительных документов. Начинается данная стадия с возбуждения исполнительного производства, что оформляется соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя. Заканчивается стадия исполнительного производства изданием постановления о прекращении исполнительного производства или о его окончании либо вынесением постановления о возвращении исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Таким образом, стадия исполнительного производства соответствует общим требованиям самостоятельной стадии гражданского процесса: она имеет собственное правовое регулирование, самостоятельную правовую цель, достижение которой обеспечивается вынесением соответствующих процессуальных документов на стадии исполнительного производства.

Следовательно, стадия исполнительного производства может быть определена как деятельность полномочных государственных органов по реализации исполнительных документов на основании норм гражданского процессуального права, что оформляется вынесением на данной стадии соответствующих процессуальных актов.

Реализация исполнительных документов по правилам исполнительного производства непосредственно связана с правом на судебную защиту. Право на судебную защиту состоит не только в возможности обращения в суд, вынесения им правового решения, но и в исполнении решения суда. Неисполнение решения суда не позволяет признать реализованным право на судебную защиту. Поэтому совершаемые на стадии исполнительного производства процессуальные действия непосредственно связаны с реализацией права на судебную защиту. В том случае, когда цель исполнительного производства не достигнута, то есть при неисполнении решения суда, право на судебную защиту остается нереализованным. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что стадия исполнительного производства в отношении решений суда, подлежащих исполнению по правилам исполнительного производства, является завершающей в реализации права на судебную защиту. В связи с этим стадия исполнительного производства является одним из основных этапов реализации материальных норм, на основании которых выдан исполнительный документ. Неисполнение данного документа приводит к тому, что норма материального права, послужившая основанием для его выдачи, остается нереализованной. Следовательно, на стадии исполнительного производства обеспечивается реализация материальных норм по правилам исполнительного производства. По этой причине эффективность правоприменения находится в прямой зависимости от реализации исполнительных документов по правилам исполнительного производства.

2. Органы принудительного исполнения, их основные права и обязанности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - ФЗ "Об исполнительном производстве") принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляет Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное совершение действий по принудительному исполнению исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Судебные приставы-исполнители обязаны соблюдать следующие принципы, действующие на стадии исполнительного производства:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства граждан;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя с мерами принудительного исполнения (статья 4 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Соблюдение перечисленных принципов предполагает исполнение судебным приставом-исполнителем возложенных на него обязанностей и использование имеющихся у него прав для реализации требований исполнительного документа. Права и обязанности судебных приставов-исполнителей имеют корреспондирующий характер по отношению к правам и обязанностям лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Взыскатель по исполнительному документу вправе потребовать от соответствующего подразделения службы судебных приставов исполнения следующих обязанностей:

1) возбуждения по его заявлению и надлежащим образом оформленному исполнительному документу исполнительного производства;

2) соблюдения сроков исполнительного производства;

3) совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

4) привлечения к участию в исполнительном производстве других лиц (переводчика, специалиста) с целью своевременного исполнения исполнительных документов;

5) рассмотрения ходатайств, ознакомления с материалами исполнительного производства;

6) вынесения процессуальных документов в соответствии с действующим законодательством;

7) привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве (части 1 и 3 статьи 17.14 КоАП РФ), а также за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (статья 17.15 КоАП РФ).

Взыскатель вправе требовать от судебного пристава-исполнителя исполнения других обязанностей, предусмотренных законодательством, например по возмещению понесенных в исполнительном производстве расходов.

С целью исполнения своих функций судебный пристав-исполнитель вправе требовать от должника исполнения следующих обязанностей:

1) надлежащего исполнения требований исполнительного документа;

2) предоставления достоверных сведений об имуществе, которое может быть использовано для исполнения требований исполнительного документа;

3) отказа от использования имущества, на которое наложен арест для обеспечения требований исполнительного документа;

устанавливать с соблюдением законодательства срок для исполнения требований исполнительного документа;

привлекать к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве и неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера;

взыскивать понесенные в связи с совершением исполнительных действий расходы, а также исполнительский сбор.

Судебный пристав-исполнитель вправе возлагать на должника иные не запрещенные законодательством обязанности с целью полного и своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник вправе потребовать от судебного пристава-исполнителя ознакомления с материалами исполнительного производства, соблюдения своих прав. В случае несогласия с действиями судебного пристава-исполнителя он может обжаловать их в установленном порядке вышестоящему должностному лицу Федеральной службы судебных приставов, а также в суд.

Судебный пристав-исполнитель вправе требовать от других лиц, участвующих в исполнительном производстве (переводчика, специалиста), надлежащего исполнения своих обязанностей, требовать их привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций. Неисполнение этих требований может повлечь привлечение к установленной законодательством ответственности. В частности, на основании статей 17.14, 17.15 КоАП РФ может последовать административная ответственность за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. За неисполнение решения суда по требованию судебного пристава-исполнителя может последовать уголовная ответственность виновных в таком нарушении лиц.

3. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

В статье 48 ФЗ "Об исполнительном производстве" к числу лиц, участвующих в исполнительном производстве, отнесены: 1) взыскатель и должник, являющиеся сторонами исполнительного производства; 2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе; 3) другие лица, содействующие исполнению требований исполнительного документа (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, а также другие лица).

Взыскателем и должником могут быть гражданин и организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, к которому применяются правила об участии организации в исполнительном производстве (часть 1 статьи 49 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Взыскателем в исполнительном производстве признается гражданин или организация, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ (часть 3 статьи 49 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Должником в исполнительном производстве признается гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных в исполнительном документе действий (часть 4 статьи 49 названного Федерального закона).

В случаях, определенных федеральными законами, должником или взыскателем в исполнительном производстве могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В исполнительном производстве возможно соучастие на стороне взыскателя или должника.

Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, заключать мировое соглашение, а также реализовать иные права, предусмотренные в законодательстве об исполнительном производстве (часть 1 статьи 50 названного Федерального закона).

В исполнительном производстве на основании статей 51, 53 - 57 ФЗ "Об исполнительном производстве" могут участвовать законные представители несовершеннолетних, а также иные представители, полномочия которых оформлены надлежащим образом.

К числу специальных полномочий, требующих отдельного указания в доверенности, относятся:

1) полномочия по предъявлению и отзыву исполнительного документа;

2) полномочия по передаче полномочий другому лицу (передоверие);

3) полномочия по обжалованию действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) полномочия на получение имущества, в том числе денег и ценных бумаг;

5) полномочия по отказу от взыскания по исполнительному документу;

6) полномочия на заключение мирового соглашения в исполнительном производстве (статья 57 ФЗ "Об исполнительном производстве").

При совершении исполнительных действий по ходатайству стороны исполнительного производства, инициативе судебного пристава-исполнителя может участвовать переводчик. Участие переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Стороне, нуждающейся в переводчике, судебный пристав-исполнитель назначает срок для его приглашения, по истечении этого срока переводчик может быть назначен судебным приставом-исполнителем. Оплата услуг переводчика относится к числу расходов на совершение исполнительных действий, которые могут быть взысканы с должника или отнесены на счет федерального бюджета. Переводчик обязан обеспечить правильный перевод ходатайств, доводов, постановлений при совершении исполнительных действий. Заведомо неправильный перевод является основанием для привлечения переводчика к административной ответственности (ст. 58 названного Федерального закона).

В соответствии со статьей 59 ФЗ "Об исполнительном производстве" участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного принуждения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или иными лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В остальных случаях понятые участвуют в совершении принудительных мер и исполнительных действий по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Понятой удостоверяет своей подписью акт о совершении исполнительного действия и (или) о применении мер принудительного характера, он может внести в него собственноручные записи. Отсутствие понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного характера в предусмотренных законодательством случаях лишает составленный акт юридической силы. Оплата услуг понятых относится к расходам на совершение исполнительных действий, которые могут быть взысканы с должника или отнесены на счет федерального бюджета. В исполнительном производстве должно участвовать не менее двух понятых.

По ходатайству сторон исполнительного производства, инициативе судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве может участвовать специалист, обладающий специальными познаниями. Участие специалиста в исполнительном производстве оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Специалист обязан дать ответы на поставленные вопросы в устной или письменной форме, а в необходимых случаях оказывать техническую помощь. За отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, за дачу заведомо ложных отчета или заключения специалист может быть привлечен к административной ответственности. Оплата услуг специалиста относится к расходам на совершение исполнительных действий, которые могут быть взысканы с должника или отнесены на счет федерального бюджета по предусмотренным в законодательстве основаниям. Переводчику, специалисту, участвующим в исполнительном производстве, может быть заявлен отвод, который разрешается постановлением судебного пристава-исполнителя в течение трех дней со дня поступления письменного заявления об отводе. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом-исполнителем путем вынесения мотивированного постановления в течение трех дней с даты получения письменного заявления об отводе (часть 3 статьи 63 названного Федерального закона).

В случаях, предусмотренных федеральными законами, требования исполнительных документов исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами, которые не являются стороной в исполнительном производстве (статья 7 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Например, исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В этом случае перечисленные органы, организации и лица могут стать участниками исполнительного производства, для которых законные требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для исполнения. Нарушение ими законодательства об исполнительном производстве может стать основанием для привлечения к административной ответственности на основании статьи 17.14 КоАП РФ.

4. Виды исполнительных документов.

Исполнительными документами, которые могут быть направлены (предъявлены) взыскателем судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства, являются:

- исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими актов;

- судебные приказы;

- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или нотариально удостоверенные копии этих соглашений;

- удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

- акты государственных органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

- постановления судебного пристава-исполнителя;

- акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 12 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Таким образом, в федеральных законах исчерпывающим образом определен перечень исполнительных документов, на основании которых может быть возбуждено исполнительное производство. По правилам исполнительного производства подлежат исполнению исполнительные документы государственных контролирующих органов об административном приостановлении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также о прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, о приостановлении деятельности по выполнению отдельных видов работ, оказанию услуг (статья 109 названного Федерального закона). Административное приостановление осуществляется судебным приставом-исполнителем с участием понятых на срок, определенный в исполнительном документе. Возобновление должником деятельности до окончания срока административного приостановления является основанием для его привлечения к административной ответственности.

Классификация исполнительных документов может быть осуществлена в зависимости от того, какой орган выдал исполнительный документ. По этому критерию можно выделить следующие виды исполнительных документов:

1) исполнительные листы судов общей юрисдикции;

2) исполнительные листы, выдаваемые арбитражными судами;

3) акты других органов и должностных лиц.

Данная классификация не охватывает нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, которое является особым исполнительным документом, удостоверяемым нотариусом на основании соглашения, заключенного взыскателем и должником.

По содержанию исполнительных документов можно выделить следующие виды:

1) документы об исполнении имущественных требований;

2) документы об исполнении требований неимущественного характера.

В зависимости от вида процессуальной деятельности, которая завершается выдачей исполнительного документа, можно выделить такие виды исполнительных документов:

1) исполнительные документы, выдаваемые в гражданском процессе;

2) исполнительные документы, выдаваемые в арбитражном процессе;

3) исполнительные документы, выдаваемые по результатам производства по делам об административных правонарушениях;

4) исполнительные документы, выдаваемые по результатам деятельности органов государственного надзора, в частности об административном прекращении деятельности.

Перечисленные критерии имеют правовое значение, в частности для определения системы судов (суды общей юрисдикции или арбитражные суды), к подведомственности которой относится рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Могут быть использованы и другие основания для деления исполнительных документов на виды. Данные основания должны иметь правовое значение, то есть их применение должно иметь определенные законодательством правовые последствия. Например, для совершения исполнительных действий имеет значение сумма денежных требований, подлежащих взысканию на основании исполнительного документа, виды имущества (движимое или недвижимое), реализуемого в порядке принудительного исполнения или путем передачи взыскателю.

5. Требования, предъявляемые к исполнительным документам, последствия их несоблюдения.

В статье 13 ФЗ "Об исполнительном производстве" перечислены общие требования, предъявляемые к исполнительным документам. Данные требования распространяются на все исполнительные документы, за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, соглашения об уплате алиментов. Перечисленные исполнительные документы оформляются с соблюдением установленных федеральными законами правил.

Соблюдение общих требований предполагает указание в исполнительном документе следующих сведений:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, а также фамилии и инициалов должностного лица, выдавшего от имени суда или другого государственного органа исполнительный документ;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ с указанием их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта государственного органа или должностного лица;

4) сведения о должнике и взыскателе, которые должны включать: а) для граждан: фамилию, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также год и место рождения, место работы, если оно известно; б) для организаций - наименование и юридический адрес;

5) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого государственного органа, должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

6) резолютивная часть судебного акта, акта государственного органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа;

8) указание на отсрочку или рассрочку исполнения исполнительного документа, если она предоставлена, с указанием даты начала исполнения.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта (исполнительный лист) либо являющийся судебным актом (постановление судьи о привлечении к административной ответственности), должен быть подписан судьей и заверен гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, например удостоверение КТС, или являющийся актом другого органа, в частности постановление административного органа о привлечении к административной ответственности, заверяются печатью этого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ.

В постановлении судебного пристава-исполнителя, подлежащем исполнению по правилам исполнительного производства, должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения и ссылки на федеральный закон и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования.

Судебный пристав-исполнитель, иное лицо службы судебных приставов вправе по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Такие исправления вносятся путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление (часть 3 статьи 14 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Постановление судебного пристава-исполнителя заверяется его подписью и печатью соответствующей службы судебных приставов, оно подлежит исполнению в срок, определенный в постановлении с соблюдением действующего законодательства. В содержании судебного приказа должны быть указаны следующие сведения:

1) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего судебный приказ;

2) номер производства и дата вынесения судебного приказа;

3) наименование, место жительства или место нахождения взыскателя и должника;

4) закон, на основании которого удовлетворено требование;

5) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или перечисление движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;