Совершенствование процесса урегулирования конфликтов в сфере трудовых отношений


В настоящее время процесс рассмотрения и разрешения трудовых споров прежде всего связан с деятельностью мировых судей. Отдельные категории трудовых споров, в которых предметом являются обстоятельства, связанные с оценкой законности увольнения работников, рассматриваются федеральными районными (городскими) судьями. Дела о признании забастовки незаконной относятся к подсудности соответствующего суда субъекта Российской Федерации. В отдельную категорию следует выделить дела о признании недействующими нормативных правовых актов, направленных на регулирование трудовых отношений. Такие дела рассматриваются и разрешаются судом соответствующего уровню органа или должностного лица, принявшего или издавшего нормативный правовой акт, направленный на регулирование трудовых отношений. Перечисленные дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются и разрешаются судьями единолично. Попытки создания трудовых судов швейцарского типа, что предполагает включение в состав суда наряду с профессиональным судьей представителей работодателей и работников, выступающих в качестве полноправных членов суда, не привели к положительному результату. Реализация данной концепции связана с созданием Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен был регламентировать деятельность судебного состава с участием судей, назначенных по рекомендации объединений работодателей и профсоюзов. Полагаю, что главная причина отсутствия положительного результата в создании такого состава суда заключается в том, что система судов общей юрисдикции построена на единоличном рассмотрении и разрешении гражданских дел по первой инстанции. Исключение составляют дела о расформировании избирательных комиссий, которые должны рассматриваться тремя профессиональными судьями. Однако и этот состав суда далек от швейцарской модели, которая могла быть реализована путем создания ТПК РФ. Построение современной системы судов общей юрисдикции не позволяет надеяться на то, что в обозримом будущем данная модель может появиться на российской почве. Поэтому необходимы новые подходы к совершенствованию процесса урегулирования трудовых споров.

В связи с изложенным более привлекательной становится французская модель организации судов по рассмотрению трудовых споров. В состав суда по трудовым делам в этой стране входят судьи, представляющие работников и работодателей (см.: Миронов В.И. Законодательство о труде: теория и практика. М., 2000. С. 203 - 212). Организация такого состава суда возможна в Российской Федерации без принятия ТПК РФ. В данном случае представители работодателей и работников могут организовать без участия государства третейский суд, состоящий из судей, которые будут назначены соответствующими объединениями работодателей и профсоюзами. Подобные суды могут быть созданы при объединениях работодателей, профсоюзах, комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, комиссиях по правовой оценке поведения государственных и муниципальных служащих. Поэтому требуются новые теоретические и практические подходы к совершенствованию процесса урегулирования трудовых споров.

Нельзя не заметить, что состав суда по французскому типу может быть создан в России в качестве внесудебного или досудебного органа по рассмотрению и разрешению трудовых споров. В связи с этим требуется определиться с понятийным аппаратом, который может быть применен для создания суда по трудовым делам, состоящего из судей, представляющих работников и работодателей.

Процесс урегулирования трудовых споров в нашем понимании не сводится к деятельности исключительно судов общей юрисдикции. Принятие полномочным органом решения, обязательного для сторон трудового спора, на наш взгляд, также является процессом рассмотрения и разрешения трудового спора. К числу полномочных органов в данном случае могут быть отнесены КТС, третейские суды, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, полномочия которых подтверждаются решением работников, их представителей, а также работодателей, их представителей. В отличие от профессиональных судей, назначаемых должностным лицом или органом законодательной власти, члены перечисленных органов имеют полномочия от непосредственных участников трудовых отношений, которые доверяют им рассмотреть возникший трудовой спор и принять по нему обязательное для сторон трудового спора решение. Таким образом, определяющим для процесса урегулирования трудовых споров является не порядок наделения полномочиями членов органа, рассматривающего и разрешающего трудовой спор, а вынесение этим органом обязательного для сторон трудового спора решения.

Внесудебный порядок урегулирования трудового спора исключает возможность обращения с тождественными требованиями в суд общей юрисдикции. Данный порядок, по нашему мнению, может быть применен для урегулирования коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Досудебный порядок урегулирования трудовых споров предполагает возможность обжалования решения органа по трудовому спору в соответствующий суд общей юрисдикции. Применение этого порядка возможно для рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров.

В настоящее время подготовлен законопроект об участии посредников для урегулирования разногласий, возникающих между работником и работодателем. Следовательно, посредник может участвовать не только в урегулировании коллективных трудовых споров, но и в урегулировании индивидуальных трудовых споров. Стороны трудового спора могут наделить посредника полномочиями для вынесения обязательного для них решения. Рассмотрение спора посредником может иметь внесудебный или досудебный характер. Наличие у посредника полномочий по вынесению обязательного для сторон решения позволяет признать состоявшимся процесс рассмотрения и разрешения трудового спора.


Предыдущие материалы: Следующие материалы: