Коммерческий подкуп шпаргалка

Коммерческий подкуп в УК РФ

Коммерческий подкуп шпаргалка

УК РФ, а именно в ст.204, сформировано исчерпывающее определение данному правонарушению.

Коммерческий подкуп – это нелегальное вручение денежных средств, иных имущественных благ, осуществление услуг материального характера лицу, которое занимает руководящие должности в негосударственной организации.

При этом за переданные финансовые либо материальные блага оно пользуется доступными возможностями по долгу службы, и по поручению передающего совершает определённое действие либо проявляет безынициативность.

Не будет считаться объектом данного преступления вещь, которая не имеет для сторон личную ценность или важность (к примеру, личная переписка, фотографии).

К причинам и условиям, которые способствуют совершению указанного преступления, следует отнести:

  • Слабый правовой контроль в области экономической деятельности организаций.
  • Несоблюдение норм законодательства, которые регулируют деятельность лиц, занятых в управлении коммерческими организациями, отсутствие контроля над их доходами и расходами.
  • Нужда в материальных средствах.
  • Недочёты в деятельности правоохранительных органов по выявлению, расследованию преступлений, связанных с коррупцией, а также в процессе привлечения к ответственности виновных лиц.
  • Ослабление экономики и политическая неустойчивость в стране в целом.

Все перечисленные выше условия способствуют формированию противоправного поведения граждан, развитию преступности в сфере коммерческих правоотношений.
За последние десять лет в нашей стране зафиксирован рост коррупционной преступности в 5 раз, и число таких преступлений продолжает расти.

Речь идет о лице, совершившем преступное деяние, то есть о преступнике. Им является любое дееспособное лицо старше 16 лет.

При этом обе стороны могут оказаться преступниками:

Лица, дающие подкуп, наказываются по первым четырем пунктам статьи. Их наказание более мягкое, так как их действия могут навредить меньшему числу людей. Кроме того, получение взятки более индивидуальное действие: в одной и той же ситуации управляющий может взять взятку с нескольких людей, дающий же «ограничен» одним управляющим.

Стоит учесть: также от действий управляющего может пострадать репутация самой фирмы и, соответственно, ее сотрудники, что тоже усугубляет ее вину.

Лица, получающие подкуп, наказываются по пунктам 5-8 статьи. Они будут наказаны в любом случаи, единственным вариантом избежать наказания – не брать «подарок». К управляющим лицам относятся:

    • директор организации или иной единственный управляющий;
    • член совета директоров или лицо, входящее в состав коллективного органа управления;
    • человек, временно или постоянно выполняющий управленческие полномочия.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: для заключения менее выгодного договора поставки представитель компании «А» предлагает управляющему фирмы «В» некоторую сумму денег. В этой ситуации организация «А» может предложить презент только фирме «В». Фирма «В», в свою очередь, может регулярно брать «презенты» со всех контрагентов.

Особенности квалификации деяния и состав преступления

Уголовная ответственность предусмотрена за коммерческий подкуп исключительно при наличии состава правонарушения. Если в поведении должностного лица просматриваются признаки состава преступления, но активные действия с его стороны были законными, то наказание по ст. 204 УК не предусмотрено.

То есть, если директор, в обязанности которого входит вручение оборудования во временное пользование клиентам фирмы, получит от одного из клиентов благодарность в виде денежного вознаграждения, то это не подкуп. Оборудование в данном случае распределено на законных основаниях, хотя и небеспристрастно.

Коммерческий подкуп, состав и виды этого преступления описаны в ст. 204 УК. Согласно ее содержанию, субъективная сторона заключается в прямом умысле, виновное лицо должно осознавать общественную опасность своих действий (передавать или получать вознаграждение) и, тем не менее желать наступления последствий. Преступления данного типа совершаются исключительно с корыстным мотивом.

https://www.youtube.com/watch?v=0YcU9v3HTPI

Объектом преступного деяния выступает реализация прав и обязанностей управляющего лица в коммерческой сфере. В объекте нарушения прослеживается разница с взяткой, ведь объектом преступления по статье взятка выступает социальное отношение, лежащее в основе правомерной работы государственных и административных организаций.

Объективная сторона злодеяния состоит в активных действиях, направленных на получение или дачу денежных средств, ценных бумаг, а также другого имущества или прав на него, с целью получения выгоды. Субъектом правонарушения может быть вменяемый 16-летний человек, хотя присутствует и специальный субъект – человек, наделенный определенными должностными полномочиями в коммерческой сфере.

Уголовно правовая характеристика коммерческого подкупа включает понятие «покушение» на дачу или получение вознаграждения. Определяется это понятие в случае, когда дача или получение подкупа не состоялись по независящим от преступника причинам.

В Уголовном кодексе отмечают также квалифицирующие признаки, ими выступают:

  1. Предварительный сговор группы – заключается в осуществлении преступления по сговору двумя и более субъектами. Лица, которые не наделены управленческими полномочиями, участвовавшие в сговоре, признаются пособниками, и понесут наказание только за совершенное содействие преступлению.
  2. Вымогательство – это настойчивое требование предоставления условий совершения действий (бездействия), подкрепляемое серьезными угрозами в нанесении ущерба интересам конкретного лица. Примером вымогательства может быть ситуация, когда пожарный инспектор требует от директора фирмы денежные средства для того, чтобы он не заметил определенного нарушения. При отказе от сделки пожарный инспектор грозится навредить детям должностного лица.

При определении наказания вышеуказанные факторы будут существенно утяжелять вину субъекта преступления. Судьей также будут учитываться последствия подкупа, обстоятельства его совершения, а также размер полученного вознаграждения.

Человек, который совершает коммерческий подкуп, может избежать уголовной ответственности, если сам обратится за помощью к правоохранительным органам и укажет на лицо, требующее вознаграждение за оказанную услугу.

Также не будет наказан человек, дающий коммерческую взятку, если он сможет доказать, что в отношении его имело место вымогательство, и он не мог поступить иначе, так как присутствовала реальная угроза со стороны вымогателя.

Статья 204 УК РФ — основные положения

Коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ предусматривает различные виды наказаний за совершенные преступления — реальное заключение под стражу, принудительные работы, крупные денежные штрафы а также отсутствие возможности занимать определенные должности на строго определенный период времени. Согласно правовым нормам, строгость наказания определяется размером возникшего ущерба:

  • если сумма коммерческого подкупа обладает значительным денежным значением, то по части первой статьи 204 УК РФ, это может привести к тюремному пребыванию до 3 лет, ограниченности свободы на время до 2 лет, а также возможностью наложения 5 или 10-кратного штрафа, который превышает сумму коммерческого подкупа, то же самое, но совершенное в сговоре с группой лиц наказывается штрафом в размере до 1,5 млн руб, взиманием в доход государства заработной платы или других денежных поступлений в 30-кратном размере, в зависимости от суммы;
  • если сумма подкупа является крупной, то это может повлечь плату размером от миллиона рублей до 2 млн, ограничением на получение должностей до 5 лет, принудительную общественную повинность до 3 лет;
  • причинение государству материального ущерба в особо крупных размерах повлечет за собой наиболее тяжелое наказание — штраф в размере от 2 до 5 млн рублей, запрет на работу в государственных органах на срок до 8 лет или же тюремное заключение сроком от 8 до 12 лет, выплатой суммы в 50-кратной форме.

Указанные санкции могут существенно смягчаться, если лицо идет на активное сотрудничество со следствием, дает ценную информацию, а также раскаялось и готово понести соответствующее наказание.

Ключевое отличие взятки от коммерческого подкупа заключается в том, что денежные средства передаются уже не государственному служащему, но руководителю коммерческой структуры, а сферой прибыли является предпринимательская деятельность, позволяющая получить незаконную прибыль. Другое важное различие заключается в том, что к уголовной ответственности за коммерческий подкуп могут быть привлечены обе стороны, участвовавшие в правонарушении.

Источник: https://mfc365.ru/ugolovnoe-pravo/kommercheskij-podkup-v-uk-rf

Шпаргалка: Коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп шпаргалка

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Регионально-заочный факультет

Кафедра уголовного права

Допустить к защите.

Зав. кафедрой Козаченко И. Я.

доктор юридических наук

“___” ___________ 2008 г.

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Дипломная работа

студента группы В-05

Писцова Дмитрия Владимировича

Научный руководитель:

кандидат юридический наук,

доцент кафедры уголовного права

Калиина Оксана Михайловна

Екатеринбург, 2008 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Уголовное законодательство России и зарубежных стран об ответственности за коммерческий подкуп.

1.1 Становление Российского законодательства об ответственности за коммерческий подкуп.

1.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп в зарубежном законодательстве. Использование зарубежного опыта

Глава II. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа

2.1. Характеристика объективных признаков коммерческого подкупа

2.1.1.Объект преступления

2.1.2.Отличие объекта преступления коммерческого подкупа от смежных составов.

2.1.3.Предмет преступления

2.1.4.Объективная сторона преступления. Особенности квалификации. Отличие от смежных составов

2.2. Анализ субъективных признаков коммерческого подкупа.

2.2.1.Субъект преступления

2.2.2.Субъективная сторона преступления.

2.3. Квалифицированные виды преступления коммерческого подкупа и основания освобождения за дачу коммерческого подкупа.

2.3.1.Квалифицированные составы

2.3.2.Освобождение от ответственности за преступление по ст. 204 УК РФ.

2.4. Проблемы, возникающие в правоприменительной практике при привлечении к ответственности по ст. 204 УК РФ.

2.4.1.Проблемы правоприменительной практики, причины и последствия при привлечении к ответственности по ст. 204 УК РФ.

2.4.2.Проблемы законодательного регламентирования уголовного преследования по заявлению коммерческой организации

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Исторически коррупция и коррупционные преступления существовали еще в древности. Однако резкий всплеск этой преступности многие государства ощутили при строительстве цивилизованного капитализма и рынка: слишком высоки стали ставки в корыстном использовании служебного положения у различного ранга государственных служащих.

Страны “классического” капитализма столкнулись с этим еще в ХIХ веке, соответственно ими приобретен и значительный опыт в борьбе с коррупционными преступлениями. Например, в Великобритании Закон о предотвращении коррупции (Тhe Рrеvention Of Corruption Act) был принят еще в 1889 г. (в дальнейшем он несколько раз изменялся и дополнялся).

Так что понятие об этих преступлениях возникло не на пустом месте, ныне оно хорошо известно международному праву.

Исходя из этимологического содержания термина “коррупция” (от латинского corruptio), означающего “подкуп”, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.

, говорится: “ Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие” [1] То есть указанный международно-правовой акт понимает под коррупцией подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Этому вполне соответствует понимание коррупции в современной российской криминологии.

Следует отметить и то, что с 1999 г. понятие коррупционного преступления легализовано международным уголовным правом.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию сформулировала составы целого ряда преступлений, проявляющихся в различных вариантах активного и пассивного подкупа должностных лиц и иных разновидностях корыстного злоупотребления служебным положением, рассматриваемых согласно Конвенции, как преступления коррупционные.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. существенным образом изменил сложившуюся к моменту его принятия систему общественно-опасных деяний, признаваемых преступлениями, в том числе тех из них, которые совершаются в сфере экономики.

Одной из новелл действующего уголовного законодательства является наличие в нем самостоятельной главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях», включающей в себя норму об ответственности за коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ).

Поскольку норма, предусматривающая уголовную ответственность за коммерческий подкуп, имеет как общие, так и отличительные черты с нормами, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки (ст.ст.

290, 291 УК РФ) возникает потребность в глубоком и всестороннем научном исследовании социальной сущности и юридической природы, сформулированных в статье 204 УК РФ запретов.

Кроме того, коммерческий подкуп зачастую сопряжен с совершением других преступлений, в частности, злоупотреблением полномочиями, подделкой документов, уклонением от уплаты налогов и т.п.

Выше названные составы размещены, тем не менее, в различных главах УК РФ, цель, очевидно, – дифференцировать ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления (нормы главы 30 УК РФ) и за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (нормы главы 23 УК РФ). Специфика ответственности за последние преступления заключается, во-первых, в том, что наказания за них несколько снижены по сравнению с наказаниями за первые преступления. И, во-вторых, если деяние, предусмотренное статьями главы 23 УК РФ, причинило вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия (примечание 2 к ст. 201).

Законодатель оценил коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Коммерческий подкуп справедливо относится криминологами к коррупционным преступлениям[2] .

В специальной литературе выделяется несколько причинных оснований для установления уголовной ответственности за коммерческий подкуп. К ним относят:

а) содержание конкретных управленческих отношений, которые нуждаются в охране уголовно-правовыми средствами;

б) возможность появления новых общественных отношений в связи с реформированием отношений в сфере управления и регулирующих их законов;

в) социально-правовой статус лица, выполняющего управленческие функции, характер и содержание его полномочий;

г) особое психическое отношение субъекта к деянию и последствиям;

д) ущерб и иные негативные последствия[3] .

Как уже отмечалось в уголовных делах, возбужденных по ст.204 УК РФ, помимо данного преступления, обвиняемые часто привлекаются к уголовной ответственности и за другие преступления.

К числу важнейших факторов, определяющих объективную потребность общества в криминализации какого-либо деяния, можно отнести, прежде всего, общественную опасность деяния, степень его распространенности и невозможность успешной борьбы с ним не репрессивными мерами.

Среди оснований криминализации коммерческого подкупа можно, по моему мнению, выделить следующие: большая общественная опасность и его распространенность. Общественная опасность подкупа заключается не только в причинении материального ущерба, но и в подрыве экономической безопасности страны.

В условиях рыночной экономики даже один человек, обладающий правом распоряжения в какой-либо области частного сектора, способен причинить ущерб не только на огромные суммы денег, но и значительному числу законопослушных граждан.

А ведь коммерческий подкуп крайне сложно выявить — подобного рода деяния обладают высокой степенью латентности (по мнению ученых и практических работников, правоохранительные органы выявляют не более 2% реальной коррупции).

К тому же, как отмечается в западной юридической литературе, руководители корпораций предпочитают в некоторых случаях не придавать огласке факты злоупотреблений со стороны своих сотрудников, чтобы не отпугнуть потенциальных инвесторов.

Сложность борьбы с коммерческим подкупом обуславливается не только объективными причинами, сопряженными с несовершенством самого уголовного закона, а также взаимной заинтересованностью лица, дающего подкуп и, соответственно, лица, получающего его, в сохранении в тайне своих действий, но и субъективными, выражающимися в неприменении или неправильном применении уголовного закона правоохранительными органами. Выявление и анализ причин неправильного применения уголовного законодательства относительно преступления коммерческого подкупа в рамках борьбы с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях порождает, с одной стороны, необходимость детального исследования и толкования содержания уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, а с другой — выработку предложении по совершенствованию уголовно-правовых установлений, непосредственно относящихся к коммерческому подкупу. От этого зависит эффективность борьбы с ним.

Целью настоящего исследования является системная характеристика преступления коммерческого подкупа, а также выработка комплекса предложений правотворческого и правоприменительного характера по совершенствованию борьбы с данным негативным социальным явлением.

Для реализации поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:

-определение социально-экономических предпосылок установления уголовной ответственности за коммерческий подкуп;

-исторический анализ развития российского законодательства, предусматривающего ответственность за дачу и получение подкупа, а также анализ аналогичных норм зарубежного и международного уголовного законодательства для выявления позитивных аспектов, которые возможно использовать для совершенствования ныне действующего уголовного законодательства России;

-уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа

-системный анализ элементов составов преступлений, предусмотренных статьей 204 УК РФ;

-выявление проблемных ситуаций, возникающих при квалификации фактов дачи или получения коммерческого подкупа с последующей

-сравнение уголовно-правовых норм, предусматривавших уголовную ответственность за коммерческий подкуп, с уголовно-правовыми нормами об ответственности за дачу и получение взятки и иными сходными составами преступлений, в целях установления их разграничительных признаков и недостатков уголовно-правовой конструкции.

Объектом данного исследования выступает коммерческий подкуп как правовое-правовое понятие и проблемы уголовной ответственности за его совершение.

Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, содержащиеся в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года; нормативные предписания действующего гражданского законодательства; материалы уголовных дел по делам о коммерческом подкупе, взяточничестве и иных преступлениях; данные, характеризующие состояние, динамику и структуру преступления коммерческого подкупа.

Методологическую основу исследования составляют общефилософские методы познания действительности, обязывающие к объективным оценкам, учитывающим как статистику, так и динамику изучаемого явления.

Глава I. Уголовное законодательство России и зарубежных стран об ответственности за коммерческий подкуп

1.1 Становление Российского законодательства об ответственности за коммерческий подкуп

Источник: https://ronl.org/shpargalki/gosudarstvo-i-pravo/87327/

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп шпаргалка

Коммерческий подкуп (ст.

204 УК РФ) – преступление, совершаемое против интересов службы в коммерческой организации и выражающееся в получении материального вознаграждения за действие или бездействие должностного лица в интересах взяткодателя.

Квалифицирующие признаки – это характеристики преступления, изменяющие тяжесть наказания. Для коммерческого подкупа они специфические, не полностью идентичные другим преступлениям, связанным с имуществом.

Понятие квалифицирующих признаков уголовного преступления

К стандартным отягощающим признакам преступления в Особой части УК РФ относятся:

  • систематичность или неоднократность;
  • причинение тяжких последствий;
  • причинение ущерба в крупном или особо крупном размере;
  • совершение преступления с применением насилия или угроз;
  • наличие предварительного сговора;
  • совершение преступления организованной группой;
  • совершение преступления в отношении двух или более лиц.

Обычно в статье Уголовного кодекса есть несколько частей, каждая из которых последовательно раскрывает один из признаков, постепенно увеличивая тяжесть наказания.

Составы преступлений делят на простые и квалифицированные, содержащие отягощающие признаки. К простым составам относится, например, ст.

136 УК «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», где отягощающих ответственность признаков нет. Ст. 204 УК РФ содержит восемь частей.

Для состава коммерческого подкупа законодателем предусмотрено два субъекта – лицо, подкупающее сотрудника компании, и лицо, получающее взятку и выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Для первого предусмотрено пять отягощающих ответственность признаков, для второго – шесть.

Вина лица, передавшего сумму подкупа, будет последовательно увеличиваться, если:

  • она имеет значительный размер (25 тысяч рублей, как указано в примечаниях к статье);
  • подкуп осуществлен группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • подкуп предложен за совершение заведомо незаконных действий или бездействия;
  • деньги или имущество переданы в крупном размере (150 тысяч рублей);
  • зафиксирован особо крупный размер мзды (более 1 миллиона рублей).

Ответственность должностного лица, получившего имущественные блага, возрастает по следующим позициям:

  • получены средства в значительном размере;
  • присутствовало вымогательство;
  • средства получил не один человек, а несколько, группа лиц по предварительному сговору;
  • средства переданы за незаконные действия или бездействие;
  • средства получены в крупном размере;
  • имущественные блага переданы в особо крупном размере.

Отягощающие признаки коммерческого подкупа для получателя увеличиваются на дополнительный – вымогательство суммы.

Как вычислить откатчика с помощью DLP-системы? Читать.  

При анализе отягощающих ответственность признаков можно выявить несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Так, рассматривая размер суммы от значительной до особо крупной (25 тысяч, 150 тысяч, 1 миллион), можно увидеть, что в других статьях УК РФ термину даны другие значения.

Для мошенничества, в которое превратится коммерческий подкуп, если предполагаемые действия не будут выполнены, они, соответственно, составят 10 тысяч, 3 миллиона, 12 миллионов, при этом речь идет об ущербе, а не о переданной мзде.

Для обычного вымогательства, а не сопряженного с коммерческим подкупом, крупным ущербом является сумма в 250 тысяч, а особо крупным – 1 миллион рублей. Минимальный размер суммы подкупа – 10 тысяч рублей. Если она меньше, ответственность наступит по другой статье, за мелкий коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Критерий законности или незаконности действий разъяснен в Постановлении Пленума ВС № 24:

  • законными признаются действия, которые лицо, выполняющее управленческие функции, обязано было выполнить исходя из должностных или служебных обязанностей;
  • незаконными – действия, прямо не входящие в служебные обязанности, противоречащие или прямо вредящие интересам службы либо имеющие признаки иного преступления или правонарушения, например, превышения полномочий или незаконного распространения коммерческой тайны.

В отягощающих ответственность признаках коммерческого подкупа нет указания на причинение ущерба и его размер. Состав относится, исходя из его трактовки в Постановлении Пленума № 24, к группе формальных, хотя некоторые судьи встают на другую позицию.

В случае если он рассмотрен как формальный, доказывание вреда, причиненного интересам службы или коммерческой организации, происходит в рамках доказывания наличия признака незаконности.

На практике это необходимо, если суд в рамках рассмотрения дела установит факт причинения ущерба организации, это дополнительно даст ей право позднее обратиться с гражданским иском о его возмещении.

Часто суды в рамках рассмотрения ст.

204 УК РФ заранее накладывают арест на счета и средства преступника в обеспечении возмещения ущерба, причиненного компании совершенным преступлением, что заставляет доказывать его существование и размер.

Для лица, предлагающего подкуп, возникает дополнительно формулировка о заведомости незаконных действий. Это значит, что, вступая в коррупционную сделку, он изначально понимает, что толкает вторую сторону на совершение незаконных шагов.

Такой отягощающий ответственность признак, как наличие предварительного сговора, рассматривается как присутствующий, если в даче суммы вознаграждения участвовали предварительно договорившиеся о своих намерениях лица.

Наличие посредника при передаче предмета коммерческого подкупа не создает наличия этого признака. Действия посредника будут квалифицированы по самостоятельной статье УК РФ, 204.1.

Под организованной группой понимается устойчивое образование, созданное лицами, заранее объединившимися для совершения нескольких преступлений, в нем распределены функции между участниками.

Применительно к лицам, совершающим преступление, признак наличия организованной группы применяется судами часто.

Так, лицо, выполняющее управленческие функции в организации, может привлечь к своей деятельности бухгалтера, инженера и других сотрудников в ремонтных или строительных компаниях.

При даче взятки организованная группа может возникнуть, например, в случае создания схем получения преимущества при выигрыше тендеров за вознаграждение.

Вымогательство в качестве отягощающего ответственность признака коммерческого подкупа также получило исчерпывающее определение в Постановлении Пленума ВС № 24.

В статье УК РФ именно о вымогательстве говорится как об угрозе причинения вреда жизни, здоровью, имуществу жертвы или членам ее семьи или о разглашении порочащей информации.

А вымогательство как признак коммерческого подкупа представляет собой угрозу совершить действия, которые могут причинить ущерб интересам гражданина, вне зависимости от того, входят ли эти действия в должностные обязанности вымогателя, или создать такие проблемы и условия, в которых не передать взятку будет невозможно. Во втором случае примером является террор и давление коллеги по работе, при котором только коммерческий подкуп поможет предотвратить увольнение.

Перечисленные квалифицирующие признаки показывают степень общественной опасности деяния, посягающего на интересы службы в коммерческой организации, общественную мораль и нравственность.

18.02.2020

Источник: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/zaschita-kommercheskoj-tajny/kommercheskij-podkup/kvalifitsiruyuschie-priznaki-kommercheskogo-podkupa/

112.Взяточничество, его разграничение с коммерческим подкупом

Коммерческий подкуп шпаргалка

112.     Взяточничество, его разграничение с коммерческим подкупом.

Термин “взяточничество” в широком смысле этого слова объединяет собой два самостоятельных, но тесно связанных друг с другом состава преступления – получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК).

Получение взятки.

Закон определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через посредника. Получение взятки – это ее фактическое принятие как самим должностным лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого.

Состав получения взятки является формальным, преступление окончено в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом.

Субъект преступления специальный – должностное лицо.

В ч. 2 ст. 290 УК содержится квалифицирующий признак рассматриваемого преступления: незаконность действий (бездействия), за которые получается взятка.

Групповое получение взятки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительного соглашения. Преступление при этом окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом.

Вымогательство взятки – это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина.

Дача взятки. Состав дачи взятки является формальным, это преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом. Фактического совершения им действий (бездействия), ради которых дается взятка, не требуется.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что дает взятку должностному лицу за совершение им действий (бездействия) по службе, и желает этого. Мотивы и цели на квалификацию не влияют.

Субъект преступления общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав этого преступления предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (ч. 2 ст. 291 УК).

Коммерческий подкуп (ст.204)

объект – нормальное функционирование коммерческой организации;

субъект – лицо, достигшее 16 лет и исполняющее управленческие функции в коммерческой организации.

Статья 290. Получение взятки 

1.

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –

наказывается штрафом в размере от двадцати пятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами “а” и “б” части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.

1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.

1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. 

Статья 291. Дача взятки

 1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника –

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере –

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) –

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой – третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой – четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, –

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Статья 204. Коммерческий подкуп

1.

Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –

наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), –

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), –

наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/112-%D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BC/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.