Конституционный суд рф обращения граждан
» Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации | Фин Эксперт Групп
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В числе иных органов и лиц Конституционный Суд принимает к рассмотрению жалобы юридических лиц, исходя из того, что они являются объединением граждан. Дела, связанные с защитой конституционных прав и свобод граждан, составляют 60 % от общего числа дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ.
В абсолютном большинстве случаев жалобы частных лиц, как и запросы государственных органов, признаются правильными: оспариваемые законоположения и положения иных нормативных актов действительно не соответствуют Конституции Российской Федерации.
За время своего существования Конституционный Суд РФ рассмотрел 3054 жалобы граждан и их объединений.
Конституционный Суд выносил решения, касающиеся защиты прав: – на гражданство с учетом, что оно не утрачивается в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации; – на свободу и личную неприкосновенность, в соответствии с которым человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу властей; – на свободу передвижения и выбора места жительства, которая составляет элемент самоопределения личности и может быть ограничена только при наличии оснований и федеральным законом. Постановления Конституционного Суда также касались прав граждан на объединение, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, на жилище, судебную защиту, экономические, трудовые и социальные права.
Конституционный Суд подтвердил конституционные права вкладчиков банков, съемщиков государственных жилых помещений, пенсионеров, выезжающих на постоянное место жительства за границу, лиц свободных профессий, частных торговцев и предпринимателей, иностранных граждан.
Суд отстоял конституционные права пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, воспрепятствовал попыткам властей поправить свои финансовые дела путем незаконного налогообложения граждан и т.д.Свыше 20 постановлений Конституционный Суд принял по вопросам конституционности норм Уголовно-процессуального кодекса, способствуя утверждению на практике прав граждан, таких как право на законную подсудность, на защиту, на пересмотр дела и т.д. Порядок обращения граждан и иных лиц и органов в Конституционный Суд РФ установлен Федеральным законом.
В соответствии с ним обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (лицами).
В обращении должны быть указаны помимо прочего: – наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке; – нормы Конституции РФ и Закона «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ; – точное наименование, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; – позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации оплачиваются государственной пошлиной в размере одного минимального размера оплаты труда. Конституционный Суд РФ может своим решением освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
В случае если обращение не было принято к рассмотрению, государственная пошлина возвращается.
Конституционный Суд Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобу гражданина, если закон затрагивает конституционные права граждан либо если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или в ином органе, применяющем закон. Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно с момента провозглашения, действуют непосредственно и обязательны для исполнения.
В субъектах федерации конституционные суды создаются на основании положений местных конституций, их деятельность регламентируется соответствующими законами. Согласно ч. 1 ст.
96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», граждане РФ, их объединения и иные органы и лица имеют право обратиться с жалобой в Конституционный Суд при единственном условии – права и свободы данных лиц должны быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Жалобы могут подаваться индивидуально и коллективно, в последнем случае жалоба подписывается группой лиц или их уполномоченными представителями, каждый из которых имеет право на подачу жалобы в индивидуальном порядке. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равным правом обращаться с жалобой наряду с гражданами России.
Такое равенство закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и подтверждено в постановлении КС РФ от 17 февраля 1998 г. № 6 – П. Таким образом, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам илицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Объединение граждан вправе обратиться с конституционной жалобой в защиту интересов граждан, для реализации прав которых оно создано, как по просьбе гражданина, так и без специальной просьбы.
Действующее законодательство, однако, не предусматривает право любого гражданина обратиться с конституционной жалобой в интересах других лиц или группы лиц на нарушение их индивидуальных или коллективных прав, хотя специально определенные законодательством должностные лица имеют такое право.
Так, согласно ч. 6 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Помимо Генерального прокурора РФ, обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, имеет право Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» допустимой может быть принята жалоба в том случае, если оспариваемый закон затрагивает конституционные права и свободы граждан и если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Производство в конституционном суде – казуальное. Чтобы начать процедуру рассмотрения жалобы, должно иметься конкретное дело, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. В силу ст. 46 Конституции РФ на частные лица (граждан и юридических лиц) распространяется основное право на судебную защиту.
В связи с этим Конституционный Суд существенно уточнил понятие «примененного или подлежащего применению закона», данное в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 97 Закона о Конституционном Суде.Жалоба гражданина в Конституционный Суд РФ допустима, если закон был применен любым уполномоченным органом (такими правоприменительными актами могут быть приказы об увольнении работника, об отказе в регистрации по месту жительства, об увольнении с военной службы и т.д.).
Не следует также забывать, что конституционная жалоба допустима только в отношении закона, а не какого-либо иного правового нормативного (подзаконного) акта. Оспорить можно федеральный конституционный и федеральный закон, закон субъекта РФ.
Конституция и устав субъекта РФ подпадают под юрисдикцию Конституционного Суда также лишь в случае применения их в конкретном деле – то есть формально под «законами» понимаются нормативно-правовые акты законодательного происхождения, принятые федеральным или региональными парламентами. С 2001 г.
расширенное толкование термина «закон» в отношении подконтрольных Конституционному Суду актов привело к тому, что нормативные постановления Государственной Думы (какими являются акты об амнистии) также стали признаваться законами в материальном смысле, и поэтому могут быть оспорены аналогичным образом.
Итак, условия допустимости жалобы определяются ФКЗ о Конституционном Суде, а также в его решениях.
Если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, то для признания допустимости жалобы не имеет значения, были ли в действительности нарушены права гражданина в конкретном деле.
При наличии конкретного дела, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, не имеет значения, каково содержание решений, принятых по делу судом, и рассмотрено ли оно всеми судебными инстанциями.
Конкретный контроль по жалобе гражданина возможен не только в связи с судебным делом, н о и в том случае, если оспариваемый закон применяется другим уполномоченным на то органом государства или должностным лицом.
Следовательно, подача жалобы возможна на любой стадии рассмотрения дела в суде или ином органе, применяющем закон. Далее, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, то он может быть оспорен только в той части, которая применена или подлежит применению в деле заявителя.Помимо отмеченных критериев допустимости жалобы, Конституционный Суд может высказать свое мнение в постановлении или в «отказном» определении, тем самым сформировав правовую позицию о ее допустимости. Так, в постановлении от 25 апреля 1995 г.
Суд указал, что гражданин вправе обратиться в орган конституционной юстиции, если полагает, что имеет место неопределенность в вопросе, соответствует ли Конституции РФ закон, затрагивающий его конституционные права и свободы.
Неточность или неясность формулировок закона также могут быть основанием проверки его конституционности по жалобам граждан о нарушении конституционных прав и свобод при условии, что эти и подобные дефекты в процессе правоприменения приводят к искажению толкования норм закона, способного нарушить конкретные конституционные права граждан. В таком случае может быть признана неконституционной практика применения такого закона.
Требования жалобы определены ст.
37 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в соответствии с которой в жалобе, направляемой в Конституционный Суд РФ в письменной форме, должны быть указаны: – наименование суда (Конституционный Суд РФ) в качестве органа, в который направляется обращение; – наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе; – необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; – наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке; – нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ, дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ; – точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию; – конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ; – позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ; – требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ; – перечень прилагаемых к обращению документов.
К сожалению, в большинстве поступающих в Конституционный Суд РФ жалоб названные требования заявителями в полном объеме не соблюдаются, в связи с чем жалобы возвращаются Судом на доработку. К жалобе прилагаются документы, перечисленные вст.
38: – текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию; – доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя; – документ об уплате государственной пошлины; – перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
Источник: http://www.finexg.ru/obrashhenie-grazhdan-v-konstitucionnyj-sud-rossijskoj-federacii/
Порядок обращения в Конституционный суд РФ
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции в РФ установлено 4 вида судопроизводства:
- Конституционное.
- Гражданское.
- Уголовное.
- Административное.
Общие правила обращения в суд раскрыты в нашей статье по ссылке: «Как подать исковое заявление в суд – порядок и сроки?».
Обращение в Конституционный суд РФ (далее — КС РФ) регулируется законом «О КС РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ). Непосредственно обращению посвящена гл. 5 указанного нормативного акта.
Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ при обращении в КС РФ отличаются поводы и основания обращения:
- повод — само обращение, направленное в соответствии с установленными требованиями;
- основание — это неопределенность в вопросе о том, соответствует ли конкретный закон или другой акт положениям Конституции, или другое событие, требующее задействования полномочий КС РФ.
В соответствии со ст. 37 закона № 1-ФКЗ обращение:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- подается письменно или в электронной форме;
- подписывается уполномоченным лицом.
Согласно указанной статье обращение содержит:
- Указание на КС РФ.
- Сведения о заявителе.
- Сведения о представителе заявителя.
- Наименование госоргана, акты или полномочия которого проверяются.
- Ссылку на нормативные акты, управомочивающие на обращение.
- Данные проверяемого акта.
- Основания.
- Позицию заявителя.
- Требования.
- Приложения.
Виды обращений в Конституционный суд РФ
Согласно ст. 36 закона № 1-ФКЗ можно выделить следующие виды обращений в Конституционный суд РФ:
- Запрос.
- Ходатайство.
- Жалоба.
Также, исходя из этой статьи, выделяются следующие виды обращений:
- поданные в бумажном виде;
- поданные в электронном виде.
Обращения могут быть подразделены исходя из полномочий КС РФ. Согласно ст. 125 Конституции КС РФ наделен следующими полномочиями:
- Проверять по запросам госорганов соответствие основному закону:
- федерального законодательства;
- регионального законодательства;
- международных договоров до их вступления в силу.
- между федеральными органами;
- федеральными и региональными органами;
- региональными органами.
- Проверять конституционность закона:
- по жалобам о неконституционности;
- запросам судов.
- Толковать основной закон по запросам госорганов.
- Давать заключение о законности процедуры импичмента.
Отзыв на жалобу в Конституционный суд РФ
Отзыв на жалобу в Конституционный суд может быть представлен стороной по делу согласно ст. 53 закона № 1-ФКЗ. Согласно указанной норме стороны могут знакомиться с отзывами другой стороны, а сам отзыв приобщается к делу.
ВАЖНО! Представителями в КС РФ могут быть лица по должности, адвокаты или граждане с ученой степенью (ч. 2 ст. 53 закона № 1-ФКЗ).
Согласно ст. 51 закона № 1-ФКЗ обращения и отзывы направляются другим лицам для ознакомления не позднее чем за 10 дней до начала заседания. Однако для отзывов указанное правило действует, только если они поступили в суд не позднее чем за 2 недели до заседания.
Особые правила о направлении отзывов применяются, если дело будет рассмотрено без проведения слушаний. Согласно ст. 47.
1 закона № 1-ФКЗ такое возможно, если КС РФ посчитает, что дело может быть рассмотрено исходя из ранних позиций КС РФ и вызов сторон необязателен.
В этом случае госорган, принявший оспариваемый акт, получает копию обращения и направляет в КС РФ свой письменный отзыв. Отзыв направляется подателю жалобы, после чего он вправе направить в суд свои возражения на отзыв.
Правила обращения в Конституционный суд РФ
Порядок обращения в Конституционный суд предполагает следующие правила:
- как было отмечено выше, обращение может быть подано в бумажном или электронном виде (для подачи электронного заявления в КС РФ необходимо зарегистрироваться в личном кабинете по ссылке: КС РФ. Личный кабинет заявителя);
- помимо подачи заявления через личный кабинет, возможна электронная подача документа, подписанного усиленной электронной подписью (ст. 37 закона № 1-ФКЗ);
- детали электронного документооборота в КС РФ определены Регламентом КС РФ в ред. от 10.10.2017 (далее — Регламент);
- обращение регистрируется секретариатом суда (ч. 1 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
- секретариат уведомляет лицо, обратившееся в КС РФ, о несоответствии обращения законодательству, если оно явно неподведомственно суду, нарушена форма подачи, не уплачена пошлина, обращение подано неуполномоченным субъектом или истекли сроки для возможной подачи обращения (ч. 2 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
- устранение замечаний секретариата позволяет снова обратиться в КС РФ, при этом в случае явной неподведомственности секретариат также может перенаправить обращение в органы, уполномоченные на его рассмотрение (чч. 3, 4 ст. 40 закона № 1-ФКЗ);
- предварительно изученные судьями обращения вносятся в повестку заседаний КС РФ, который не реже 1 раза в месяц проводит заседание о принятии обращений к рассмотрению (п. 1 § 28 Регламента).
***
Итак, порядок обращения в КС РФ предполагает возможность направления бумажного обращения или электронной подачи жалобы. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством требования к обращению, несоблюдение которых исключает движение дела. Специфика полномочий КС РФ также определяет необходимость соблюдения требований к лицу, подающему жалобу, и предмету спора.
Источник: https://rusjurist.ru/sudebnye_dela/vysshie_sudy_rf/poryadok_obrashcheniya_v_konstitucionnyj_sud_rf/