Кресты питер

Легендарная тюрьма «Кресты». История всех побегов

Кресты питер
?

alkopona (alkopona) wrote,
2018-11-26 19:01:00 alkopona
alkopona
2018-11-26 19:01:00 Categories:

Главным лицом бандитского Петербурга является не Антибиотик, не бандитская власть, не герои сериала и даже не легендарные налетчики в лице того самого Леньки Пантелеева.

Самым легендарным символом криминала города является известная на всю страну тюрьма «Кресты». Сколько историй скрыто за фасадами из промышленного кирпича, сколько душ погубили на территории изолятора. Неудивительно, что люди старались оттуда сбежать, правда удавалось это всего лишь нескольким.

Кто же эти герои?

Наша история берет свое начало с тех пор, когда один из берегов Невы еще не был густо заселенным, а на месте будущего всем известного изолятора располагался «винный городок». Вдумчивый читатель, не спеши причмокивать языком и строить из себя сомелье, заявляя, что «винным он назывался потому, что там стояли винные склады, хранили ценный напиток. Недаром же рядом квартирует завод игристых вин!». 2.Но при детальном изучении оказывается, что никаких алкогольных складов в то время там не было, а «винным» район стал с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Именно она стала присылать сюда людей за «вины свои», ну и размещали их в расположенных тут строениях для узников. Это уже Александр II в 1868 году принимает решение перестроить «винное» поселение в центральную пересыльную тюрьму для краткосрочного содержания арестантов. Этот комплекс снесли через 24 года, перестроив все в современную крестообразную версию, которая и подарила название всей тюрьме.3.
фотография с сайта https://ru.wikipedia.org

Говорят, что архитектор Томишко, спроектировавший сей изолятор, еще на стадии разработки и чертежей задумал благородный мотив и построил их в форме двух крестов, ибо так они будут напоминать заключенным о совершенных проступках и грехах.

Якобы так быстрее смогут добиться от них покаяния. Наивный архитектор, давайте будем честны, столь романтичный посыл скорее всего придумали последующие байкописцы, ведь по подобной «филадельфийской модели» еще раньше построили тюрьму в Хельсинки, ну и в других городах мира.

Так что мы тут явно не первопроходцы.

4.
фотография с сайта http://www.citywalls.ru/Ну а придуманная заокеанская модель содержания предусматривала полную изоляцию грешников в том числе и друг от друга с поселением в одиночные камеры, коих на территории наших крестов насчитывалось 960 штук. Некоторые легенды рассказывают о 961-й камере, в которой навсегда замуровали того самого архитектора Томишко, чтоб все секреты и тайные ходы навсегда остались здесь. Правда сия легенда разбивается, как набегающая волна о нос корабля, ведь строили СИЗО сами заключенные. Их тоже тогда в стены замуровать надобно было.5.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.htmlУсловия содержания для тех лет были «райские». Одиночная камера, отопление, вентиляция и даже туалет со смывным механизмом. Да некоторые деревенщины столь дивный прогресс впервые тут и увидели! Еще есть храм, в который можно попасть по специальному коридору из каждого корпуса, но во времена большевиков его закрыли. Ну не разрешалось тогда веровать в Бога, тем более церковные байкоплеты рассказывают про довольно мистические обстоятельства, произошедшие здесь. Поговаривают, что когда возмутители царского строя вошли в храм, то увидели души всех погибших арестантов. Выбежали в панике и приказали собор заколотить, а тех, кто рассказывал о случившемся – расстреляли.6.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.htmlНо вернемся к заключенным. Именно во времена Советской власти противников режима становится больше и мест начинает не хватать. Строить новую тюрьму? Нет конечно. В одиночные камеры начинают подселять соседей, и условия становятся плацкартными. Арестантов с каждым годом становится все больше, ведь правящая власть в данном вопросе совсем не церемонится. Говорят, что во времена «Бандитского Петербурга» и криминального рассвета новой России в девяностых тут и вовсе сидело по двадцать человек в одноместной камере! Неудивительно, что некоторые хотели сбежать.7.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.html

При этом история легендарных «крестов» насчитывает всего пять совершенных побегов и лишь два из них были удачными. Про первый счастливый побег я рассказывал в истории Леньки Пантелеева, ну а второй счастливчик судя по всему был человеком-пауком.

Ибо в августе 1969 года произошло довольно странное происшествие. Безымянный герой после прогулки во внутреннем дворике забрался на крышу по решеткам, перелез через колючую проволоку на заборе и исчез в тумане Арсенальной набережной…

Может потому и безымянный, раз легендарный.

8.Но истории неудачных побегов куда веселее! По окончанию военных действий в 1946 году некий заключенный с фамилией Волков видать решил выбраться на волю. Ну а что? Война закончилась, можно жить. К процессу собственного побега подошел основательно. Несколько месяцев готовил лаз, вытаскивая кирпичи из стены. Ему даже удалось сбежать! Вдохнув воздуха свободы он первым делом отправился в баню, дабы смыть с себя всю эту грязь, но по дороге уткнулся в сотрудника СИЗО, а тот его скрутил буквой зю и вернул в родную камеру.9.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.htmlЕще интереснее история двух умельцев, мастерству которых позавидовал бы даже Андрей Бахметьев из передачи «Очумелые ручки». Два эдаких таланта изготовили из подручных материалов кустарным способом поддельные удостоверения сотрудников СИЗО. Еще раз! Сидя в камере, они нашли газеты, журналы, как-то достали печати из личных дел, а красные нити, пошедшие на удостоверения, натягали из распущенных носков. Сидя в камере, Карл! 10.
фотография с сайта http://www.citywalls.ru/Получившиеся корочки были так похожи на настоящие, что когда те их предъявили на пропускном пункте на выходе из изолятора, то их выпустили, и они спокойно ушли на улицу! Читатель сейчас спросит, а в чем же не удачность этого побега? Ну один из этих умельцев на следующий день самостоятельно вернулся, испугавшись преследования, заодно слив координаты друга. Естественно, того мастера быстро нашли и вернули в камеру. Правда их на всякий случай рассадили уже в разные корпуса.11.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.htmlНу и еще одна забавная история пятого побега. В 1989 некий рецидивист Дацешин очень старается выдать себя за другого человека. Ему дико повезло, ведь нашел похожего на него лошару алиментщика, а отрастив бороды, они стали крайне схожи. Поэтому в день «освобождения» одного дышать свободой пошел другой. Правда обман быстро вскрылся, и двойника быстро нашли, вернув на место, выпустив на волю уже нужного человека.12.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.html

«Кресты» прославились не только своими хитроумными беглецами, но и известными личностями, коротавших свои дни в этой тюрьме.

В камерах тюрьмы сидели Лев Троцкий и Анатолий Луначарский, Николай Гумилев и маршал Рокоссовский, который был арестован по ложному обвинению в сотрудничестве с иностранной разведкой.

Каждый день в течение почти двух лет к стенам «Крестов» приходила поэтесса Анна Ахматова в надежде получить весточку о муже и сыне. Сейчас на одной из стен тюрьмы размещена мемориальная табличка с портретом поэтессы и строками из ее стихотворения «Реквием», которое заканчивается так.

13.
фотография с сайта https://fotomanya.livejournal.com/324276.html

«И пусть с неподвижных и бронзовых векКак слезы, струится подтаявший снег,И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли».

Ее памятник стоит и напротив изолятора, там где она проводила дни и ночи, в любую погоду. Ибо место для памятника она указала самостоятельно

«А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов».

14.Ну и главным напоминанием о жертвах политических репрессий стали известные сфинксы Шемякина. С одной стороны прекрасные, с тонкими девичьими чертами и столь же ужасные с другой. Могу сказать, что установка этих работ вызывала огромный спор в обществе, и многие до сих пор не понимают, что эти уродцы делают здесь. Правда когда начинаешь изучать историю, то открывается довольно милый и интересный факт. Оказывается, этих сфинксов Шемякин в 1992 году изваял для одной заокеанской выставки. Творения посвятил египетскому пленению евреев. Логично же, сфинксы, евреи и смерть. Даже обозначающие еврейские страдания шестиконечные звезды были на плитах. Однако потом наш скульптор передумал, заколотил могендавиды табличками с текстами о страданиях политзаключенных, и — вуаля, вот он — памятник жертвам политических репрессий. 15.

Некоторые фотографии я нагло спер из журнала Марии, надеюсь, она меня за это простит и не осудит. Вы же можете ознакомиться с крайне интересным отчетом с внутренностями «Крестов» по ссылке – https://fotomanya.livejournal.com/324276.html

Хотите больше интересных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал или на инстаграм.

Источник: https://alkopona.livejournal.com/279850.html

Петербургский централ – *КРЕСТЫ*/ историческое архитектурное наследие Петербурга. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Кресты питер
Mischell все записи автора

Михаил Круг – “Кресты”

Самая известная петербургская тюрьма в народе  имеет своё неофициальное имя,
“Кресты”

ведь «крестами» ее назвали из-за особенностей планировки.

ИСТОРИЯ:

С эпохи императрицы Анны Иоанновны на месте нынешних «Крестов» располагался так называемый «Винный городок».

В 1868 г. он был преобразован в комплекс сооружений (спланирован архитектором В. П. Львовым) для краткосрочного содержания арестантов (центральная пересыльная тюрьма, т. н. «централ»).    Существующая в настоящее время тюрьма была построена в кирпичном стиле в 1884—1892 г. по проекту архитектора А. О. Томишко.

Её комплекс включал два пятиэтажных крестообразных в плане корпуса (традиционная для того времени планировка тюремных зданий, их форма определила название тюрьмы), в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек.

В одном из корпусов на верхнем этаже изначально находилась пятиглавая церковь Святого Александра Невского.

Что интересно: В стенах этого мрачного заведения наряду с преступниками содержались

революционеры, противники власти, жертвы сталинских репрессий:

А. Керенский, А. Луначарский, К. Рокоссовский, Г. Жженов, Л. Гумилев и многие-многие другие. Где: Арсенальная набережная, 7.

Из истории: Эта тюрьма была построена в царствование Екатерины Великой. Название «Кресты» связано с тем, что здания в плане имеют вид двух крестов. Здесь в 1905 г. Л. Троцкий ожидал приговора за организацию революционных выступлений,

а в октябре 1917 г. большевики заключили сюда все Временное правительство, за исключением сбежавшего Керенского.

Во время массовых репрессий 1934—1936 гг. поэтесса Анна Ахматова провела 21 месяц в
очередях возле Крестов вместе с другими женщинами, ожидавшими известий о своих родных и близких.

памятник Анне Ахматовой напротив “Крестов” на противоположном берегу Невы

===

«Кресты» — следственный изолятор в Петербурге, один из наиболее известных и крупных в России. Официальное название — Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1»

(Учреждение ИЗ 47/1) УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В одном из корпусов на верхнем этаже изначально находилась пятиглавая церковь Святого Александра Невского.

В «Крестах» содержались уголовные преступники, а также политические, приговорённые к одиночному заключению. В числе наиболее известных узников первой поры были народовольцы

В. И. Браудо, А. А. Ергин, М. С. Ольминский и В. П. Приютов.

В период после революции 1905 г. политические заключённые в «Крестах» стали преобладать. Во время февральской революции 1917 г. восставшие освободили всех заключённых этой тюрьмы. После июльских событий того же года в «Крестах» недолгое время содержались арестованные большевики, в том числе В. А. Антонов-Овсеенко, П. Е. Дыбенко, Л. Б.

Каменев, А. В. Луначарский, Ф. Ф. Раскольников и Л. Д. Троцкий, А. С. Булин. В период революционных событий февраля 1917 года арестованные министры царского правительства, видные жандармы и полицейские чины, сановники доставлялись из Таврического дворца в «Кресты», а в 1917—1918 годах — из Петропавловской крепости, В их числе: Б. В.

Штюрмер (умер в «Крестах» в конце 1917 года), министр юстиции И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов, военный министр М. А. Беляев, жандармские генералы А. И. Спиридович, В. К. Семигановский, бывшие товарищи министра внутренних дел П. Г. Курлов, С. П. Белецкий, А. Т. Васильев,

директор Департамента полиции Е. К.

Климович и др.

В «Крестах» содержались: бывший военный министр В. А. Сухомлинов, командующий 5-й армией В. Г. Болдырев, помощник командующего Петроградским военным округом П. М. Рутенберг, убийцы Ф. Ф. Кокошкина и А. И. Шингарева, министров  Временного правительства,

красногвардейцы С. С. Басов и А. Г. Куликов.

===

В одном из корпусов на верхнем этаже изначально находилась пятиглавая церковь Святого Александра Невского.

Все эти политические и военные деятели находились под стражей охраны ВЧК в изолированном тюремном здании хирургического Госпиталя на территории «Крестов».

==      =Далее|

С «Крестами» неразрывно связаны монументы, установленные на противоположной стороне Невы. 28 апреля 1995 года напротив «Крестов», на противоположном берегу Невы по проекту Михаила Шемякина был установлен мемориал

«Жертвам политических репрессий» в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах.

=== Первый корпус Петербургской одиночной тюрьмы был открыт 7 сентября 1886, созданный по проекту главного архитектора Тюремного ведомства Антония Осиповича Томишко. Антония Осипович, опираясь на опыт возведения подобных строений в Европе, заимствовал некоторые приёмы планировки.

Основное здание, похоже на берлинскую тюрьму Плетцензее, напоминает при этом звезду или веер. Вместе с тем, зодчий делает акцент на храме, находящимся на территории, а тюремные блоки имеют форму креста (откуда и пошло простонародное название «Кресты»).

Храм посвящен Александру Невскому, и его купол возвышается над строениями.

В данный момент строения выполняют свои первоначальные функции и является главным следственным изолятором города.

===

FOTo – источник

К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица,

к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа.

По периметрам гранитных постаментов укреплены медные таблички со строками стихов

Анны Ахматовой, Николая Гумилева,

Иосифа Бродского,

судьбы которых так плотно сплелись с историей этой “знаменитой” тюрьмы. Сравнительно неподалеку от этого места находился «Большой дом» на Литейном проспекте.

Здесь размещалось Управление Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД), где в 1930-е годы допрашивали людей, арестованных по политическим обвинениям. Сфинксы символизируют смерть, и вечность, и тайну бытия, и торжество правды над ложью.

Раскрывая символику, скульптор сказал, что Россия тоже была в каком-то смысле «загадкой сфинкса» и,

наверное, она останется таковой, несмотря на все наши попытки ее разгадать.

Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой. По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Н.

Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.

Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера

На небольшой площади между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера, стоит памятник поэтессе Анне Ахматовой, у которой в «Крестах» были заключены муж (в 1921 году) и сын (в 1938-39 годах). Он воздвигнут здесь в декабре 2006 года скульптором Г. Додоновой и архитектором В. Реппо.

На гранитном пьедестале высечены строки из Ахматовского «Реквиема»: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый холод, и в июльский зной, Под красною, ослепшею стеною.

Завершается же «Реквием» так: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем: не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слёзы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

===

 фото церкви: Церковь Святого Александра Невского в «Крестах» в Санкт-Петербурге. 28 сентября 2007.

Знаменитые петербургские Кресты переезжают

Новые “Кресты”

Финансовый кризис не поставил крест на новом следственном изоляторе.

В 2013-м “Кресты” переезжают в Колпино.” Сейчас там вовсю кипит работа, передает телеканал 100ТВ. Внешне новый изолятор будет мало напоминать тюрьму. Вместо Невы из окон камер теперь будет виден целый квартал высоток. Окна, кстати, одна из главных гордостей нового изолятора – широкие и светлые.

Все для удобства подследственных. Впрочем, и сами камеры перестанут походить на общежития. Они рассчитаны исключительно на двоих или четверых. Новые «Кресты» строятся, как и следовало предположить, в форме крестов.

По словам строителей, такая планировка позволит сделать помещения более светлыми – солнце, как предполагается, будет освещать каждую камеру по несколько часов в день.

Пребывание в таких помещениях для арестантов будет более комфортным, если такое определение вообще уместно для тюрьмы.

Восьмиэтажное здание обещают наполнить самыми современными технологиями, включая траволаторы для перемещения по коридорам.

===

В «Крестах» были заключены революционеры, политические преступники, а также некоторые деятели науки и культуры.

Царская охранка, советская тюрьма, современный изолятор,

а теперь еще и арт-объект.

картина неизвестного художника! – 9 лебедей)

История «Крестов» по-настоящему насыщена и нетривиальна, это своеобразная русская Бастилия,

в годы царской России революционеры считали за честь находиться в этом месте.

В советские годы «Кресты» попали в «Реквием» Ахматовой как место настоящей народной скорби.

С современным видением образа тюрьмы вы сможете ознакомиться на выставке в Эрарте.

Лукьяновка – Кресты Санкт – Петербурга – песня!!!-

Группа “Бутырка” – “Кресты”

Источник: https://www.liveinternet.ru/community/petersburg/post284910947/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.