Кресты вид сверху

Виды христианских крестов

Кресты вид сверху

  • 31833 просмотра
  • : 21 января 2018 г.
  • Примерное время чтения: 7 минут

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест – Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны.

 По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение.

В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г.

(гора Голгофа) и М.Л. Р.Б.

(Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22).

В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью.

Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника.  Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

Источник: https://www.green-stone.by/articles/785

Что символизирует крест

Кресты вид сверху

  • Сейчас просматривают: 4
  • Всего просмотрели: 17739

Крест является одним из самых известных знаков в истории человечества.

Этот универсальный графический символ более 2-х тысячелетий отождествляется с христианством. Но его возникновение датируется гораздо более ранними периодами развития культуры.

Рисунки и другие изображения крестов появились еще в каменном веке, что доказывают раскопки и изучение первобытных стоянок древних племен.

Позднее крест стал распространенным явлением в цивилизациях, которые в разные периоды развивались во всех точках планеты – европейских, азиатских, африканских, австралийских, американских и островных.

Почему же самые разные народы, имеющие самобытные культуры (часто никогда вообще не знавшие друг о друге) использовали этот образ?

По каким причинам даже у враждующих племен и религий он был не просто известным, но одним из самых важных мистических знаков?

Возможно, все дело в простоте начертания символа, которая располагает к полету фантазии, к творчеству. Может быть, его форма задевает какие-то глубинные аспекты человеческого подсознания. Ответов может быть множество.

В любом случае, на протяжение тысячелетий сформировалась группа мотивов, которые регулярно участвовали в формировании символических значений креста. Так, данная фигура ассоциировалась:

с образом огня и изображением деревянного огнива (палочек для извлечения пламени путем трения): две руки часто связывались с воспламеняющимися палочками, которые в представлении первобытного человека наделялись женскими и мужскими признаками;

с солярным знаком (перекрещивающиеся лучи).

палеолита и раннего неолита своими первыми и главными божествами считали солнце и его свет, проливаемый на землю.

Это объяснимо, ведь именно солнце, вставая каждое утро на востоке, обеспечивало нормальную жизнь людей. Оно прогоняло мрак и холод, дарило свет и тепло.

Когда люди овладели огнем, который тоже давал тепло, освещал, защищал, они стали связывать его именно с солнцем.

У многих народов есть мифы о том, что огонь – это сын или другой ближайший родственник великого светила. Это, например, индийский Агни, персидский Атар, древнегреческие Гелиос и Прометей, древнеримский Вулкан. Однако священный и такой необходимый огонь долгое время не умели добывать.

Первым способом, который стал известен людям, была добыча огня путем трения двух кусков сухого дерева друг о друга. Вероятно, для этого использовались палки из мягкой и твердой древесины, которые располагали крест накрест.

Рисунки таких крестов можно увидеть на древних мегалитах и гробницах. С течением времени было придумано более удобное огниво: две перекрещивающихся плашки с отверстием сверху, в которое вставлялась сухая палочка.

Ее быстро вращали до появления язычков пламени.

Этот инструмент в виде креста и стал самым первым графическим символом огня и его прародителя солнца. Впоследствии, совершенствуя это орудие, концы крестообразных плашек стали загибать в стороны. Так появилась индоевропейская свастика – известный многим племенам солярный знак, обозначающий в то же время великий космос и саму жизнь.

Даже после того, как были придуманы другие, более легкие способы зажжения огня, во время священных действ на алтарях и в храмах жертвенное пламя разрешалось зажечь лишь с помощью трения дерева на кресте-свастике.

Так делалось в Персии, Индии, Древней Греции, у германских племен, у шотландских кельтов и восточных славян. Чтобы подчеркнуть, что огонь и солнце – одна стихия, крест часто вписывали в окружность или рисовали круг внутри перекрестья.

Такие знаки были найдены при раскопках на Кавказе, в разных районах Азии и Европейской части континента, на многих африканских территориях.

Итак, широкое распространение креста еще в глубокой древности объясняется формой орудия, с помощью которого добывали пламя. Огонь нес тепло, был животворящим и обожествленным.

Символически изображающий его и солнце крест приобретает сакральное, религиозное значение. Позже он становится знаком новых богов – плодородия и живительных сил природы, которые тоже были связаны с животворящими теплом и светом.

Кроме того, крест сделался атрибутом жрецов и царей как наместников небесных сил на земле.

Изобретение приспособлений для рождения пламени произвели революцию в человеческой культуре. Считая огненный крест (как и само пламя) оберегом, его стали изображать не только на культовых постройках, но и жилищах, украшениях, оружии, одежде, утвари, даже на могильных камнях и урнах.  

Он олицетворяет мир наряду с кругом и квадратом. Но если геометрические фигуры разделяют внешнее и внутреннее пространство, то крест – это гармонизированная Вселенная. От его центра идут направления, которые обозначают стороны света и делят мир (квадрат) на правильные сектора. Именно по образу и подобию креста строились многие великие города.

Например, Рим с его перекрестками улиц и позднейшие города с правильным делением на квадраты кварталов. В эпоху Средневековья мировые карты рисовались в виде креста с Иерусалимом в его центре.

Однако одним из наиболее сакральных пространственных соответствий было соотнесение креста с Мировым Древом. Этот образ характерен для первичных верований практически всех народов мира. Обычно имеется в виду космическое Дерево, которое считалось сердцевиной мира и организовывало мировое пространство.

С его кроной связывали верхнее царство богов и духов, со стволом – срединное обиталище людей, с корнями – преисподнюю, в которой живут злые демонические силы. Под сенью Мирового Древа течет время, сменяются события, люди, боги. Древо часто осознавалось как источник космической жизненной энергии, дающей плодородие и питающей жизнь.

Плоды Мирового Древа давали истинное знание и бессмертие, а на листьях были записаны судьбы всех, кто когда-либо приходил или еще придет в этот мир.

Особую роль Мировое Древо играло в религиях, связанных с идеей умирающего и воскресающего бога, который распинался на стволе, умирал, а потом возрождался более сильным, чем был до того.

Об этом рассказывается в легендах хеттов (о боге Телепину), скандинавов (об Одине), германцев (о Вотане) и пр. Во время праздников, связанных с земледельческими культами, на столбах и крестах, имитировавших дерево, развешивались или рисовались фигурки богов плодородия.

Их приносили в жертву Древу, чтобы земля дала хороший урожай. Особенно интересный пример такого рода – это столб Осириса, который венчался крестом. На столбе высекали ветви с листьями и изображение бога.

Во время весенней земледельческой церемонии этот крест сжигался жрецами, а его священный пепел зарывали в землю, чтобы она лучше плодоносила. Позже, в эпоху римского владычества, вера в оживляющую силу креста в Империи была заменена на другое восприятие этого знака.

Крест стал орудием пытки и позорной смерти для инородцев и одновременно – символом человека с раскинутыми в стороны, как при распятье, руками.

В Библии тоже описано космическое растение под названием Древа Жизни и познания добра и зла, растущее посреди земного Рая. Именно его плод стал причиной грехопадения и изгнания из Эдема первых людей. В книгах отцов Церкви библейское Древо Жизни соотносится с многоконечным крестом и самим Спасителем. Кроме того, в христианстве крест называется «животворящим древом».

Старейшие источники утверждают, что именно часть ствола эдемского Дерева была преобразована в страстной крест Голгофы. Иоанн Дамаскин по этому поводу писал буквально следующее: «Древо жизни, насажденное Богом в Раю, преобразовало крест, потому что как чрез древо вошла в мир смерть, так чрез древо должны быть дарованы нам жизнь и воскресение».

Таким образом, Мировое Древо и символизирующий его крест были древнейшими сакральными образами жизни и смерти, воскресения и бессмертия. Это восприятие передалось христианству. В нем крест стал центральным священным символом веры и Спасителя. Он олицетворяет прежде всего святое мученичество и искупительное распятия Иисуса, кровью которого омылся мир и человечество было очищено от греха.

Кроме того, христианский крест – это знак веры в божественную силу, вознесение Иисуса, бессмертие души и грядущее воскресение.

С течением времени люди значительно разнообразили внешний вид простого креста. Дохристианская и христианская символика насчитывает огромное количество модификаций этого священного образа. Вот описания лишь некоторых, наиболее известных вариантов.
Подробнее о том, как следует оформлять могилу с точки зрения канонов Церкви и какие распятия обычно ставят на погребениях, Вы можете прочитать в материалах, расположенных на сайте компании «Данила-Мастер». Ознакомиться с моделями памятников с крестом Вы можете в наших каталогах. По любым вопросам Вы всегда можете позвонить на бесплатную горячую линию компании “Данила-Мастер” или оставить заявку на сайте.

Источник: https://danila-master.ru/articles/chto-simvoliziruet-krest.html

11 фотографий камер изнутри СИЗО-тюрьмы Кресты в Санкт Петербурге

Кресты вид сверху

Старинная русская тюрьма «Кресты» за десятилетия своей работы обросла множеством легенд и преданий. Через ее стены прошло множество выдающихся гениев и злодеев. В конце 2017 года тюрьма в центре Санкт-Петербурга была закрыта, всех заключенных перевезли в новое здание тюрьмы – «Кресты-2».

Одна из самых известных российских тюрем, окрещенная народной молвой «Крестами», начала свою работу в конце 19 века. Крестообразная форма ее режимных корпусов была выбрана неслучайно: наблюдателю, стоящему в центре здания, все четыре коридора на этаже видны как на ладони. До внедрения видеокамер и высокотехнологичных систем наблюдения это существенно помогало работе надзирателей.

Кроме того, такая форма зданий позволяет лучам Солнца в течение дня попадать в каждую из камер (в совокупности их 999).

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/nakazanie/lishenie-svobody/tyurma/kamery/v-sizo-kresty.html

Кресты на куполах. Уникальная коллекция Инвера Шейдаева

Кресты вид сверху

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже.

Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях.

Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери – питает».

Кресты из коллекции символизируют жизнь и воскресение вместо современного могильного креста..

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин – стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Едином ТРИГЛАВЕ или в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа.(Вместо нынешнего распятья, символа смерти!)

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах.

Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия.

Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.

Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги

Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение , Вокресение Христа из мертвых.

Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Древа жизни, растущего в нем.

Это ведический символ перешедший в раннее христианство (Арианское), сохранившее на Руси ведический смысл. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд.

Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови

Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907),

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие – орудия Страстей Господних – нередкое явление на накупольниках.

Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма).

Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного – торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона

Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр

Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа – скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики.

Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла – державного знака Византии.

Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве

Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос.

Но святитель Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

“Кельтские” ведические кресты

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)

А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды

Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.

Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы

Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского

Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь

Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста –«якоря» во многих случаях почти невозможно.

Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест – посредник между землей и небом.

Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину.

Она образована сложением двух символов – нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

Данная коллекция отражает жизнеутверждающую суть Арианства господствующего на Руси до Никоновской реформы.

Вот смотрим на древнеармянские кресты

А вот каменный крест из новгородского собора времен Орды

Катарские кресты

Катарский крест. Такой крест носил Иван ГрозныйВ статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.

http://www.nsad.ru/articles/kresty-na-kupolah-unikalnaya-kol…

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43646207121/Krestyi-na-kupolah.-Unikalnaya-kollektsiya-Invera-SHeydayeva.

«старинные кресты» на интернет-аукционе Мешок

Кресты вид сверху
sh: 1: –format=html: not found

Загрузка …

Все с рубля!

Большой старинный нательный крест. Крестик. Тельник.

400.00 р.  

500.00 р.  

Крест старинный, интересный! Оригинал!

260.00 р.  

крест распятие старинный бронза.интересный.5.8 см.эмали. оригинал. РАСПРОДАЖА !!!

490.00 р.  

КРЕСТ Крестик нательный старинный ЛЕПЕСТОК с эмалью эмали 18 – 19 век

1100.00 р.

КРЕСТ Крестик нательный старинный ЦАТА Металлопластика 17-18 век

1600.00 р.

накладка с церковной книги. редкая.старинная.крест.до 1917 года.оригинал. Распродажа !!! Недорого !

790.00 р.  

АНДОРРА ФРАНЦУЗСКАЯ. АРХИТЕКТУРА. СТАРИННЫЙ КРЕСТ. МОНАСТЫРИ В ГОРАХ. ** ЛЮКС !!.

120.00 р.  

150.00 р.  

Старинные нательные крестики(пропеллер и др.),часть складня и образок!!!

2000.00 р.  

2500.00 р.  

Крест нательный старинный.

300.00 р.  

350.00 р.  

Старинный Крест распятие

2500.00 р.  

Старинный Крест распятие

2500.00 р.  

Старинный Крест распятие Большой!

4000.00 р.  

Старинный Крест распятие Эмаль

3500.00 р.  

Старинный Крест (Лопата)

3500.00 р.  

Старинный Крест распятие Эмаль

3000.00 р.  

Старинные нательные кресты. До 1917 года

1800.00 р.  

Старинный нательный крест

200.00 р.  

БОЛЬШОЙ СТАРИННЫЙ КРЕСТ. РАСПЯТИЕ . 37 Х 19,2 .ОРИГИНАЛ . С РУБЛЯ !

1266.00 р.  

Уточните поиск:  18 век 19 век антиквариат бронза Вышивка крестом до 1917 года древность Иисус коллекционирование коллекционное коллекция крест Крест крестик крестики крестик тельник крестик царский крест нательный крест растяте литье медная пластика медная пластика XIX медное литье медное литьё медь металлопластика нательный крест нательный крестик недорого оригинал отличное состояние православный крест распятие Распятие Распятие Христово редкость религия Россия до 1917 года россия с 1682-1917гг рукоделие ручная работа состояние старина старинная старинный старинный крест Старинный крест Царская Россия Церковная утварь эмаль

Еще…

крест распятие Христос 18,2 Х 9,6 см СТАРИННОЕ 19 в. РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ РЕДКОСТЬ серебро? стразы

69900.00 р.  

крестик серебрянный №1 старинный. Кострома, 1908-1917гг.

500.00 р.  

2 редких старинных нательных крестика жалко с утратами+запчасти.

550.00 р.  

1000.00 р.  

СТАРИННАЯ ПРИВЕСКА – ПОДВЕСКА – КРЕСТ – КРЕСТИК – РЕДКАЯ ! ОРИГИНАЛ ! Финно – угры . 8 – 10 Век ! RR

12500.00 р. Торг уместен

Старинные нательные Кресты . Подборка . 17-19 век . Не чищены . 21 шт., Недорого !

1400.00 р.  

1600.00 р.  

Старинный Нательный Крестик 18-19 век.,до 1917 года..

200.00 р.

971 Великобритания Англия Крест Виктории. Старинная копия.

5000.00 р.

Крестик старинный ,нательный, большой в эмалях,17-18 век,оригинал..Редкий, не дорого!!!

450.00 р.

5 старинных крестиков,все до 1917-одним лотом.

500.00 р.

КРЕСТ Крестик нательный старинный ЦАТА Металлопластика 17-18 век

900.00 р.

R Старинный крестик нательный “Огненосный” + “Штурвал ” КРАСАВЦЫ смотрите мои лоты-объединяю

4000.00 р.  

5000.00 р.  

* RRR * Старинный Крест- Реликварий. Распятие Христово. Перламутр. Палестина .Иерусалим XIX век

45000.00 р.  

46100.00 р.  

СТАРИННЫЙ КРЕСТ – Привеска – КРЕСТИК В КРЕСТЕ ! ДВЕ СТОРОНЫ – РЕДКИЙ ! Отл. СОХРАН ! RRR !

3300.00 р.

Набор старинных красивых крестиков разных периодов,30 штук одним лотом.

5000.00 р.  

10000.00 р.  

Крест Крестик медный Металлопластика Ручная работа Старинный Распятие Господи спаси Р.Е 19 век

100.00 р.

Крест Крестик старинный древний Нательный Серебро 16-17 век

200.00 р.

3 с половиной нательных старинных серебрянных крестика,одним лотом.

1350.00 р.  

3000.00 р.  

Старинное большое фото Медсестры милосердия Красного креста … с 1 рубля!

868.00 р.  

Старинные фото Медбрат Красного креста и будёновец/ красноармеец … с 1 рубля!

414.00 р.  

КРЕСТ Крестик старинный ЦАТА Крестик Наперстный Нательный 17 – 18 век Серебро

2100.00 р.

Нательные старинные кресты,все до 1917 года- одним лотом.10

600.00 р.

КРЕСТ Крестик старинный Серебро 84 проба с пробой мастера

200.00 р.

Старинные серебряные крестики 4 штуки . 84 проба

1100.00 р.

Нательные старинные кресты,все до 1917 года- одним лотом.9

600.00 р.

Крест Крестик старинный православный четырехконечный ЛЕПЕСТОК Серебряный 19 век Отличное состояние

5650.00 р.

Крестик старинный ,нательный, Лепесток, большой в эмалях,оригинал

650.00 р.

Старинная икона, складень Деисус – XIX век 3 створчатый,5 эмалей . Крест на голгофе в цвете

97000.00 р. Торг уместен

Крест Крестик из серебряной проволоки 9 – 10 век Маленький Старинный Серебро

7900.00 р.

КРЕСТ Крестик старинный ЦАТА Крестик Наперстный Нательный 17 – 18 век Серебро

3900.00 р.

Вислая печать Торговая печать старинная с крестом и силуэтом Вислые печати с крестами и силуэтами

800.00 р.

Показать еще 50 …

1

12345

 Вперед → 

4257 лотов
Стр

аница

1 из 86

Источник: https://meshok.net/?search=%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B&sort=end_date&way=asc

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.