Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий

Султанбекова Гузель Фаритовна Особенности личности преступника при превышении должностных полномочий в правоохранительной сфере

Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF THE CRIMINAL AT THE EXCEEDING OF THE OFFICIAL AUTHORITY IN THE LAW ENFORCEMENT SPHERE

Султанбекова Гузель Фаритовна,

студент

Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия

Sultanbekova Guzel F.,

student

Bashkir State University,

Ufa, Russia

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научный руководитель:

Зайнуллин Руслан Ильдарович,

кандидат юридических наук

Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия

Zainullin Ruslan I.,

Ph.D. in Law

Bashkir State University,

Ufa, Russia

УДК 34

Аннотация: В статье рассматриваются особенности личности преступника при превышении должностных полномочий в правоохранительной сфере. Ключевые слова: криминалистическая характеристика, личность преступника, должностное лицо, расследование преступления, превышение должностных полномочий. Abstract: In the article the peculiarities of the personality of the criminal are considered in case of excess of official powers in the law enforcement sphere. Key words: forensic characterization, the identity of the offender, the official investigation of the crime, the abuse of power. При расследовании превышения должностных полномочий немалую роль играет знание следователем особенностей личности преступника. Говорить о личности преступника при превышении должностных полномочий невозможно, не определив понятие личности преступника. И.А. Макаренко определяет личность преступника как устойчивую криминалистически значимую совокупность психофизиологических свойств и качеств, мотивационных установок эмоциональной и рациональной сфер человеческого сознания, отразившихся в следах преступления в процессе подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, а также его постпреступного поведения [2, c. 5]. А.Г. Петелин считает, что изучение криминалистической характеристики преступного деяния без учета именно психологических механизмов субъекта преступления невозможно признать достаточно полным [3, c. 11-12]. Особого внимания заслуживает личность преступника, превышающего должностные полномочия в правоохранительной сфере, поскольку этих лиц непросто изобличить в совершении преступления из-за занимаемого ими служебного положения, наличия властных полномочий, что позволяет им осуществлять противодействие расследованию и сокрытие следов преступлений. При расследовании рассматриваемого вида преступлений главным вопросом является установление именно должностных функций лица, совершившего это преступление. Личность преступника при превышении должностных полномочий в правоохранительной сфере характеризуется наличием статуса должностного лица. К должностным лицам закон относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [3, c. 11-12]. С.В. Лаврухин в свою очередь к особенностям личности преступника при превышении должностных полномочий относит: а) нахождение лица на определенной должности в органах государственной или муниципальной власти; б) установление круга прав и обязанностей, полномочий должностного лица для осуществления им функций представителя власти, которые находят свое отражение в конкретных правовых актах (законы, приказы); в) установление ответственности за нарушение должностных полномочий [5, c. 58-65]. Что касается социально-демографических признаков лица, совершающего превышение должностных полномочий в правоохранительной сфере, то, как показывают исследования, средний возраст правонарушителя составляет 30-35 лет. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что: «…именно в возрасте 20-30 лет решались жизненно важные вопросы: определялось направление деятельности, создавались семьи, наиболее активно формировалась личность. На этом пути возникало немало проблем правильное разрешение которых требовало жизненного опыта, навыков поведения в обществе, представлений о долге и обязанностях, умения считаться с трудностями и преодолевать их» [6, c. 101-102]. В 85% случаях данное преступление совершается лицами мужского пола. Нельзя не отметить и довольно высокий уровень образования, что обуславливает возможность активного противодействия расследованию. Поскольку характер превышения должностных полномочий требует тщательной, высокой подготовки, профессиональных знаний, то высокий уровень образования является неотъемлемым признаком, характеризующим лицо, совершающего превышение должностных полномочий в правоохранительной сфере. Для криминалистической характеристики личности преступника также имеет немаловажное значение семейное положение, так как совершению преступления способствует психологическое состояние в семье, конфликты с близкими. Многие на момент совершения преступления были женаты, имели детей (76%), остальные 24%- холостые, разведенные. Указанные признаки сами по себе не имеют явного значения, так как характеризуют определенного человека, однако в статистическом выражении применительно к лицам, совершившим преступления, они содержат необходимую информацию, которая важна как для науки, так и для практики. Для нравственно-психологической характеристики лиц, превышающих должностные полномочия, является общим отрицательное отношение данных лиц к общественным интересам, реализация своих корыстных целей, с использованием своих должностных полномочий, стремление к незаконному обогащению. Как показывает практика вовсе не низкое материальное положение способствует совершению данного вида преступления, а именно низкий нравственный уровень. Мы считаем, что психические и функциональные компоненты могут по-разному взаимодействовать друг с другом, поскольку совершение должностного преступления исходит из того, что происходит противоречие между личными интересами субъекта и служебными полномочиями. И нужно отметить, что данное противоречие ярко проявляется, когда данные полномочия соответствуют требованиям закона, но не соответствуют представлениям о них определенному окружению при определенном исполнении своих служебных функций. Весь этот комплекс, безусловно, оказывает большое влияние на другие криминалистические характеристики данного вида преступления, таких как, механизм, способы совершения преступления. Совершенствование изучения личности имеет немаловажное значение при расследовании превышения должностных полномочий в правоохранительной сфере, так как эти данные служат вспомогательным элементом при дальнейшем планировании хода расследования дела, разработать тактические приемы следственных действий. Знание особенности личности лица, совершившего превышение должностных полномочий, позволит объяснить причины и механизм совершения преступления, и тем самым разработать эффективные меры по борьбе с преступностью. Список использованных источников:

Источник: http://www.gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/4-2016r/542-sultanbekova-102016

Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Уголовное право

Тема Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

f

Введение

1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики злоупотребления должностными полномочиями

1.1 Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

1.2 Криминалистическая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

1.3 Нравственные начала противодействия злоупотреблению должностными полномочиями

2. Особенности первоначального этапа расследования злоупотребления должностными полномочиями

2.1 Понятие и признаки должностного лица

2.2 Проведение предварительной проверки сообщений о злоупотреблении должностными полномочиями и принятие решения о возбуждении уголовного дела

2.3 Особенности тактики допроса свидетелей и подозреваемых на первоначальном этапе расследования злоупотребления должностными полномочиями

3. Специфика последующего этапа расследования злоупотребления должностными полномочиями

3.1 Особенности тактики допроса обвиняемых и производства очных ставок при расследовании злоупотребления должностными полномочиями

3.2 Производство контроля и записи переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и использование их результатов в процессе расследования

3.3 Основные направления взаимодействия следователя с органом дознания на последующем этапе расследования злоупотребления должностными полномочиями

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

fВведение

В связи с динамичным ростом государственного аппарата, увеличением числа государственных служащих, возросшим количеством обращений граждан в различные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения для современной России наиболее остро стоит вопрос о необходимости повышения уровня законности их деятельности. По оценкам экспертов Института Всемирного банка, по уровню качества государственного управления Россия по-прежнему соответствует уровню слаборазвитой страны мира, См.: World Bank Institute // http://bankir.ru/news/article/1068721. что объясняется, в том числе и злоупотреблениями должностными полномочиями.

«Коррупция по-прежнему является одним из главных барьеров на пути нашего развития», – указал в одном из ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации Президент (в то время) Российской Федерации Д.А. Медведев.

Разработка эффективных мер по противодействию коррупции и реализация таковых в контексте обеспечения развития страны являются необходимым средством обеспечения стабильности развития российского общества.

Огромное значение приобретает работа по осуществлению грамотного и целенаправленного расследования преступлений, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями.

Должностные лица, наделенные и осуществляющие функции представителей власти, довольно часто используют свои полномочия вопреки интересам службы, ради корыстной заинтересованности.

Согласно основным показателям работы органов внутренних дел, только за сентябрь 2010 года выявлено 32705 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, из которых 1232 преступления совершены в крупном или особо крупном размерах либо причинившие крупный ущерб.

Особую обеспокоенность российских граждан, сотрудников правоохранительных органов вызывает тот факт, что должностные преступления получили распространение не только в крупных городах Российской Федерации, но и в небольших муниципальных образованиях. Данные обстоятельства осознаются обществом и постоянно освещаются в средствах массовой информации, в выступлениях различных политических деятелей.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст.

285 УК РФ) относится к числу противоправных деяний против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

В 2006 году этих преступлений было зарегистрировано 36777, в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно 35714, 40473, 43086. Необходимо сказать и о высоком уровне латентности этого состава.

Характеризуя актуальность темы курсовой работы, нужно указать на следующие обстоятельства.

Расследование злоупотребления должностными полномочиями имеет специфику, которая обусловлена особенностями субъекта преступления, сферой, в которой совершается противоправное деяние, уровнем противодействия следствию.

Все это отрицательно сказывается на результатах расследования – значительное количество уголовных дел прекращается за отсутствием события или состава преступления (ст. 24, 27, 212 УПК РФ), по 62% сроки предварительного расследования продлевались неоднократно – до 3-6 месяцев.

Цель работы – изучить теоретические аспекты и сущность расследования злоупотребления должностными полномочиями в системе уголовного права.

f1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристики злоупотребления должностными полномочиями

1.1 Уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями

Объективная сторона преступления выражается в использовании своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Состав преступления – материальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (прямого или косвенного), а также мотивом в виде корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект – должностное лицо.

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0b65625a3bc78b4d53b89521216c26_0.html

Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий или присвоения полномочий должностного лица

Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий

Объективная сторона превышения должностных полномочий ст. 286 УК заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий.

Это могут быть действия, относящиеся к полномочиям другого лица; действия, которые должностное лицо могло по статусу совершать, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или в подзаконном акте; и, наконец, это могут быть действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Субъекты – те же, что и в ст. 290 УК.


17. Особенности возбуждения уголовных дел по превышению должностных полномочий или присвоению полномочий должностного лица.
18. Особенности тактики отдельных следственных действий превышения должностных полномочий или присвоения полномочий должностного лица.

19. Криминалистическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности.

20. Особенности возбуждения уголовных дел при незаконном участии в предпринимательской деятельности.

Расследование незаконного предпринимательства начинается с возбуждения уголовного дела по различным основаниям.

Такими основаниями могут быть данные, указывающие на безлицензионную деятельность коммерческих фирм (предпринимателей) и данные о причинении указанными структурами крупного материального ущерба гражданам или иным субъектам хозяйственной деятельности.

Если такие преступления совершаются организованной преступной группой, то в качестве исходного материала для возбуждения уголовного дела чаще всего фигурирует информация органа дознания.[6]

Источниками первичной информации, служащей основанием для возбуждения уголовного дела, обычно служат материалы оперативно-розыскной работы органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных и других органов, и соответствующей доследственной их проверки, а также данные прокурорских проверок, материалы ревизий и аудиторских проверок фирм и предпринимателей, данные прессы, заявления граждан и др.

В начале расследования обычно возникает ряд типовых следственных ситуаций. Их содержание определяется источником, видом и объемом поступившей информации, характером и интенсивностью помех в получении первоочередной информации. К числу таких ситуаций относятся:[7]

1) поступило сообщение, содержащее признаки совершения преступных действий, повлекших значительный материальный ущерб. Нарушитель известен или неизвестен. Фактор внезапности чаще не может быть использован, так как преступник либо информирован о направлении материалов следствию, либо прошедшее время не позволяет работать по горячим следам;

2) поступили из органов дознания материалы о результатах оперативно-розыскных действий, содержащие данные о фактах незаконного предпринимательства. Использование фактора внезапности в начале расследования возможно и часто необходимо для успешного раскрытия преступления.

Например, возможны: задержание с поличным; следственные и оперативные действия по горячим следам по выявлению денежных средств преступников, на которые может быть обращено взыскание; оперативные и следственные действия, обеспечивающие получение необходимой документации и т.д.

;

3) ситуация та же, что и вторая, но поступившие материалы оперативно-розыскных действий свидетельствуют о возможном совершении незаконных сделок при осуществлении предпринимательской деятельности членами конкретной организованной преступной группы, о криминальной деятельности которой оперативно-розыскные органы не имели ранее информации;

4) преступники задержаны с поличным в момент совершения незаконных сделок при осуществлении предпринимательской деятельности.

При расследовании преступления – незаконного предпринимательства большое значение для успеха уголовно-процессуальной деятельности имеет установление эффективного взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами в рамках следственно-оперативной группы (созданной для расследования по уголовному делу) или в форме выполнения отдельных следственных поручений. Особенно важно такое взаимодействие, когда преступление совершено организованной преступной группой.[8]

В подобном случае поступлению материалов в следственные органы обычно предшествует собирание соответствующих материалов о деятельности указанной группы органом дознания.

При этом на стадии такого сбора материалов необходимо, чтобы органы дознания, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, взаимодействовали с соответствующими службами других правоохранительных органов, располагающих нужной информацией, и использовали данные регистрационных государственных органов.

Такие органы также могут обладать необходимыми для расследования сведениями, ибо организованные группы активно оперируют материальными активами, вкладывают эти средства в движимое и недвижимое имущество, которое затем закладывается, продается, передается и пр.

Органам дознания желательно взаимодействовать не только с родственными подразделениями других правоохранительных органов, но и со службами безопасности банков и частными детективными службами, ибо у этих служб, проводящих разведывательную работу по проверке клиентов банка, накапливается свой информационный материал, в том числе и о деятельности организованных преступных групп в сфере осуществления предпринимательской деятельности.[9]

Анализируя поступившие материалы по уголовному делу, следователь должен обратить внимание на следующее:[10]

а) все ли необходимые документы, свидетельствующие о противоправности деяния предпринимательской деятельности представлены;

б) подлинные ли эти документы или представлены их копии;

в) есть ли объяснения, подтверждающие факты правонарушения.

Следователю целесообразно иметь и общую справку с описанием конкретных фактов с указанием лиц, которые располагают информацией о них с указанием их координат (телефонов, адресов). На этой стадии необходимо тщательно с участием специалистов собрать нормативный материал, регламентирующий расследуемую сферу предпринимательской деятельности.

Вместе с тем следователи уже на стадии анализа поступившей первичной информации должны обратить внимание на то, нет ли в ней признаков организованной преступной деятельности, совершаемой организованной группой.

Таковыми по указанным делам могут быть: тщательная продуманность и весьма высокий профессионализм ее совершения; невозможность ее осуществления одним лицом без существования и действия организованной структуры; характер направленности предпринимательской деятельности; сведения о вероятной связи между коммерческими, государственными и банковскими структурами в рамках этой деятельности; изощренные и быстрые способы реализации преступно полученных денежных сумм и материальных ценностей; давление на следователя на стадии изучения первичных материалов с целью побуждения его к отказу в возбуждении дела и др.[11]

При наличии в поступивших первичных материалах достоверных признаков незаконной предпринимательской деятельности, и особенно совершенных организованной преступной группой, целесообразно возбудить уголовное дело и начать расследование. Все действия следователя после возбуждения уголовного дела на всех этапах его расследования должны быть тщательно спланированы. Это требование здесь имеет особое значение.

План расследования на первоначальном этапе должен быть сориентирован на проверку достоверности, уточнение фактических данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела по факту незаконного предпринимательства, собирание новых фактических данных и предупреждение возможных попыток заинтересованных лиц скрыть следы преступления. Следственные версии выдвигаются с учетом имеющегося первичного материала по поводу невыясненных обстоятельств о виновных лицах, мотивах и целях их действий при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, способах совершения данного преступления и т.д.

План дальнейшего расследования должен предусматривать не только последующие следственные действия по еще не законченным проверкой версиям, но и выдвижение других возможных версий, и их проверку.

Например, ограничивается ли расследуемое преступление теми фактами, по поводу которых оно было возбуждено, или это только часть его эпизодов.

Такая версия всегда возникает при установлении того, что расследуемое преступление совершено организованной преступной группой.

Для того чтобы быстрее разобраться в том, какие допущены нарушения действующих норм и правил, регулирующих конкретный вид предпринимательской деятельности, весьма полезным является метод криминалистического сопоставления соответствующих норм, правил, требований должного ведения конкретных операций при осуществлении данной предпринимательской деятельности, особенностям поведения лиц, участвующих в этих операциях в расследуемом случае. Суть этого метода схематично складывается из следующего: все выявленные обстоятельства преступного поведения, характеризующие его механизм и обстановку, собираются в единый информационный блок. Затем в другой единый блок собирается вся нормативная информация о том, как в соответствии с действующими положениями и требованиями должна была осуществляться данная операция или сделка. Затем эти два информационных блока (как матрицы) накладываются один на другой. В результате сопоставления сразу можно выявить характер допущенных нарушений и круг лиц, связанных с этими нарушениями.[12]

При применении метода криминалистического анализа служебно-должностных функций участников преступления можно выявить, какие конкретные нарушения действующих правил допущены каждым участником исследуемой организации, фирмы (предпринимателя).

Для выявления способа конкретного финансового правонарушения целесообразно использовать такие сложившиеся в криминалистике методы, как распознавание способа: по его типовым признакам; путем ревизии (аудиторской проверки); оперативно-розыскными средствами и по аналогии.

Комплекс и порядок проведения первоначальных следственных действий зависит от характера первоначальных следственных ситуаций (перечень типовых следственных ситуаций был рассмотрен несколько выше).

В первой ситуации большинство следственных действий обычно лишено эффекта неожиданности, для нее характерны такие действия следователя:

а) выемка и изучение необходимых нормативных документов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности;

б) выемка и осмотр необходимых документов организации, фирмы (предпринимателя), не представленных в первичных материалах;

в) осмотр и предварительное исследование документов, с помощью которых было совершено преступление;

г) выемка, осмотр и изучение документов, показывающих движение денежных средств организации, фирмы (предпринимателя);

д) допрос работников организации, фирмы (предпринимателя);

е) назначение и проведение ревизий, аудиторских проверок криминалистических и иных судебных экспертиз для исследования бухгалтерских, отчетных и иных документов организации, фирмы (предпринимателя);

ж) обыск у подозреваемых лиц с целью выявления и изъятия различных документов и иных объектов, имеющих значение для дела;

з) наложение ареста на денежные суммы, счета.

Во второй ситуации целесообразно как можно успешнее использовать эффект внезапности в начале расследования при проведении первоначальных следственных действий. Для данной ситуации обычно характерен следующий набор первоначальных следственных действий и операций:[13]

а) проведение следственной операции по задержанию заподозренных в совершении незаконного предпринимательства, их допрос и личный обыск;

б) обыск по месту жительства и работы задержанного предпринимателя (руководителя фирмы) и наложение ареста на их имущество;

в) осмотр изъятых поддельных документов и других объектов;

г) выемка, осмотр и изучение необходимой документации;

д) допрос свидетелей;

е) назначение и проведение ревизий;

ж) назначение и проведение экспертиз.

Третья ситуация носит собирательный характер и включает в себя информацию о двух предыдущих ситуациях.

При установлении факта совершения преступления членами организованной преступной группы необходимо сразу принять меры к созданию следственно-оперативной группы, получению имеющейся разведывательной информации от органов дознания, наладить соответствующее взаимодействие с оперативными подразделениями. Набор же первоначальных следственных действий зависит от того, информация какой следственной ситуации доминирует в каждом конкретном случае.

Четвертая ситуация близка ко второй ситуации и отличается лишь тем, что в ней уже нет необходимости в разработке и проведении операции по задержанию заподозренного в преступлении с поличным. В этой ситуации расследование обычно осуществляется по следующей схеме:[14] а) личный обыск задержанного предпринимателя (руководителя фирмы) и обыск по месту жительства и работы, в процессе которых следует изъять все имеющиеся у него документы (поддельные, финансовые, записные книжки, дискеты, черновики, транспортные документы, квитанции для оплаты междугородных переговоров, черновики документов и т.п.);

б) допрос подозреваемого предпринимателя;

в) осмотр транспортного средства, использующегося задержанным;

г) допрос свидетелей (администрации и сотрудников фирмы; лиц, подтверждающих отдельные обстоятельства действий преступника).

При необходимости может быть проведено предъявление для опознания и очные ставки. Необходимо широко использовать возможность контроля телефонных переговоров родственников, коллег и партнеров задержанного, а также выемки его почтово-телеграфной корреспонденции. Нелишнее установление контроля за его личным пейджинговым и радиообменом.

Важную роль при расследовании преступления играют судебные экспертизы. К их числу относятся криминалистические экспертизы (почерковедческая, дактилоскопическая, технико-криминалистическая экспертиза документов), полиграфическая, судебно-бухгалтерские, судебно- экономические.

Их назначение и проведение связано с исследованием документов с целью выявления в них различного рода подделок (в т.ч.

и давности изготовления документов); исследованием сущности, достоверности и реальности соответствующих операций; возможностей и способов несанкционированного доступа к информационному обеспечению финансовой деятельности и др.

21. Особенности тактики отдельных следственных действий при незаконном участии в предпринимательской деятельности.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-97359.html

Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с превышением должностных полномочий и злоупотреблением служебным положением

Криминалистическая характеристика превышения должностных полномочий

Криминалистическая характеристика – это научная категория, представляющая собой систему обобщенных сведений об условиях и обстановке, типичных свойствах личности субъектов посягательств, способах совершения анализируемых деяний, механизмах следообразования и иных обстоятельствах, имеющих значение для проведения качественного расследования в разумные сроки.

Обстановка – условия места и времени посягательства с находящимися в них людьми и материальными объектами.

− Здесь обстановка это установленный нормативными актами и сложившийся порядок осуществления должностными лицами своих полномочий. Преступникам нужны благоприятные условия. Если таковые отсутствуют, то они могут изменить условия от неблагоприятных к благоприятным.

Преступления также совершаются в реальных условиях, которые предоставляют, исключают или затрудняют возможность достижения поставленной цели и выполнения для этого определенных действий, образующих способ посягательства.

В реальных ситуациях субъекты совершают преступления рассматриваемого вида в условиях определенного сложившегося в данном учреждении, организации порядка осуществления должностных полномочий.

Этот порядок может как соответствовать установленным требованиям нормативных актов (которые издаются на уровне федерации или субъекта, которые конкретизируются нижестоящими инстанциями и в связи с которыми могут быть также изданы локальные акты), а могут и нарушать их. Благоприятные условия – это пробелы в нормах или противоречия между ними.

Если условия неблагоприятные (то есть нормы соответствуют порядку в организации), то субъект их изменяет, например путем издания локальных нормативных актов, позволяющих совершать действия, превышая должностные полномочия или злоупотреблять ими (такие акты могут носить временный характер или касаться определенных субъектов, также могут содержать неверное толкование норм, имеющих большую юридическую силу).

Часто такие преступления совершаются в малых населенных пунктах, нежели в больших городах.

− Также элементом обстановки называют социально-психологический элемент, заключающийся в отношении сотрудников учреждения к нормативным предписаниям, регламентирующим их служебную деятельность – в учреждениях формируется нигилистическое отношение к нормам, что позволяет им совершать преступления, формируется круговая порука.

− Общая организация деятельности учреждения, в котором совершаются такие преступления – отсутствие четкого распределения обязанностей, несоблюдение установленных процедур, отсутствие контроля.

− Пространственно-временные характеристики: может состоять из нескольких территорий, на которых совершаются преступления; несколько временных периодов.

Личность преступника – должностное лицо – это лица постоянно или временно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в гос органах, органах местного самоуправления, гос и муниципальных учреждениях, гос корпорациях, в ВСРФ, др войсках и воинских формированиях.

Дифференцируются по уровню органа или учреждения, в котором они работают: 1) должностные лица центральных аппаратов; 2) учреждений федеральных округов; 3) организаций областного (республиканского, окружного) и муниципального звеньев. Они могут далее быть дифференцированы в зависимости от своего служебного положения на руководителей и рядовых исполнителей.

Руководители бывают высшего (руководы федеральных ведомств и их замы), среднего (руководы отделов, ведомств, подразделений) и низшего звена (управляют рядовыми исполнителями). Все они обладают определенными должностными полномочиями. Принятие решения о совершении преступления зависит от нравственных качеств, взглядов субъектов на правила и порядок осуществления полномочий.

Они ставят личные интересы выше служебных.

Причины совершения: 1) антиобщественные установки субъекта – психологическая готовность к совершению преступления; 2) высокий уровень образования, специальные познания; 3) наличие связей с сотрудниками различных гос учреждений, СМИ, общественных и политических организаций – админ ресурс.

Способы. Совершение преступления путем действия или бездействия. Способ состоит из подготовки, совершения и сокрытия.

Подготовка заключается в планировании, определении средств достижения поставленной преступной цели, последовательности их исполнения, составление документов, в том числе их фальсификация.

Также могут приниматься нормативные акты, в которых содержаться исключения из правил, подыскание соучастников, распределение ролей, выбор способа, места и времени.

В ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ способ – субъект действует в пределах представленных ему прав и обязанностей, но вопреки интересам службы, которые не выразились служебной необходимостью, объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к гос аппарату и аппарату ОМСУ, так и целям и задачам, для достижения которых долж лицо было наделено соответствующими полномочиями;

В ПРЕВЫШЕНИИ – выполняет действия, не относящиеся к его компетенции – незаконно расширяет свои полномочия.

В превышении может быть насилие и насилие, не связанное с физическим. Способы физического насилия – причинение вреда здоровью, убийство, изнасилование, создание условий, причиняющих физические страдания (отказ в пище, воде, сне).

Сокрытие выражается в фальсификации документов, отражающих выполнение действий, их утаивание, уничтожение.

Механизм следообразования – на документах. Могут образоваться следы нескольких преступлений.

Источник: https://cyberpedia.su/2x5998.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.