Кто может составить протокол об административном правонарушении

Содержание

Что такое протокол об административном правонарушении?

Кто может составить протокол об административном правонарушении

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 95 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности.

В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении.

Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза.

Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю.

Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину.

Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Источники:

КоАП РФ Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

КоАП РФ Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Как составляется протокол об административном правонарушении

Кто может составить протокол об административном правонарушении

Большинство людей сталкивалось с таким понятием, как протокол об административном правонарушении, причем, как правило, при весьма неприятных обстоятельствах.

Принято считать, что это документ, оформляемый сотрудниками дорожной полиции в связи с нарушением гражданами ПДД. В действительности они составляются гос. органами, уполномоченными выявлять, правонарушения, предусмотренные административным законодательством РФ.

Как составляется протокол об административном правонарушении, какого его содержание, сроки и рассмотрение?

Что такое протокол?

Это процессуальный документ, целью оформления которого является фиксация правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств для последующего рассмотрения и назначения виновному лицу соответствующего наказания.

Однако не все гос. органы наделены полномочиями рассматривать такие дела самостоятельно. При отсутствии таковых составленный в отношении гражданина, либо юр. лица документ передается в судебную инстанцию, где и решается дальнейшая судьба правонарушителя.

протокола

В соответствии со ст. 28.2 КоАП, обязательными для внесения в документ сведениями являются следующие:

  • дата и место, где составлен;
  • сведения о составителе, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • сведения о правонарушителе (его фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и адрес фактического проживания);
  • данные свидетелей и потерпевших лиц (при наличии таковых);
  • число, месяц, год и время совершенного правонарушения;
  • событие правонарушения (суть нарушения и обстоятельства его совершения);
  • статья НПА, предусматривающая наказание за совершенное правонарушение;
  • объяснение виновного лица, либо его законного представителя (чем обусловлен проступок нарушителя), а также замечания, касающиеся порядка оформления протокола (при наличии таковых);
  • отметка о согласии либо несогласии с вменяемым правонарушением;
  • отметка о разъяснении прав и обязанностей лицам, фигурирующим в протоколе в качестве нарушителя и свидетелей правонарушения;
  • личные подписи свидетелей, должностного лица и нарушителя (или законного представителя).

Пример заполнения образца о  мошенничестве скачать.

Порядок составления и вручения документа

Согласно действующим правовым нормам документ, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, составляется в присутствии непосредственного виновника.

В случае невозможности личного присутствия нарушителя – с участием его доверенного лица, имеющего на руках нотариальную доверенность, позволяющую присутствовать при составлении протокола, а также подписывать документ и предоставлять объяснения от имени доверителя.

В случае неявки указанных лиц данный документ составляется в их отсутствие, а в текст вносится запись о том, что он направлен нарушителю почтой.

Уведомление виновного лица о составлении в отношении него процессуального документа является обязательным условием рассмотрения подобных дел.

В противном случае документ может быть оспорен в суде и отменен в связи с отсутствием надлежащего уведомления виновного лица.

При этом предполагаемый нарушитель заблаговременно уведомляется о дате и месте составления протокола и только в случае его неявки документ оформляется в отсутствие виновного лица. Копия составленного без присутствия правонарушителя документа согласно п. 4.1 ст. 28.2 КоАП направляется ему не позднее трехдневного срока с момента оформления.

Если документ составляется в присутствии правонарушителя, по завершению его оформления виновному лицу вручается копия с обязательной отметкой о вручении. В случае отказа нарушителя поставить личную подпись в протоколе, в документ вносится запись «от подписи отказался (отказалась)», однако копия все же вручается на руки.

Порядок выявления правонарушения

Место и время составления документа зависят от порядка выявления нарушения. Законодатель допускает оформление документа непосредственно на месте совершения правонарушения.

Подобные дела чаще всего связаны с нарушением ПДД, когда сотрудники ГИБДД осуществляют непосредственный контроль за соблюдением правил на дороге. Например, если водитель управляет транспортным средством в нетрезвом виде.

В этом случае протокол составляется по результатам освидетельствования на месте остановки ТС, либо сразу после освидетельствования в медицинском учреждении.

Отдельные правонарушения выявляются в ходе плановых и внеплановых (на основании поступивших жалоб) проверок гос. органами соблюдения норм действующего законодательства.

Например, Федеральная инспекция по труду уполномочена проводить подобные проверки без предварительного уведомления правонарушителя. В ходе таких проверок выявляются нарушения в сфере трудового законодательства, а по результатам составляется протокол об административном правонарушении.

А вот выявление правонарушений в сфере дорожного движения не всегда требует присутствия нарушителя, так как действующим законодательством предусмотрена фиксация подобных нарушений в автоматическом режиме (с использованием фото- и видео съемки).

Существуют правонарушения, которые фиксируются должностными лицами, что называется, не выходя из кабинета. Например, часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает наказание за неуплату в установленный законом срок административного штрафа.

Как правило, чтобы отследить данный факт, достаточно иметь доступ к базе данных конкретного уполномоченного органа. Для составления протокола нарушитель вызывается в соответствии с установленным кодексом порядком, однако, в случае неявки допускается оформление протокола в его отсутствие.

Таким образом, главным условием успешного рассмотрения административного дела является надлежащее уведомление виновного лица о зафиксированном в отношении него административном правонарушении.

Сроки составления документа

Исходя из порядка выявления правонарушения, а также необходимости получения дополнительных сведений, ст. 28.5 КоАП устанавливаются предельные сроки, в течение которых допускается оформление документа:

  • составляется незамедлительно (на месте совершения правонарушения), если факт нарушения не требует поиска дополнительных доказательств и уточнения отдельных сведений;
  • составляется не позднее двух суток с момента выявления, если уполномоченному органу требуются дополнительные сведения, либо необходимость уточнения имеющих значение обстоятельств правонарушения;
  • составляется сразу по завершению процессуальных действий, например, по окончанию проверки. Предельный срок проведения административного расследования в соответствии со ст. 28.7 составляет один месяц, однако, в отдельных случаях законодательство допускает продление этого срока до полугода.

Рассмотрение протокола

Ст. 28.3 КоАП содержит подробный перечень государственных органов, уполномоченных составлять административные протоколы в соответствии с их компетенцией.

Каждый из этих органов вправе выявлять и фиксировать правонарушения исключительно в соответствии со своими функциями и полномочиями.

Это означает, что надзирающий в определенной сфере законодательства госорган, не имеет права выявлять и привлекать к ответственности нарушителей, совершивших административное правонарушение в иной отрасли права.

Кроме того, не все правонарушения, выявление которых находится в компетенции того или иного госоргана, подлежат рассмотрению этим органом. Отдельные статьи административного кодекса рассматриваются исключительно судебной инстанцией. Перечень органов, наделенных правом рассмотрения отдельных административных правонарушений, определен гл. 23 КоАП.

В отдельных случаях обусловлено это санкциями, предусмотренными той или иной статьей кодекса. Если положения статьи предусматривают наказание в вине административного ареста, подобного рода санкцию вправе применить к правонарушителю только суд, следовательно, и рассматривать административное дело будет судебная инстанция, а не орган, выявивший правонарушении, например, полиция.

В таких случаях на уполномоченный государственный орган возлагается обязанность препровождения нарушителя к месту рассмотрения дела.

Например, нарушения административного законодательства, предусмотренные ст. 5.

35 КоАП РФ, выявляются государственным органом, осуществляющим контроль за исполнением судебных решений, а также решений иных уполномоченных государственных органов (ФССП России).

При этом должностные лица Федеральной службы вправе составить процессуальный документ, однако рассматривать дело по существу и назначать наказание будет суд.

Важно отметить тот факт, что для успешного рассмотрения дела, важно не только учитывать, как составляется протокол об административном правонарушении, обязательным является и присутствие правонарушителя при его рассмотрении. В связи с этим уполномоченный орган, равно как и судебная инстанция, обязаны предварительно уведомить гражданина о дате и месте его рассмотрения.

Возможно вам будет интересна статья: Какое наказание предусмотрено за воровство?

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Источник: https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Как составляется протокол об административном правонарушении? – Информационно правовой портал

Кто может составить протокол об административном правонарушении

​Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется в течение первых минут или часов после выявления проступка, т.е. немедленно. В исключительных случаях допускается провести дополнительную проверку, что увеличивает разрешенный срок оформления протокола до 2-х суток. Оформление протокола по истечении этого времени является нарушением КоАП РФ.

Особенности составления административных протоколов

Оформление процессуальных протоколов предусмотрено КоАП РФ для фиксации всех обстоятельств проступка. По этому документу наказание не назначается, так как протокол будет рассматриваться по существу.

Для отдельных видов нарушений допускается составление постановлений одновременно с протоколом, либо вместо этого документа (например, за нарушение ПДД, выявленного камерами фотофиксации, вместо протокола сразу оформляется постановление).

Выделим ключевые особенности, по которым проходит составление протокола об административном правонарушении:

  • полномочиями по оформлению протоколов наделяются должностные лица или органы, указанные в КоАП РФ (например, сотрудники ГИБДД, Роспотребнадзор, налоговый орган и т.д.);
  • протокол должен оформляться незамедлительно после выявления проступка (например, сразу после выявления нарушения ПДД инспектор ГИБДД должен приступить к составлению документа);
  • ст. 28.5 КоАП РФ позволяет продлить срок составления бланка до 2-х суток, если нужно установить данные о нарушителе (например, если виновный водитель скрылся с места нарушения ПДД).

В содержании протокола будут отражены все обстоятельства проступка. Естественно, для каждого состава, указанного в КоАП РФ, перечень таких обстоятельств будет разным.

В составлении протокола будут принимать участие:

  1. непосредственно должностное лицо или орган, наделенные полномочиями по КоАП РФ;
  2. нарушитель (гражданин, должностное лицо, предприятие или ИП);
  3. понятые, если их участие обязательно при выявлении и закреплении нарушения;
  4. свидетели, чьи показания будут впоследствии использоваться для рассмотрения дела по существу.

От правильности заполнения бланка зависит, будет ли нарушитель привлечен к административной ответственности, либо сможет избежать наказания.

Правила составления протокола

Хотя содержание протоколов будет существенно отличаться для разных видов нарушений, в КоАП РФ регламентирован единый порядок их заполнения. Этот порядок заключается в следующем:

  1. протокол составляется на месте обнаружения проступка;
  2. для заполнения используется официальная форма бланка;
  3. в тексте документа отражается дата, время и место нарушения;
  4. свои данные в протоколе обязано заполнить должностное лицо, уполномоченное на такие действия;
  5. сведения о нарушителе вписываются с данных его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (если паспорта нет, либо виновный неизвестен, в течение 2-х суток эта информация будет уточняться);
  6. все обстоятельства проступка со ссылкой на конкретный состав КоАП РФ (возможен вариант, когда в одном протоколе будут отражены сведения сразу о нескольких составах КоАП РФ);
  7. перечень документов и доказательств, подтверждающих факт проступка и виновность нарушителя.

Правонарушитель, участвующий в составлении протокола, вправе не только знакомиться с содержанием документа, но и вносить замечания и дополнения, лично вписывать пояснения или указывать на несогласие с фактом проступка.

Отказать в реализации таких прав нельзя, так как это повлечет процессуальное нарушение и признание протокола недействительным.

Нарушитель вправе отказаться от дачи пояснений без указания причин. О таком факте делается соответствующая отметка.

При заполнении бланка может участвовать защитник, так как пользоваться его услугами нарушитель может сразу после начала административной процедуры.

В большинстве случаев протокол будет направлен на рассмотрение по существу в адрес уполномоченного органа или должностного лица. Для этого в документе отражается время и место рассмотрения дела, в том числе судебный орган. Нарушитель может не присутствовать при последующем разбирательстве, однако это гарантировано повлечет наказание.

Нарушителю протокол обязаны выдать сразу после его составления. Если документ составляется в течение 2-х суток, за документом можно подъехать в уполномоченный орган.

Источник: https://advokat-vip.ru/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа

Кто может составить протокол об административном правонарушении

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования протокола и базовые условия его составления.

и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ.

Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что перечисленные здесь сведения являются обязательными. Их отсутствие делает протокол недействительным.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

https://www.youtube.com/watch?v=oO3–txks0c\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст. 28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью должностного лица и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей ссылке.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол.

Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.

6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении

Кто может составить протокол об административном правонарушении

В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет.

Например,  многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.

Ранее многие считали, что даже если с наказаниеми вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрееи дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием.

Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, ужеиная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания.

Крометого, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения кадминистративной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — отдорожного движения до отдыха и рыбалки.

В этой связи каждому полезно знать базовыеправила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.

Протокол — это документ, который составляетдолжностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорногооргана), после выявления (обнаружения) административного правонарушения.

Смомента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинаетсясобственно производство по делу об административном правонарушении.

Здесь важнопонимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событиеправонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются.

Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей илииным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения ипринимается документ — постановление по делу об административном правонарушении(в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказаниеили прекращено производство по делу.

В большинстве случаев протокол составляется сразу— там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте,дома и т.п.  — в зависимости от существанарушения).

Однако нередки  и ситуации,когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составленияпротокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют попочте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола(это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, врамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях —например,  вы не подали декларацию).Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявленияадминистративного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практикеслучается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вамответственности избежать).

Из изложенной общей схемы, есть несколькоисключений:

— прокурор, который имеет право возбуждать делаоб административных правонарушениях, составляет документ, который называется непротокол, а постановление.

Но иное тут только название, суть (назначение)документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название —«постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его,виновным вас не признает, наказание не назначает.

Все нижеследующие правилаповедения верны и для случаев составления постановления прокурором.

—  в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования.

Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.

27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно

— иногда стадия составления протокола отсутствуетв принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Этовозможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрениедела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо,привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно снаказанием, то составляется и протокол.

— не составляется протокол и в случае выявленияправонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированныхс применением работающих в автоматическом режиме специальных техническихсредств

Протокол, согласно КоАП, является доказательствомпо делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоватьсяпротив вас.

https://www.youtube.com/watch?v=8Yv3mCiOwUY\u0026list=RDoO3–txks0c\u0026start_radio=1

С другой стороны, грубые нарушения, допущенныедолжностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием дляпрекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже еслиадминистративное правонарушение вы совершали.

Таким образом, понятно — в зависимости от того,что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, вомногом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важнознать, как правильно действовать.

Итак, что важно помнить, если вы находитесь вситуации составления в отношении вас протокола об административномправонарушении.

1.  Неимеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться повызову для его составления (если протокол составляется не сразу).Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАПесть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете исебе ничем не помогаете.

2. До составления протокола вам должны разъяснитьваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе.Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите,потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне неразъяснили».

Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а несразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполненазаранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовитсязаранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально.

В этом случае«до составления» — означает, что это первое, что делает должностноелицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.

3. Основные моменты процедуры такие — составлениепротокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вамипротокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменныхобъяснений.  Именно в такойпоследовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится спротоколом и что-то в нем пишет.

Если вам передают протокол для ознакомления иподписания, то  прочитав его, задайтевопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения)составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет— смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов свашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z.

  Это нужно для того, чтобы после вашегоознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.

4. Если вы видите, что в протоколе указаны понятые — попросите их предъявить (онивозможны при составлении протокола «на месте») и проверьтеправильность их данных в протоколе .

Если указаны свидетели — аналогично припротоколировании «на месте».

Если у вас есть свидетели, которые могутподтвердить вашу невиновность (даже близкие родственники) и они не указаны —просите это сделать, если отказывают — укажите на это в разделе«замечания», а их данные напишите в разделе «объяснения».

5. Вы имеете право сделать замечания посодержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам неразъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить всеиные недостатки протокола.

Он должен содержать указание на место егосоставления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол,сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статьюзакона, предусматривающую административную ответственность за данноеадминистративное правонарушение.

 Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильноеместо, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо ит.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит высогласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью другихдостоверных доказательств.

  Такжеотметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений.   Если замечаний у вас нет или осталосьсвободное место — ставьте Z.

6.  Неторопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или непризнании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и настадии рассмотрения дела по существу.

Чтобы вам ни говорил сотрудник,составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаюили нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Датьобъяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы неуверены, совершили вы нарушение или нет.

Приемлемый вариант — в графе пояснениянаписать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужнаюридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела,необходима помощь защитника».  Этоправильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любомслучае стрессовая ситуация.

Вы должны помнить, что протокол — доказательство, ичем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потомскорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е егопомощи — лучшим образом отстоять ваши интересы.

Потом, в спокойной обстановке,вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовойпомощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протоколаосталось свободное место — обязательно ставьте Z.

7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если онсоставляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, которыйзаполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужныеотметки в протокол — просто забираете второй экземпляр.

Если протоколсоставляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземплярапротокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у васзаберут в целях его направления для рассмотрения по существу.

Если заполнениепроисходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать всвоем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола.

Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, таккак, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как вточности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной органадминистративной юрисдикции.

Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое кадминистративной ответственности, вправе пользоваться юридической помощьюзащитника (адвоката или иного лица по доверенности).  Такая помощь может оказываться не только прирассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола.

По нашемуопыту явка для составления протокола об административном правонарушении садвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явкас адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — вдальнейшем обжаловать постановление по делу.

В случае проигрыша дела расходы наадвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляетсоответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.

Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.

Если вам нужен адвокат — примерная стоимость наших услуг.

© Лилия Мищук

Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.

Источник: https://kaliningradadvocate.ru/2020/01/15/protocol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.