Кто может задержать гражданина

Содержание

За что может задержать полиция

Кто может задержать гражданина

Задержание на 48 часов предусмотрено п.11 ст. 5 Уголовного процессуального кодекса РФ. Процедура обозначена как специальная мера принуждения в отношении лиц подозреваемых в совершении преступления.

Статья определяет то, на сколько могут задержать в полиции, исключая необоснованное продление этого срока. При необходимости гражданин остается в участке до 72-х часов. В этом случае обязательно наличие соответствующего решения суда.

Также задержания на 48 часов предусмотрены административным законодательством п. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса об административных правонарушениях. 

Основания для задержания

Основания, при наступлении которых человек может быть задержан полицией, перечислены в ст. 91 УПК РФ. Перечень включает ситуации, когда лицо:

  1. Застигнуто в момент совершения преступного деяния, либо сразу же после него.
  2. Опознано потерпевшим и свидетелями в качестве человека совершившего преступление.
  3. Имеет следы преступления на теле, вещах и одежде.
  4. Подозревается в совершении преступления и пытается скрыться.
  5. Подозревается в совершении преступления и не имеет постоянного места жительства.
  6. Подозревается в совершении преступления, но личность при этом не установлена.
  7. Находится под ходатайством о применении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Кроме этого основания для задержания перечислены в ст. 14 законе № 3 «О полиции». Здесь говорится о праве полицейских задерживать граждан:

  1. Подозреваемых в совершении преступления.
  2. Сбежавших из под стражи или нарушивших иную меру пресечения.
  3. Избегающих административного ареста.
  4. В отношении которых объявлен розыск.
  5. Пытающихся уклониться от мер медицинского или воспитательного характера.
  6. Совершивших попытку суицида.
  7. Создающих опасность себе и окружающим.
  8. Совершивших побег из психиатрической лечебницы, либо уклоняющихся от госпитализации в нее.

Выделяют административное задержание, когда признаков совершения преступления нет. Основанием становится необходимость проверки личности или административное правонарушение.

Порядок задержания

В обязательном порядке производится составление протокола, после того как гражданин доставлен к дознавателю или следователю. Протокол составляется не позднее 3-х часов с этого момента. В него вписывают дату, место, время и обстоятельства составления (и задержания), результаты личного досмотра.

В течение 12-ти часов производится письменное уведомление прокурора.

На допрос подозреваемого отводятся сутки. Перед этим ему обеспечивается возможность свидания с адвокатом. Беседа осуществляется в конфиденциальной обстановке, ее период не должен превышать 2-х часов.  При этом гражданин, подозреваемый в том, что им произведено совершение преступного деяния, вправе отказаться от услуг защитника.

После того как 48 часов истекли, а подозрения не подтвердились, либо:

  • Суд отказывается от продления сроков задержания.
  • Мера пресечения не была избрана.
  • Основания для содержания под стражей отсутствуют.  
  • Задержание производилось с нарушениями положений ст. 91 УПК РФ.

Гражданин должен быть немедленно освобожден.

Задержание на 48 часов

При наличии оснований перечисленных в ст. 91 УПК РФ или ст. 14 закона №3, гражданин может быть задержан сроком до 48-ми часов. Каждый случай фиксируется протоколом, после чего в последующие 2-е суток, задержанное лицо находится в отделении на законных основаниях.

В зависимости от обстоятельств, вскрывшихся во время допроса, судом выносится постановление с избранием меры пресечения в отношении гражданина. Это может быть домашний арест или содержание под стражей.

Также, суд вправе продлить задержание еще на 72 часа. Делать это можно по ходатайству 1-й из сторон, которой требуется время для предоставления дополнительных доказательств по делу. Первый час отсчитывается с момента вынесения судебного решения. Продление предусмотрено п.3. ч 7. Ст. 108 УПК РФ.

После освобождения, задержанный получает справку, являющуюся законным основанием для отсутствия на работе.

Задержание на 3 часа

Даже если признаки совершения преступления отсутствуют, полиция может задержать человека для подтверждения личности. Закон позволяет сотрудникам запрашивать документы, чье отсутствие или отказ в предъявлении, становится основанием для задержания.

ч. 1 ст. 27.5 КоАП ограничивает задержание 3-мя часами. На такой же период может быть ограничена свобода человека, который совершил административный проступок с возбуждением производства.

https://www.youtube.com/watch?v=SS9_VQXudDY

Не позднее 3-х часов с момента доставления в участок составляется протокол, где указывается время и дата составления, информация о составителе и задержанном, обстоятельства и причина задержания.  

Документ дается гражданину на подпись и если он отказывается ее ставить, в протоколе делается соответствующая отметка.

Гражданин вправе потребовать экземпляр протокола

Перечень прав задержанных содержит много пунктов, определяющих должный порядок проведения мероприятий. Гражданин имеет право:

  1. Знать за какое правонарушение он задерживается.
  2. Давать объяснения по делу или отказываться от дачи показаний (против себя и близких) в порядке 51 ст. Конституции РФ.
  3. Телефонный звонок. Задержанному положен один разговор. Если подозрения связаны с уголовным преступлением, он должен вестись исключительно на русском языке.
  4. Соблюдение презумпции невиновности. Бремя доказательства лежит на стороне обвинения;
  5. Ознакомление со всеми документами по делу.
  6. Помощь адвоката.
  7. Подачу жалоб (в том числе на правомерность задержания) и ходатайств вышестоящим сотрудникам и органам.
  8. Услуги переводчика.

Перечисленные пункты относятся к базовым правам задержанного, их нарушение не допускается. Перед допросом гражданина обязаны уведомить, что его показания могут быть использованы для последующего обвинения.

Источник: https://pravo21vek.ru/articles/pomosh-yurista/za-chto-mozhet-zaderzhat-policiya/

Как действовать при задержании полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Кто может задержать гражданина

В жизни бывает всякое. Порой ситуация оборачивается так, что за вежливым обращением сотрудника МВД следует его предложение проехать в отделение и разрешить непонятную ситуацию.

Любой преступник морально должен быть готов к тому, что его деяния вскроются, и он попадет в поле зрения полиции.

Но как быть рядовым гражданам, для которых такое требование полицейского в разгар дня – как гром среди ясного неба?

Правила поведения в момент задержания и в самом участке для многих людей неясны. Чего делать нельзя и какие права задержанного полицией можно и нужно реализовать и соблюсти, поговорим далее.

Законодательная основа

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина. При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Пренебрежение знаниями опасно

Как вести себя при задержании полицией? Почти каждый может предполагать, что кто угодно способен попасть в такую ситуацию, но только не он. Поэтому можно не переживать по данному поводу. При этом многие зачастую даже не знают, как себя вести и что нужно делать при встрече с человеком в форме.

Такое мышление может привести к весьма печальным последствиям. Даже если задержанный человек ни в чем не виновен, неведение и ошибочное поведение могут отнять огромное количество времени и сил на решение проблем, которых можно с легкостью избежать.

Как происходит процедура

Порядок процедуры регламентируется ст. 14 закона № 3-ФЗ. При задержании полицейский обязан:

  • представиться;
  • предъявить служебное удостоверение;
  • озвучить причину обращения;
  • разъяснить права и обязанности задержанного;
  • составить протокол задержания.

При осуществлении процедуры полицейский должен соблюдать и уважать права гражданина. Сотруднику категорически запрещено унижать человека, прибегать к мерам физического насилия или жестокому обращению.

Если у задержанного лица имеются при себе личные вещи или автотранспорт, то они могут подвергаться досмотру сотрудником. При этом полицейский обязан обеспечить присутствие не менее 2-х понятых или же вести видео фиксацию досмотра.

Если сотрудники досмотрели личные вещи задержанного лица, то запись об этом делается в протоколе задержания, или составляется отдельный документ – протокол досмотра, в котором понятые ставят собственноручные подписи.

Не допускается личный досмотр гражданина лицом противоположного пола, то есть женщину должна досматривать женщина, а мужчину – мужчина.

После задержания гражданина доставляют в отдел полиции, где его помещают в специально отведенное для этого помещение, предварительно осмотрев на предмет наличия побоев, ссадин или иных телесных повреждений.

Виды и причины задержания

Задержание может быть как одиночным – если ситуация не указывает на совершение преступления, и просто необходима проверка (тогда сотрудник полиции может препроводить гражданина в отделение самостоятельно, например, на патрульной машине), так и групповым, когда требуются усилия целого наряда полицейских. Точно также это может быть запланированное задержание (захват) или же по факту, «спонтанным».

Последнее происходит, если полицейский обоснованно в чем-то заподозрит человека (внешнее сходство с разыскиваемым преступником, подозрение на алкогольное опьянение в общественном месте и т.п.). Такое задержание станет неожиданностью не только для гражданина, подлежащего препровождению в участок, но и для самого уполномоченного должностного лица.

Основания для задержания перечислены в Федеральном законе «О полиции» (статья 14). Согласно пункту 2 упомянутой статьи, сотрудник органов правопорядка уполномочен произвести задержание в случае, если человек:

  • подозревается в совершении преступления;
  • должен быть взят под стражу на основании УПК РФ;
  • совершил побег из-под стражи;
  • присужден к уголовному наказанию или административному аресту и уклоняется от данного наказания;
  • находится в розыске;
  • является лицом, в отношении которого ведется расследование по делу об административном правонарушении;
  • уклоняется от назначенных ему судом мер медицинского или воспитательного характера;
  • незаконно проник на охраняемый объект;
  • нарушил комендантский час (в случае его введения);
  • бежал из психиатрической лечебницы;
  • подозревается в попытке самоубийства или уже предпринял ее и может быть опасен для себя и/или окружающих;
  • является подданным иного государства, которое предоставило требование о выдаче задерживаемого гражданина.

Любое из этих оснований является правомерной причиной для предоставления сотрудникам правопорядка объяснений и показаний в стенах отделения МВД. Для реализации этого требования гражданин должен быть задержан и доставлен в участок.

Статья 14. Задержание

Закон РФ «О полиции» 2020 года (N 3-ФЗ РФ редакция 2018-2019)

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

Источник: https://system-bryansk.ru/uk/zaderzhanie-policiej.html

Срок административного задержания: порядок и особенности, исключения и куда жаловаться при незаконных действиях

Кто может задержать гражданина

Статья 27.

3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Административное задержание по решению суда.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Срок административного задержания

Таблица сроков административного задержания.

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях.

К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ.

Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения.

По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения.

На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении.

В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере.

Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина.

В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источник:

Задержание полицией: основания, порядок процедуры, сроки и особенности

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания. Но зачастую сами задержанные лица не считают, что они нарушили какой-либо закон, и пытаются доказать, что их задержали незаконно.

Давайте разберемся, как, когда и при каких обстоятельствах полицейский имеет право задержать гражданина, а когда это является превышением его полномочий.

Задержание полицией: суть и трактовка понятия

Задержание – это мероприятие, проводимое служащими правоохранительных органов, в результате которого гражданин лишается возможности свободно перемещаться, а полицейский получает возможность принудительно доставить его в органы власти.

Так кто же имеет право задерживать гражданина? Проводить задержание может любой уполномоченный сотрудник полиции, в данном случае он обязан доставить задержанного в правоохранительные органы в кратчайшее время.

Кроме того, задерживать гражданина имеют право представители автоинспекции и охранного подразделения, судебные приставы, сотрудники организаций наркоконтроля и пограничных служб.

На каком основании может задержать полиция

Оснований для задержания гражданина более чем достаточно, в результате даже одного из них полицейский может задержать человека и доставить его в отдел полиции для дальнейшего разбирательства.

Все они закреплены в пункте 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции».

Источник: https://ukproton.ru/moshennichestvo-i-krazha/srok-administrativnogo-zaderzhaniya-poryadok-i-osobennosti-isklyucheniya-i-kuda-zhalovatsya-pri-nezakonnyh-dejstviyah.html

Статья 27.3 КОАП РФ. Административное задержание

Кто может задержать гражданина

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.

12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.

88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.

3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 27.3 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.

1. Административное задержание – мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица. Гарантии кратковременности лишения свободы при задержании установлены ст. 27.5 КоАП РФ – только в исключительных случаях срок административного задержания может превышать три часа.

Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти, еще не считается административно задержанным.

Состояние административного задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.

Целями административного задержания являются:

– правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении;

– исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи перечень органов, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание, является исчерпывающим. Вместе с тем в соответствии с п. “к” ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности” органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно-территориальных образований и иных охраняемых объектов.

Данные действия должностных лиц ФСБ могут не быть связаны с осуществлением контртеррористической операции и не подпадать под п. 9 ч. 1 комментируемой статьи.

Как представляется, ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ должна быть приведена в соответствии с Законом “О федеральной службе безопасности” путем дополнения ее пунктом 11 “а также иные должностные лица, в случаях, установленных федеральными законами”.

2. Если органы, должностные лица которых правомочны осуществлять административное задержание, указаны в ч. 1 комментируемой статьи, то перечень управомоченных на это должностных лиц определяется самими органами.

По данному вопросу изданы и действуют:

Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685 “О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание”;

Источник: https://RuLaws.ru/koap/Razdel-IV/Glava-27/Statya-27.3/

Имеют ли право полицейские досматривать на улице, что делать гражданину

Кто может задержать гражданина

– Может ли полицейский остановить меня на улице без причины, проверить документы и потребовать показать содержимое сумки? Как вести себя в этом случае? Может ли он сделать это без понятых, без протокола и свидетелей?

– К любому человеку на улице могут обратиться полицейские.

Представители правоохранительных органов имеют право остановить прохожего на улице, проверить его документы, осмотреть и досмотреть его, но они обязаны придерживаться правил, регламентированных законом «О полиции».

Гражданам, в свою очередь, следует знать правила поведения в случае остановки полицейским на улице. Это позволит при необходимости отстоять свои права и избежать  возможных неприятностей с законом. Расскажем подробней.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.