Кто оскверняет памятники

Новые формы вандализма: почему разрушаются исторические памятники?

Кто оскверняет памятники

В Берлине произошел беспрецедентный акт вандализма. Неизвестные злоумышленники повредили по меньшей мере 70 экспонатов, облив маслянистой жидкостью древнеегипетские саркофаги, старинные скульптуры и картины. Подобной масштабной акции в Германии не наблюдалось со времен Второй Мировой войны.

Сразу три известных музея страны подверглись атакам. Пергамский музей, Старая Национальная галерея и Новый музей стали объектами нападок со стороны неизвестных лиц. Никаких точных сообщений о причинах этих происшествий нет. Ни руководство музеев, ни полиция пока не выдвигают определенных версий.

Правда, почему-то выдвигаются какие конспирологические причины. По мнению некоторых аналитиков, Пергамский музей фигурировал в усилившихся во время пандемии коронавируса теориях заговора, а известный пропагандист-конспиролог Аттила Хильдман утверждал, что именно в этом музее сатанисты, управляющие миром, проводят свои нечестивые ритуалы.

Когда идет война, уберечь культурное наследие не так-то просто

Памятники культуры уничтожаются или портятся по разным причинам. Самые жестокие разрушения происходят, естественно, в период военных действий. И это понятно, когда идет война, уберечь культурное наследие не так-то просто.

Взрываются снаряды, из-за бомбардировки городов горят музеи и экспонаты. При захвате чужих территорий обычно агрессоры в первую очередь пытаются вынести все ценное. Потом даже трудно найти следы некоторых особо значимых реликвий.

Знаменитая янтарная комната, бесследно исчезнувшая во время войны из Царского села, так и не найдена. Хотя ее поисками занимались многие исследователи, но кроме версий до сих пор нет никаких фактов о ее месторасположении.

В Первую Карабахскую войну Азербайджан потерял часть своего культурного наследия.

По данным МИД Азербайджана, в регионе Нагорного Карабаха и семи прилегающих районов, а также семи сел приграничного с Арменией Газахского района и села Керки Нахчывана разрушены и разграблены 738 исторических памятников, 28 музеев с 83 500 экспонатами, четыре картинные галереи, 14 мемориальных комплексов и 1107 учреждений культуры.

Безусловно, часть экспонатов полностью уничтожено в ходе военных действий. Но некоторые реликвии иногда всплывают в аукционах. Похищенная из музея Лачинского района сумка из серебра на аукционе Sotheby”s была продана за 80 тысяч долларов как “творение армянских мастеров”.

Кое-что из памятников удалось вернуть благодаря переговорам. Например, памятники знаменитому певцу Бюль-Бюлю и поэтессе Натаван возвращены азербайджанской стороне. Они находились в Шуше.

Настанет день, когда Русалочка станет “расистской рыбой”

Иногда памятники разрушаются преднамеренно. Например, с приходом к власти талибов в Афганистане были взорваны несколько каменных статуй Будды. Тут причины, казалось бы, понятны – они воспринимаются как некие идолы, которым могут поклонятся люди.

Но культурные ценности страдают не только из-за войны и военных конфликтов. Сегодня в мирной Европе и США наблюдается процесс некоего переосмысления, из-за которого страдают реликвии и памятники.

Например, недавно неизвестные осквернили в Копенгагене статую Русалочки, созданную по мотивам сказки Ханса Кристиана Андерсена.

Они написали краской на основании памятника фразу “расистская рыба” (racist fish), а также наклеили несколько стикеров.

Статуя Русалочки, установленная в 1913 году, неоднократно становилась жертвой преступлений, а также объектом различных акций. Так, активисты обливали ее краской, одевали в паранджу и писали на ней политические лозунги.

Это обратная сторона так называемой системы политкорректности, внедряемой в систему образования западных стран.

Если все время корректировать сказки или мифы из соображений сегодняшнего дня, убирать из текстов все то, что не соответствует сегодняшним представлениям, то настанет день, когда Русалочка станет “расистской рыбой”.

Зачастую, живя в системе определенных ценностей, нам кажется, что никаких споров относительно культуры и представлений о культурные ценности быть не может. Но это не совсем так.

Ниязов запретил балет из-за менталитета туркменов

Каждый человек или общность людей оценивают ту или иную реликвию, вид искусства через призму своего восприятия мира. Скажем, что плохого в балете? Ведь, по западным представлениям – это высокое искусство, возвышенное представление.

Возможно, это так и есть, но балета нет во многих мусульманских странах именно по религиозным причинам. По исламу, женщина не может показываться в обнаженном виде перед мужчинами, а правоверные мусульмане совершают грех, наблюдая за балеринами.

Хотя не только женщины, но и мужчины должны быть одеты подобающе, чего трудно соблюдать в балете.

При этом, балет был официально запрещен в Туркменистане по указанию бывшего главы государства Сапармурата Ниязова. Туркменбаши запретил балет не из-за ислама, а потому, что балет противоречил менталитету туркменов.

Ниязов параллельно запретил также оперу, ансамбль народного танца, цирк, нетрадиционную музыку, фонограмму на концертах.

Запрет на оперу и балет был в снят в Туркменистане лишь в 2019 году, через 18 лет в Ашхабаде показали оперу “Паяцы” итальянского композитора Руджеро Леонкавалло.

Нет единого понимая искусства и литературы

Впрочем, сегодня в мире ширится движение, которое требует запретить цирки, как нечто противоречащее правам животным. Защитники прав животных считают, что в цирках наши младшие по разуму братья подвергаются жестокому обращению. Ниязов запрещал цирк по ментальным представлениям, а гуманисты хотят запретить из соображений гуманности.

На Западе Салман Рушди воспринимается как один из лучших поэтов современности, а в Иране в отношении него был вынесен смертный приговор из-за его “Сатанинских стихов”. Западный мир восхищается его работами, а в мусульманских странах его имя вызывает четкое неприятие. Это относится не только к мусульманам.

Например, в Израиле Достоевский или Жозе Сарамага воспринимаются не как выдающиеся писатели, а прежде всего как люди с антисемитскими взглядами. У Достоевского довольно много неприятных высказываний о евреях, и это вызывает у представителей еврейского народа не очень приятные ощущения. А когда умер Сарамага, то в газетах написали “Умер лауреат Нобелевской премии и антисемит”.

Так устроен человек. Все, что находится вне его представлений о мире, считается чем-то неприятным, нехорошим. Нет единого понимая искусства и литературы.

Осквернять памятники стало модно

В мире же ширится новое движение, расценивающее произведения искусства, памятники и другие реликвии с точки зрения соответствия их современным представлениям о жизни.

Для всего мира Христофор Колумб – это человек, открывший миру Америку, а в США люди открыто выступают против празднования “Дня Колумба”, потому что Колумб, как утверждают они, вел себя жестоко по отношению к местному населению.

Кто такой Авраам Линкольн? Президент США, который отменил рабство или тот, кто подписал смертный приговор 38 американским аборигенам? Буквально недавно в американском Портленде повалили статуи 25-го президента США Теодора Рузвельта и 16-го президента Авраама Линкольна. Осквернять памятники стало вроде бы модно.

Афроамериканское население США протестует против существующих порядков с помощью пересмотра истории, тех ценностей, которые не являются, по их мнению, значимыми. Череда осквернений памятников продолжается по всему миру. Памятник Джорджу Вашингтону, статуя бывшего премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо также подверглись осквернению.

Движение Blaсk Lives Matter приобретает сторонников по всему миру, но при этом наблюдается совершенно новые формы вандализма. Например, неизвестные летом этого года осквернили памятник чернокожему спортсмену в американском городе Ричмонде. Вандалы при помощи баллончика с краской написали на памятнике лозунг WLM – White Lives Matter.

Что ждет нашу цивилизацию в подобной войне? То же и происходит в обычных военных конфликтах. Жертвами таких акций станут ценные произведения искусства, памятники старины, реликвии.

Чуждые взгляды, чуждое искусство вызывает такой же страх, как боязнь перед орудиями и авиацией, а оценка деятельности политических и общественных деятелей с точки зрения современных условий вообще может стать роковой для любого памятника и скульптуры.

Людям и цивилизациям нужно учиться мирному сосуществованию.

Источник: https://az.sputniknews.ru/columnists/20201027/425289017/Novye-formy-vandalizma-pamyatniki-razrushayut-iz-za-pereosmysleniya-istorii.html

Александр Баринов: Кому принадлежат в стране памятники?

Кто оскверняет памятники

 двойной клик – редактировать изображение

Почему у меня вдруг возник такой на первый взгляд вопрос, я постараюсь пояснить ниже, так как жизнь заставила обратиться к этому вопросу.

Итак, я живу в небольшом городке Костомукша, на северо-западе Карелии, где в конце 70-х годов прошлого века, благодаря личным усилиям и совместным договоренностям между президентом Финляндии У.К.. Кекконеном и председателем Совета министров СССР А.Н.

Косыгиным, было подписано соглашение о совместном строительстве горно-обогатительного железорудного комбината (ГОК) и города для будущих работников этого комбината.

Благодаря этому соглашению в рекордные сроки (за пять лет) в необжитом месте были успешно построены комбинат и город, а также транспортная инфраструктура, которая связала город и комбинат железной и автомобильной дорогами с потребителями продукции комбината в том числе и с выходом в Финляндию.

Спустя много лет, когда произошло множество исторических событий в нашей стране, когда не стало СССР, когда бывший государственный ГОК стал в результате приватизации частным предприятием корпорации Северсталь А.

Мордашёва, у местной администрации города и руководства Северстали возникла благородная идея увековечить память тех исторических деятелей двух стран, благодаря которым возникло крупнейшее предприятие Карелии и красивый новенький город на 30 тысяч человек. Было решено установить в центре города памятник  А.Н.Косыгину и У.К.

Кекконену, причём заказать памятник из бронзы на гранитном постаменте решили известному в РФ скульптору, на тот момент председателю Союза художников, РФ А.Н.Ковальчуку. Памятник выходил не дешёвый, скульптор запросил 20 млн.

рублей,  поэтому поводу было немало споров в городе, руководство Северстали, которое вначале обещало профинансировать памятник, потом отказалось это сделать, в итоге городские власти взяли очередной кредит в банке и профинансировали этот благородный проект.

Памятник был торжественно открыт в 2014 году, на открытие памятника приехали гости из парламента Финляндии, ветераны строительства, внук Косыгина, руководство  Карелии, сам автор прекрасного памятника А.Н. Ковальчук.

 С тех пор памятник является главным украшением нашего города, кроме того, насколько я знаю, памятники  руководителям СССР в современной России нигде больше не ставились и наш памятник является в этом смысле приятным исключением.

В этом году наш памятник стал объектом хулиганских выходок, с чем я в меру своих возможностей стараюсь бороться. Сначала  весной на бронзовые фигуры надели медицинские противовирусные маски, потом облили фигуру А.Н.Косыгина жёлтой краской.

После того , как я обратил внимание городских властей и жителей через городской сайт на эти безобразия, на фигуру, именно Косыгина, а не Кекконена, было вылито не менее ведра серой краски, которую дней десять никто не убирал с памятника.

 После второго вандального акта я обратился с заявлением в полицию.

Странно, конечно, что до меня никто из городской администрации этого не сделал. На мой взгляд, налицо статья 214 УК РФ Вандализм.

Спустя две недели мне приходит из полиции письмо с «Определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении», где майор полиции М. мне сообщает, что «в ходе работы по материалу» некая гражданка Г.

сообщила ему, что некие подростки (ФИО она не знает) сообщили ей, что памятник забросали пейнтбольными шариками неизвестные. На этом основании он, руководствуясь ч.5ст.28.1 и п.1 ст.24.

5  КоАП РФ  определил – отказать в возбуждении дела по моему заявлению, за отсутствием события административного нарушения, на основании п.2ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. О чём же пишется в статье , на которую ссылается майор полиции М.? В п.2 ст.

24 пишется, что «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато», если правонарушение совершено несовершеннолетним.

Сразу возникает вопрос, значит правонарушение совершённое несовершеннолетним остаётся безнаказанным? А как же ответственность его родителей или опекунов? Однако даже, если таков закон, то следствие, не установив личностей правонарушителей, сразу признаёт их несовершеннолетними и закрывает дело.

Разве так можно? Короче, я обжаловал это определение работника полиции в городской суд. Решение судьи о возвращении моего заявления без рассмотрения ещё более меня обескуражило. Судья в своём Определении мне пишет, что согласно КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым правонарушением причинён физический, имущественный или моральный вред,

Так как в моём заявлении отсутствуют сведения о причинении мне физического, имущественного и морального вреда, то и рассматривать суду выходит нечего(?).

Пока по-моему запросу в администрацию города о наличии собственника у памятника ответа нет, значит нет и потерпевших от этого акта вандализма.
значит можно продолжать осквернять памятник и оставаться безнаказанным?

Я в отчаянной попытке всё-таки добиться справедливости, в моём естественно понимании, обратился в Верховный суд Карелии  с жалобой -отменить Определение городского судьи и заставить полицию искать правонарушителей, так как кому бы формально не принадлежал памятник, он установлен по желанию большинства граждан.

 В этой связи мне подумалось, если подобный вандализм был совершён в отношении памятника Родина-Мать в Волгограде или допустим Мавзолея В.И. Ленина, полицейские также поступили? А судья бы также ставил вопрос, кому принадлежит Мавзолей и Родина-Мать?.

              23.10.2020г.          А.К.Баринов 

Источник: https://zavtra.ru/blogs/komu_prinadlezhat_v_strane_pamyatniki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.