Кто по делам несовершеннолетних

О некоторых полномочиях сотрудников пдн по разрешению заявлений и сообщений граждан о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними, либо о происшествиях с участием подростков

Кто по делам несовершеннолетних

В статье рассматриваются отдельные полномочия, делегированные законодательством сотрудникам ПДН, по разрешению заявлений и сообщений граждан о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также о происшествиях с участием лиц, не достигших совершеннолетия.

Правовое регулирование системы профилактики противоправных деяний лиц, не достигших совершеннолетия, является одним из приоритетных направлений правовой политики нашего государства.

В этих целях применяются разнообразные (преимущественно воспитательные) способы, методы и приемы превентивного воздействия в отношении несовершеннолетних, которые ведут асоциальный образ жизни, а также несовершеннолетних правонарушителей.

Особое место в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Одной из главных должностных обязанностей инспектора ПДН как сотрудника органов внутренних дел (полиции) выступает функция принятия сообщений, заявлений и прочей информации о противоправных деяниях несовершеннолетних, а также иных событиях, которые угрожают личной безопасности подростков или общественной безопасности, оперативно информировать об их получении дежурного по территориальному ОМВД России, незамедлительно принимать предусмотренные действующим законодательством меры.

В целях рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан, относящихся к компетенции службы, инспекторы по делам несовершеннолетних осуществляют их прием. В соответствии с п. 28 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [1], учет приема граждан осуществляется в журнале учета приема граждан в ПДН.

В соответствии с п. 29 упомянутой инструкции в ПДН ведется журнал учета результатов проверок деятельности ПДН, в том числе и учетно-регистрационной деятельности.

Контроль над полнотой и правильностью оформления данного журнала, своевременностью устранения выявленных нарушений при его ведении осуществляется руководителями территориального органа МВД России ежемесячно.

Итоги работы ПДН рассматриваются одним из руководителей ПДН не реже одного раза в месяц.

Конкретные сроки, а также механизм действий при осуществлении полномочий сотрудников ПДН по приему, регистрации и разрешению сообщений и заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях (далее – АПН), о происшествиях определены соответствующей инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736 [2].

В соответствии с данной инструкцией, сотрудник ПДН, получивший сообщение или заявление о противоправном деянии, совершенном несовершеннолетним, либо о происшествии с участием подростка, обязан сообщить в дежурную часть территориального органа любым способом (по электронной почте, телефону и т.п.) информацию о сути полученного (принятого) сообщения (заявления), в целях безотлагательной регистрации последнего в КУСП.

В том случае, если по причинам объективного характера получивший соответствующее сообщение или заявление сотрудник ПДН не имеет возможности немедленно передать указанную выше информацию в дежурную часть, она должна быть передана туда в виде сообщения (подлинника заявления, протокола принятия устного заявления и т.д.) по прибытии сотрудника в территориальный орган МВД России.

Сотрудник ПДН, получивший сообщение или заявление о совершенном лицом, не достигшим совершеннолетия, противоправном деянии или о происшествии с участием такого лица, обязан немедленно сообщить должностным лицам дежурной части:

  • о дате и времени поступления сообщения или заявления;
  • о фамилии, имени и отчестве лица, подавшего заявление или сообщение;
  • об адресе места жительства (места пребывания), номере телефона лица, подавшего заявление или сообщение;
  • о форме фиксации сообщения или заявления;
  • о содержании сообщения или заявления.

В случае поступления сообщения об АПН или преступлении по телефону доверия, уполномоченный сотрудник ПДН, принявший их, обязан зафиксировать сведения в соответствующей учетной форме, оформить их рапортом и передать в дежурную часть территориального органа для своевременной регистрации в КУСП, а также доложить об этом начальнику территориального органа МВД России.

При наличии зарегистрированного сообщения проверку по нему осуществляет сотрудник по поручению, данному руководителем территориального органа, а в период его отсутствия – по поручению, данному оперативным дежурным. При этом соответствующая информация фиксируется в графе 6 КУСП.

Сотрудник ПДН, которому поручено проведение проверки:

  1. По заявлению о преступлении с участием несовершеннолетнего, в случае, когда не выявлены признаки указанного преступления – составляет соответствующий рапорт.
  2. По сообщению о преступлении с участием несовершеннолетнего:
    • в случае выявления признаков указанного преступления – у сообщившего о нем лица отбирает соответствующее заявление о преступлении;
    • в случае отсутствия признаков преступления – составляет соответствующий рапорт.
  3. По сообщению об АПН с участием несовершеннолетнего, в случае выявления противоправного деяния или отсутствия поводов к возбуждению дела об АПН – составляет соответствующий рапорт.
  4. По сообщению или заявлению о происшествии с участием несовершеннолетних:
    • в случае выявления признаков преступления, у сообщившего о нем лица отбирает соответствующее заявление о преступлении;
    • в случае выявления поводов к возбуждению дела об АПН составляет соответствующий рапорт;
    • в случае, если первоначально поступившая информация не подтвердилась, а именно: отсутствуют признаки преступления либо поводы к возбуждению дела об АПН, – составляет соответствующий рапорт.

Сотрудник ПДН по прибытии в территориальный орган МВД России обязан незамедлительно представить руководителю территориального органа либо в его отсутствие оперативному дежурному соответствующие документы, подготовленные или полученные в ходе проверки. Упомянутые документы должны быть приобщены к ранее зарегистрированному в КУСП сообщению или заявлению о преступлении, об АПН и о происшествии, а в графу 4 КУСП должна быть внесена соответствующая информация.

По каждому зарегистрированному заявлению о преступлении, об АПН и о происшествии с участием лиц, не достигших совершеннолетия, руководитель территориального органа обязан дать письменные указания об их разрешении, которые в последующем будут определять последовательность действий сотрудника ПДН.

В случае выявления признаков общественно опасного деяния при рассмотрении сообщения или заявления об АПН либо происшествии с участием лиц, не достигших совершеннолетия сотрудник ПДН должен немедленно подготовить соответствующий рапорт для доклада руководителю территориального органа и регистрации в КУСП.

По результатам рассмотрения сообщения или заявления об АПН с участием подростков, сотрудником ПДН либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АПН в пределах своих полномочий принимается одно из следующих решений:
  1. О возбуждении дела об АПН.
  2. О вынесении определения об отказе в возбуждении дела об АПН.
  3. О передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

Материалы, по которым принято решение о начале производства по делу об АПН, регистрируются в журнале учета дел об АПН. Ведение и хранение данных журналов возлагается руководителем территориального органа на сотрудников подразделений по исполнению административного законодательства.

Сотрудники ПДН должны обеспечивать своевременное и четкое выявление несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей, отрицательно влияющих на детей, путем изучения и анализа сведений, содержащихся в подобного рода учетах, материалах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, их прекращении, КУСП, книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а также поступившей в ПДН информации из других подразделений территориального органа МВД России и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, рассмотрение обращений, заявлений и сообщений о преступлениях, об АПН, касающихся лиц, не достигших совершеннолетия, является одной из базовых обязанностей инспектора по делам несовершеннолетних.

В силу сказанного, каждое должностное лицо ПДН должно знать сроки и порядок приема и рассмотрения данной информации, которая поступает в территориальный орган МВД России. Это позволит правильно и своевременно принимать необходимые меры по предупреждению правонарушений, совершаемых подростками, по защите прав и законных интересов граждан.

Следует помнить, что нарушение процессуальных сроков рассмотрения сообщений, предложений, жалоб граждан и заявлений о совершенных противоправных деяниях является грубейшим нарушением законности.

Источник: https://novainfo.ru/article/7838

Ангел в погонах: инспектор ПДН о своей работе

Кто по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это не просто сотрудник полиции, а в первую очередь тонкий психолог и грамотный педагог. Эти слова как нельзя лучше характеризуют нашу героиню Евгению Шерину.

Она заботится о своих подопечных — подростках, попадающих в передряги, — как о родных детях.

Недавний поступок Евгении стал доказательством того, что ей небезразлична судьба остальных — она спасла многодетную семью от неминуемой гибели в горящем доме, став для них настоящим ангелом.

Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Корреспонденты «Газеты Кемерова» продолжают рубрику в рамках сотрудничества с центром профориентации «Твоя карьера» и рассказывают об инспекторе ПДН отдела полиции «Юбилейный» УМВД России по городу Кемерово капитане юстиции Евгении Шериной.

О педагогическом призвании

Я была обычным ребёнком, ничем не отличающимся от других. Но уже в юношестве поняла, что хочу заниматься педагогикой, профессией, которая будет завязана на общении с детьми. К девятому классу точно определилась и пошла учиться в педагогическое училище на специальность «Дошкольное образование».

После четырёх лет обучения устроилась воспитателем в детский сад. Очень нравилась эта деятельность, особенно в первые годы. К концу работы, когда представился шанс попасть в милицию, поняла, что система МВД мне нравится больше. Поэтому я ушла без всякого сожаления.

Сейчас общаюсь с разными воспитателями и понимаю, что работать в этой области можно и даже интересно, так как много времени уделяют творчеству и самореализации деток. Тогда же всё было совершенно иначе.

«Мне казалось, меня в космос готовят»

Мне предложили устроиться в милицию, и я с радостью ухватилась за эту возможность. Если сейчас берут в основном с юридическим образованием, то тогда ещё котировалось педагогическое. В данный момент я всё-таки учусь в Томском институте бизнеса по специальности «Юриспруденция».

Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Я прошла сложнейшие испытания, чтобы попасть в эту систему: все мыслимые и немыслимые медицинские обследования, психологические тесты… Если хотя бы в одном из них была бы осечка, о службе в органах можно было и не мечтать. Мне казалось, что меня к полёту в космос готовят (улыбается).

Тогда я устроилась техником связи и полностью погрузилась в систему: нравилась дисциплина, порядок во всём и везде, отсутствие хаотичности.

Но затем ушла в декрет, как раз происходила реорганизация системы МВД — моей должности уже не существовало, когда я была готова приступить к работе. А потом мне предложили стать инспектором по делам несовершеннолетних. Я согласилась и попала в отдел полиции «Ягуновский». Коллеги помогли постичь азы этой работы, разобраться во всех тонкостях, за что я им благодарна.

«Разбираться в людях — наша профессия»

Я поняла, что теория, данная нам в педучилище, очень пригождается в моей профессии. Например, какие жесты используют люди, когда обманывают.

Без знаний в области психологии и педагогики оперативная работа была бы невозможна. Поэтому нисколько не жалею, что получила такое образование. Впрочем, внутреннее чутьё также срабатывает.

Разбираться в людях — это наша профессия, 90% успеха в работе. 

Специфика отдела ПДН невероятно широкая. Во-первых, мы занимаемся профилактикой правонарушений в школах и профилактикой ненадлежащего исполнения обязанностей родителей дошкольников. Мы работаем со всеми образовательными учреждениями на нашей территории, проводим общие беседы с мамами и папами, иногда индивидуально с подростками.

Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Во-вторых, отрабатываем все сигналы, поступающие в полицию и связанные с детьми и подростками. Например, теряется ребёнок — мы обязательно выезжаем, выясняем обстоятельства, ситуацию в семье. Иногда приходится заниматься сбором информации для принятия решения о лишении родительских прав. Здесь мы работаем, сотрудничая с отделом опеки и попечительства.

Раз в месяц, а то и чаще, проверяем по месту жительства семьи, состоящие на учёте. Как правило, взрослые ставятся на учёт за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, а подростки — за совершение общественно опасных деяний или преступлений.

Учёт — это индивидуальная работа: постоянные беседы на выявление отрицательных связей, направление в нужное русло, исправление ребёнка.

Мы делаем всё это не для того, чтобы ругать подростка без конца и края, а наоборот — нам важно организовать его, в первую очередь, досуг после школы, чтобы не было времени и мыслей совершать проступки. Важно, чтобы ребёнок был занят в секции и не болтался после учёбы по улицам.

Если школьник исправляется, то его снимают с учёта, он продолжает обычную жизнь. Бывают и те, кто не хочет исправляться, они находятся дольше на учёте, но таких — единицы.

Подростков изменить сложно, но можно

Если подросток старше 14 лет, то его практически невозможно изменить, можно лишь скорректировать и направить в ту или иную сторону. То, что заложено родителями, сложно менять.

Недавно приходилось иметь дело с руферами. Это уже почти взрослые люди. Они смотрят тебе в глаза и говорят: «Мне 16 лет, я делаю и буду делать что захочу».

Или просто кивают, но выходят за дверь и принимаются за старое.

В таких ситуациях чаще работаем с мамами и папами, чтобы те влияли на своих детей. Практически все у нас исправляются в итоге, понимают, что могут испортить себе дальнейшую жизнь. Ничтожно маленький процент отбитых от общества несовершеннолетних — в основном они растут в чересчур асоциальных семьях, сами по себе. 

Георгий Шишкин / «Газета Кемерова»

Порой родители приходят и говорят, мол, ставьте нашего ребенка на учёт, мы хотим, чтобы он исправился. Но постановка на учёт — это серьёзное мероприятие, регламентированное ведомственными приказами. Мы решаем данный вопрос, но не можем по щучьему велению исполнить. Есть свод правил, согласно которым инспекторы ПДН могут поставить подростка на учёт.

Совсем маленьких, конечно, не ставят. Хотя в моей практике недавно был случай, когда под наш контроль попал семилетний мальчик. Он стал постоянно драться, бить даже старших ребят, и родители настояли на постановке на учёт. Большую роль в поведении этого ребёнка играет мать: она ослабила контроль, бросила на произвол судьбы своего сына, оставив бабушке.

Драки подростков бывают жестоки

В последнее время участились случаи мелких краж в магазинах. Охрана вызывает полицию, мы приезжаем на место, а подростки — глаза в пол, но признаются, что делают это на спор или за компанию. Девочки из довольно обеспеченных семей крадут шоколадки, кофточки, косметику. Хочется или нет, приходится таких ставить на учёт, какие бы послушные и замечательные дети дома не были.

https://www.youtube.com/watch?v=VIXANQrf5Dw\u0026list=PLCudXZcslfSOKm89UTzp4KRxT4Hk_LFvz

В одном из последних случаев 16-летний подросток украл бутылку пива. Мама — педагог — приехала, плакала, умоляла не составлять протоколы. Если из магазина поступил сигнал, то мы обязаны его отработать, а простить не в наших силах, как бы нам не было жалко.

Естественно, мы не звери: жалеем, утешаем и детей, и родителей. Пытаемся минимизировать все последствия совершённой ребёнком глупости, преступления, шалости.

Наша задача заключается не в том, чтобы строго наказать: напротив, провести профилактику подобных правонарушений.

Каждый месяц выезжаем на драки с участием подростков. Эти бои бывают довольно жестокими: однажды девочке ужасно разбили лицо. Но в итоге мы провели гигантскую профилактическую работу: компания нападавших сейчас ходит ниже травы, тише воды.

Вспоминается и убийство, совершённое кемеровскими подростками. 16-летние девочки разбили бутылку и изрезали до смерти мужчину. Страшный случай…

Бывала и в мою сторону агрессия. Однажды девушке не понравились мои вопросы, поэтому она меня ударила кулаком по руке. Отец, конечно, одёрнул дочь, но осадок у меня остался.

Я тогда вышла из кабинета, успокоилась и решила, что не стану портить этой девушке жизнь. Ведь за причинение силы в отношении сотрудника полиции ей могла грозить уголовная ответственность.

Возможно, лет через 10 она поймёт, что делала.

Александр Патрин / «Газета Кемерова»

Родители должны знать своих детей

«Синие киты», к сожалению, продолжают провоцировать наших детей. Мы стараемся предотвратить такие трагедии. Если что-то случилось, то выезжаем, беседуем с детьми, родителями, направляем к психологу или психиатру, так как организаторы суицидального движения воздействуют на психику ребёнка. В основном в такую кабалу попадают дети, лишённые родительского внимания.

Как-то раз и мне пришлось столкнуться с подобной историей. Мама 14-летней девочки обратилась в отдел за помощью: её дочь связалась с «китами». Она постоянно рисовала их символику, делала надрезы бритвой на руке. В итоге выяснилось, что мама запрещала дочери общаться с одним молодым человеком, а та сказала, что вступила в группу «Синие киты» и оправдывала встречи с возлюбленным этим.

Есть универсальный совет, который поможет уберечь ребёнка от попадания в эти ловушки. Нужно любить своих детей. Следует интересоваться его жизнью, проявлять внимание, знать, чем увлекается твой ребёнок, интересоваться, кто у него в друзьях.

Например, у нас в семье есть традиция — вечером мы садимся ужинать и каждый рассказывает, что с ним случилось за этот день. Если дети понимают, что они нужны своим маме и папе, то не будут искать проявление любви на стороне.

Ведь родители — это первые люди, которые могут заметить все тревожные сигналы и не допустить того, чтобы их ребёнок попал в беду.

Источник: https://gazeta.a42.ru/lenta/articles/12252-angel-v-pogonah-inspektor-pdn-o-svoei-rabote

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | ГАРАНТ

Кто по делам несовершеннолетних

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=7cCF0srpT8M\u0026list=PLCudXZcslfSOKm89UTzp4KRxT4Hk_LFvz

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований этих субъектов Российской Федерации, в случае, если органы местного самоуправления указанных муниципальных образований не наделены полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и иные вопросы, связанные с их обучением;

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования;

Пункт 2 дополнен подпунктом 7 с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

7) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.1.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

https://www.youtube.com/watch?v=DhHBWjArsQc

Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.

Статья 11 дополнена пунктом 2.2 с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

2.2.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.

3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Источник: https://base.garant.ru/12116087/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

Комиссия по делам несовершеннолетних: это серьёзно? – ИСППП

Кто по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних — что это вообще такое? 

Начну издалека. Вообще в мире много вещей, предназначение которых для нас остается неведомым. Я не буду приводить примеры, но комиссия по делам несовершеннолетних сама по себе вполне достаточный пример. Для чего она нужна, не подозревает большая часть населения.

Вообще-то комиссия по делам несовершеннолетних придумана для того, чтобы этих самых несовершеннолетних защищать. Она, по большому счёту, так и называется — “комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав”.

Только вот как защищает эта комиссия права, из кого состоит — в этом еще предстоит разобраться.

Кто входит в состав комиссии?

Комиссию по делам несовершеннолетних, если мы говорим про Москву, создает глава управы. Кого он туда отбирает, вообщем-то, его личное дело. По закону туда должны входить представители органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Я еле сказал эту фразу, поверьте, запомнить ее было еще сложнее. 

Так вот, эти самые представители органов и организаций назначаются туда руководителем управы.

В Московской области глава района назначает представителей в комиссию по делам несовершеннолетних, в других регионах — по разному.

Но тем не менее это абсолютно административный орган, который назначается человеком единолично. Никто людей, которые состоят в этой комиссии, туда не выбирал, их просто назначили. 

Кто это может быть? От здравоохранения может быть заведующий детским отделением больницы, от образования — это может быть директор школы, от полиции, как правило, — инспектор по делам несовершеннолетних или начальник подразделения по делам несовершеннолетних, если такой есть, и так далее.

Вплоть до пожарников и представителей общественности, роль которых прекрасно играют, например, представители клуба собаководов или военно-патриотического клуба, а также в Москве принято включать в состав комиссии членов общественных советов и пунктов охраны порядка (кажется, так это называется).

Кто эти люди, мне неведомо, но именно они обычно и приходят на заседания комиссии. А вот заведующий отделением поликлиники может и пропустить заседание.

В комиссию должно входить несколько человек, и в Москве это число обычно превышает 10. Ну, 14 человек, может быть 12.

Соответственно, комиссия должна заседать, когда в зале, где заседает комиссия, присутствует как минимум половина списочного состава. Если было 14, значит, соответственно, как минимум 7 человек должно быть в зале.

И тут очень важный момент, про который все забывают: это кто эти люди, кто эти семь человек? Они по фамилиям должны совпадать с теми, кто в этой комиссии состоит.

А очень часто бывает так, что вместо начальника подразделения по делам несовершеннолетних, который в отпуске, приходит, например, просто сотрудник подразделения или вместо пожарника-начальника отдела приходит заместитель начальника отдела.

Но дело в том, что комиссия по делам несовершеннолетних — это не кресло, а это люди, поэтому такое, конечно, безобразие твориться не должно. В заседании комиссии могут принимать участие только те люди, которые списочно входят в ее состав.

Пофамильно.

Список комиссии должен быть опубликован. Это открытая информация. По идее он должен быть на сайте управы. Но далеко не все управы этим занимаются. Задайте, кстати, вопрос в письменном виде главе своей управы, кто же именно входит в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Вам будет интересно. Уверяю вас.

Кого могут вызвать?

В комиссию по делам несовершеннолетних в принципе могут вызывать любого гражданина. Ну вот абсолютно любого, если дело, которое рассматривает комиссия, как-либо касается детей.

Это может быть ваш сосед по лестничной клетке, которого беспокоит, что ребенок у вас сильно плачет, и комиссия по делам несовершеннолетних в этом тоже может проявить какой-то интерес.

Ходить или не ходить на эту комиссию —  зависит от того, по какому делу вас вызывают. 

Если это дело об административном правонарушении, то ходить туда, конечно, нужно. Например, вашего ребенка поймали с бутылкой пива или курящего за углом школы. в этой ситуации, скорее всего, на комиссию прийти все-таки придется, и делать это нужно.

Идти или не идти в каждом конкретном случае, серьезен или не очень вопрос, который будет обсуждать КДН, и каковы его последствия знает адвокат, к которому безусловно нужно обращаться, если к вам пришел вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.

Из комиссии также часто звонят по телефону: “Здравствуйте! Завтра у нас заседание, приходите”. Конечно, на такие заседания ходить не стоит, нужно прямо в телефон говорить: “Без адвоката никуда не пойду”. И не ходить.

Вызов в КДН — это серьезно?

Комиссия по делам несовершеннолетних — это административный орган, это такой мини-суд, который решает определенные вопросы, но тем не менее решает.

От комиссии по делам несовершеннолетних зависит выпишут ли вам штраф или ограничатся предупреждением, если вашего ребенка, например, поймали с банкой пива, либо поставят ребенка на внутришкольный учет или учет в комиссии по делам несовершеннолетних, если опять же случилась какая-то неприятность, связанная с кодексом об административных правонарушениях.

Бояться или не бояться постановки на учет, какие правовые последствия этого — это отдельный разговор. Но комиссия по делам несовершеннолетних при желании может испортить вам жизнь, поэтому пускать на самотек деятельность комиссии по делам несовершеннолетних в вашем отношении, конечно же, не стоит и нужно приходить на ее заседания, но делать это обязательно с адвокатом.

Что делать, если меня вызвали?

Когда вы попали на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, дать какие-то общие советы сложно, поскольку нормативной базы, ну, просто очень мало. Какие-то общие вещи я, конечно, скажу.

Прежде всего сверьте, кто перед вами. Попросите представиться по фамилиям.

Судьи, когда сидят в мантиях, они и то представляются, говорят “коллегия в составе Иванова, Петрова, Сидорова”, поэтому попросите этих чудо-людей представиться как зовут, кто они такие, и прям со списком, распечатанным с сайта управы, ставьте галочки есть такой или нет такого, пересчитайте их по головам, посмотрите какой списочный состав комиссии. Если в комиссии 15 человек, значит должно быть на заседании 8, как минимум, и никто никого не должен заменять и подменять.

Заседание комиссии может вести либо председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии, но никак не ответственный секретарь или просто выбранный какой-то товарищ, который вдруг решил вести заседание комиссии. Вот это самые простые вещи.

Конечно же, нужно положить на стол диктофон, скрываться тут не надо и записывать всё, что происходит.

Но поскольку у вас диктофон и поскольку заседание комиссии устное, проговаривайте всё словами, спрашивайте “как ваша фамилия” человека, который задает вам вопрос, “почему вы его задаете, если вы не член комиссии”.

Никакие приглашенные лица, а такие случаются на заседаниях комиссии, почему бы нет, никакие приглашенные лица, как и зрители, например, в судебном заседании, никаких вопросов задавать не могут, участие в обсуждении принимать не могут и должны, если вас выгоняют на время обсуждения комиссией вашего вопроса, тоже выйти из зала. Попробуйте на этом настоять, увидите как интересно развиваются события. Но вообще бояться не надо, ситуация вполне себе под контролем, но, разумеется, юридические последствия быть могут, поэтому без адвоката ходить на такие вещи не надо.

Источник: https://isppp.site/portfolio/kdn_eto_serjezno/

Об основных видах полномочий инспектора по делам несовершеннолетних — novaum.ru

Кто по делам несовершеннолетних

Ключевые слова: ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ; ПОЛНОМОЧИЯ ПДН; ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ; ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПДН; JUVENILE INSPECTOR; POWERS OF THE DEPARTMENT FOR JUVENILE AFFAIRS; BODIES OF INTERNAL AFFAIRS; THE ORGANIZATION OF ACTIVITIES OF THE UNIT FOR JUVENILE AFFAIRS.

Аннотация: Статья посвящена основным видам полномочий инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

В связи с перманентным реформированием органов внутренних дел непрерывно актуализируются проблемы совершенствования деятельности каждого подразделения МВД России в отдельности.

Особое внимание в последнее время и со стороны руководства страны, и со стороны представителей гражданского общества привлечено к деятельности подразделений по делам несовершеннолетних.

Это и не удивительно, учитывая тот факт, что 2018-2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [1].

Проанализировав нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности инспектора ПДН, можно выделить следующие основные виды его полномочий:— полномочия по осуществлению административной деятельности;— полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях;— уголовно-процессуальные полномочия;

— организационные полномочия.

Первая разновидность полномочий включает в себя деятельность инспектора ПДН:— по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, а также противоправных деяний, совершаемых в отношении последних;— по организации индивидуально-профилактической работы с категориями подростков, перечисленными в пункте 2.1.

1 Инструкции по организации деятельности ПДН ОВД РФ (далее – Инструкция) [2];— по организации индивидуально-профилактической работы с родителями (законными представителями) при неисполнении ими своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо если они отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;— по организации индивидуально-профилактической работы с иными категориями граждан при наличии необходимости осуществления профилактики совершения последними противоправных деяний либо в целях оказания социальной помощи и (или) реабилитации лиц, не достигших совершеннолетия;— по выявлению лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных или антиобщественных деяний;— по выявлению лиц, совершающих в отношение детей и подростков противоправные действия (бездействие), а также родителей (законных представителей) несовершеннолетних и должностных лиц, которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;— по выявлению детей и подростков, объявленных в розыск, а также лиц, не достигших совершеннолетия, нуждающихся в помощи государства;— по рассмотрению в установленном законом порядке сообщений и заявлений об административных правонарушениях лиц, не достигших совершеннолетия, общественно опасных деяниях лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями (законными представителями) либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия;— по подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения лиц, не достигших совершеннолетия, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;— по участию в подготовке материалов, которые необходимы для внесения в суд предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, их родителям (законным представителям) мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;— по внесению в уголовно-исполнительные инспекции ФСИН предложений о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, контроль за поведением которых осуществляют упомянутые инспекции, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ или региональными законодательствами;— по своевременному информированию заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, противоправных и антиобщественных действиях лиц, не достигших совершеннолетия, о причинах и условиях, которые этому способствовали;— по внесению в соответствующие органы и учреждения предложений об устранении причин и условий, которые способствовали противоправным и антиобщественным действиям лиц, не достигших совершеннолетия;— по учету противоправных и антиобщественных деяний, совершивших их детей и подростков, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию лиц, не достигших совершеннолетия, или отрицательно влияющих на поведение последних либо жестоко с ними обращающихся;— по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия;— по анализу состояния оперативной обстановки на обслуживаемой территории по линии несовершеннолетних;— по выявлению лиц, не достигших совершеннолетия, которые допускают употребление спиртных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, мест их концентрации, мест возможного сбыта, потребления и приобретения наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в потребление таких средств и веществ;— по выявлению в период проведения профилактических мероприятий принадлежности лиц, не достигших совершеннолетия, к группам антиобщественного и экстремистского характера, лидеров и активных участников таких групп, мест их концентрации, а также лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение противоправных и антиобщественных деяний;

— по проведению встреч с населением, которое проживает на обслуживаемой территории, выступлению в СМИ и образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия, по формированию положительного общественного мнения о деятельности полиции.

Полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях определены ст. 28.3. КоАП РФ и п. 3.5 Приказа МВД России от 05.05.2012 г. №403 [4].

К ним, в частности, относятся полномочия:— по возбуждению производства по делу об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего совершеннолетия либо его родителя (законного представителя), виновных в совершении противоправного деяния;— по применению мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, закрепленных в главе 27 КоАП РФ;— по получению объяснений от лиц, не достигших совершеннолетия, их родителей (законных представителей), а также иных лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении несовершеннолетнего;

— по удалению несовершеннолетнего лица, в отношение которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, на период рассмотрения обстоятельств указанного дела, обсуждение которых способно оказать отрицательное влияние на подростка.

Инспектор по делам несовершеннолетних в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении обязан:— уведомить родителей (законных представителей) об административном задержании лица, не достигшего совершеннолетия (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 14 ФЗ «О полиции») [5];— при опросе свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обеспечить присутствие психолога или педагога, а при необходимости – пригласить его законного представителя;

— вручить под расписку лицу, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), а также протоколов о применении тех или иных мер обеспечения производства по делу.

Уголовно-процессуальные полномочия инспектора ПДН также весьма обширны. В пределах своей компетенции и в соответствии с нормами, закрепленными в ст.ст.

38-41 УПК РФ [6], он исполняет поручения руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя о производстве отдельных следственных действий, а также осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, после чего представляет инициатору поручения акт обследования семейно-бытовых условий жизни лица, не достигшего совершеннолетия, характеристику с места его работы или учебы, а также справку, в которой отражаются перечисленные в п.п. 2.16.1-2.16.8 Инструкции сведения (данные о личности подростка, когда и какие противоправные деяния совершал, с кем и где проводит досуг, отношение к работе, учебе, данные о лицах, которые отрицательным образом влияют на поведение лица, не достигшего совершеннолетия, об отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетнего к его обучению, воспитанию или содержанию и прочее).

Помимо этого, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних осуществляют взаимодействие с должностными лицами органов предварительного расследования для установления факта причастности подростка к совершению преступления либо в целях недопущения совершения преступления лицом, не достигшим совершеннолетия.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования сотрудники ПДН оказывают содействие в приглашении педагога для участия в проводимых с несовершеннолетним следственных действиях.

В рамках организационных полномочий инспекторы по делам несовершеннолетних:— занимаются изучением специфики обслуживаемой территории;— взаимодействуют с другими субъектами, которые занимаются обучением и воспитанием лиц, не достигших совершеннолетия, защитой их прав и законных интересов, а также субъектами, организующими культурно-просветительскую, спортивную и прочую работу с детьми и подростками;— ежемесячно анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории;— участвуют в анализе причин совершения лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста, правонарушений;— изучают соответствующие материалы, размещённые в средствах массовой информации и сети «Интернет»;— участвуют в подготовке обзорной информации и конструктивных предложений в органы государственной власти и органы МСУ;— участвуют в организации и проведении целевых мероприятий профилактического характера, в том числе во взаимодействии с учреждениями и органами системы профилактики, которые расположены на закрепленной территории;— оказывают содействие руководству образовательных учреждений в организации и проведении юридической пропаганды;— оказывают содействие органам опеки и попечительства в выявлении лиц, не достигших совершеннолетия, оставшихся без попечения родителей;— оказывают содействие подразделениям ГИБДД МВД России в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;

— обеспечивают взаимообмен информацией с другими субъектами профилактики.

Подводя итог сказанному, хотелось особо отметить, что деятельность инспектора по делам несовершеннолетних многопланова и многофункциональна, а, значит, требует особого подхода к подготовке будущих специалистов соответствующего профиля.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.