Кто придумал тюрьму в россии

Появление первых тюрем. исторический экскурс

Кто придумал тюрьму в россии

Хабаров Александр

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Как ни удивительно, но лишение свободы в виде заключения в тюрьму долгое время было одним из самых малораспространенных мер наказания на Руси.

Княжеские и все прочие суды совершались скоро, без ненужной волокиты, поэтому не было нужды долго держать преступника за решеткой. Его просто связывали, сажали на суткидругие в какойнибудь погреб, подклеть или баню и приставляли стражника, чтоб не сбежал, только и всего.

Строить для этого специальные тюрьмы не было никакой необходимости.

Действовали законы простые и понятные, которые в сущности сводились к

несложной формуле: “око за око, зуб за зуб”. Более того, пострадавший мог без всякого суда разобраться с обидчиком на месте преступления, не обращаясь к властям. К примеру, одна из статей Русской Правды (начало XI века) звучала так: “Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку”.

А многие преступления вообще не подлежали наказанию, даже убийство, если оно совершено было при смягчающих вину обстоятельствах в состоянии опьянения.

Некий Гаркуша, в пьяном виде повздорив с приятелем, ударил обидчика медным ковшом по голове и зашиб его до смерти, но был совершенно оправдан на другой же день после этого, поскольку дело это было, как написано, “на пиру явлено”.

Любопытно, что пьянство стало признаваться отягчающим вину обстоятельством только в начале XVIII века.

Тяжелой обидой на Руси считалось нанесение увечий, отсечение руки или ноги. Сделавший это, если вина его была доказана, подвергался точно такой же участи ему тоже, вместо того чтобы давать срок и сажать в тюрьму, без всякой жалости отрубали руку или ногу.

Строго наказывалось оскорбление действием, которое называлось тогда “преступлением против чести”, сейчас бы мы назвали это злостным хулиганством “удар мечом в ножнах, или рогом, или жердью, или вырывание усов и бороды”. Преступника тоже никуда не сажали, просто по приговору суда пострадавший отвечал ему тем же рвал бороду или же ударял “рогом или жердью”.

Если же в результате судебного разбирательства ни одна из сторон не могла доказать своей правоты, тогда назначалось “поле”. Поединок и его результат считался видом судебного доказательства. Кто победит, тот и прав. Оцепляли цепями небольшую площадку, вроде ринга, и противники сходились в честном бою.

Обычно дрались в присутствии друзей и болельщиков с той и с другой стороны, которые криками подбадривали соперников. Зрелище было увлекательным, поскольку “дерутся в потасовку, кулаками, батогами и дубинами…” Те, кто сам был не способен драться (женщины, больные, старики и т.п.), имели право нанять бойца.

Но тут строго следили за тем, чтобы это был не профессиональный боец, чтобы дрался он без хитростей и без приемов.

Бывали случаи, когда женщина не могла или не желала найти бойца, который мог бы постоять за нее, и тогда она сама выходила на поединок.

Так, вдова одного княжеского дружинника Феодосья победила в поединке на мечах какого-то поляка Гонтковского.

Но для таких случаев, когда на поединок выходила женщина против мужчины, существовали особые правила мужчина должен был сражаться с ней, стоя по пояс в специально вырытой яме.

суть наказаний сводилась к тому, что, вопервых, возмездие за преступление наступало скоро и неотвратимо, а вовторых, само наказание производилось, как правило, публично, при большом стечении народа, для устрашения и назидания собравшихся, дабы другим было неповадно.

Видов наказания было великое множество повешение, сажание на кол, отрубание головы, битье батогами и кнутами, вырывание ноздрей, утопление, сожжение, закапывание в яму и т.д.

, всего не перечислить, но очень долгое время суды на Руси не выносили такого самого распространенного ныне приговора, как лишение свободы.

Потому и не было никаких специальных тюрем и никто не думал их строить вплоть до середины XVII века.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ТЮРЕМ

По Соборному уложению 1649 года во времена царствования Алексея Михайловича тюрьма начинает применяться как мера наказания. Тюремное заключение отбывалось в специально построенных для этого помещениях, а также в монастырях. Тюрьмы были построены в Москве, Устюге, Шуе, Муроме, Верхнетурье.

Были они каменными, земляными или же деревянными.

Самый суровый режим для особо опасных преступников устанавливался в

земляных тюрьмах. Рылась большая яма, в нее опускался деревянный сруб, на дно кидали несколько охапок соломы и пищу заключенному опускали на веревках.

Деревянные тюрьмы считались обыкновенными, это были несколько изб, которые огораживались заостренными крепкими кольями отсюда пошло название острог.

Каменные тюрьмы появились несколько позже, когда построены были Орловский централ, Алексеевский равелин, Шлиссельбургская крепость. До этого арестанты помещались в монастырях, в кельях или подвалах.

Построена была в Москве и так называемая бражная тюрьма, что-то вроде современных вытрезвителей или ЛТП, куда свозились задержанные в пьяном виде. Попал туда пьяным во второй раз секли кнутом, а особо злостных могли оставить там на долгий срок для исправления. Или, как тогда было указано: “Но если и сие не поможет, да останется в тюрьме, пока не сгниет”.

Лишение свободы и заключение в тюрьму применялось уже в сорока случаях. Но почти всегда заключение в тюрьму сопровождалось дополнительным наказанием битьем батогами, кнутом, вырыванием ноздрей, изувечиванием и т.д.

Самые распространенные виды преступлений того времени: богохульство, действия против царя, заговоры, бунты, содержание притонов, фальшивомонетничество, самогоноварение, дача ложных показаний в суде, вымогательство, взяточничество, убийство, нанесение увечий, воровство, разбой, поджог (застигнутого на месте преступления поджигателя бросали в огонь), кража овощей из огорода, порча чужого имущества, непочитание детьми родителей, сводничество, блуд жены (но не мужа), мошенничество…

С этих самых пор начинает действовать и знаменитое “дело и слово”, когда, заподозрив кого-нибудь в измене или в другом серьезном преступлении, доносчик объявлял “государево дело и слово”.

Начиналось следствие в застенке с применением пыток. Пытки применялись самые разные, начиная от простого сечения до более тяжелых, когда допрашиваемого подвешивали на дыбу, связав ему руки и ноги, и, прикрепив к ногам тяжелое бревно, “растягивали”.

Иногда разводили под ногами костер, затем клали спиной на уголья.

Выбривали темя и капали холодной водой. Пытки повторялись до трех раз.

Самой страшной пыткой считалось рвать тело раскаленными клещами.

Если подследственный не признавал своей вины, он считался оправдан

ным. Теперь доносчик, объявивший “дело и слово”, должен был какимилибо другими фактами доказать его вину. Если он сделать этого не мог, то его ожидало то наказание, которое постигло бы обвиняемого.

Поэтому доносить на коголибо было крайне опасно. С другой стороны, недоносительство о какомнибудь злоумышлении против царя каралось смертной казнью.

Даже если жена не донесла на мужа или дети не донесли на отца, все они заслуживали смертной казни.

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Смертная казнь применялась довольно широко, и виды ее были очень разнообразны.

Повешение. Этот вид смертной казни существовал с незапамятных времен и среди всех народов. Всегда считался одним из самых позорных и унизительных. Вешали за измену и предательство (возможно, это связано с именем предателя Иуды, который, как известно, выбрал для себя именно этот вид смерти, удавившись в петле).

Сожжение. Применение этой казни тоже уходит корнями в глубь веков. Сжигали за преступления против веры, а также за умышленный поджог. Огню с древних времен приписывалась сила очищающая, недаром сам Господь поразил огнем погрязших в мерзости Содом и Гоморру.

Утопление. Этот вид казни применялся обычно в тех случаях, когда наказанию подлежали большие массы народа, бунтовщиков и мятежников, до нескольких тысяч человек. Тоже напрашивается аналогия с великим потопом, истребившим в свое время почти все человечество.

Отсечение головы. Это был самый распространенный и обычный вид наказания. Применялся в тех случаях, когда преступник заслуживал легкой смерти и его следовало казнить быстро и особенно не мучая.

Расстрел. Впервые официально этот вид смертной казни введен Петром Первым, и применялся он исключительно к военным преступникам. Расстрел производился в торжественной обстановке с чтением приговора перед всем полком, который специально для этого выстраивался.

Все перечисленные выше виды смертной казни считались казнями легкими, не мучительными. Кроме них известны страшные, показательные казни, которые способны были вызвать у присутствовавшей при этом толпы настоящий ужас.

Колесование. Человека клали на землю лицом кверху и, растянув руки и

ноги, привязывали в таком положении. Тяжелым колесом с железным обручем

палач бил и раздроблял ему кости на руках и ногах. Затем осужденного с

переломанными костями клали на это же колесо и в таком виде оставляли на

медленное и крайне мучительное умирание. К слову, Пугачев тоже был при

говорен к колесованию, но ему сперва отрубили голову, а потом уже пере

ломали кости. Таким образом ему еще, можно сказать, повезло. Бывали слу

чаи, когда колесованные лежали и мучились по нескольку дней.

Сажание на кол. Смерть крайне мучительная и жуткая, когда заостренный кол, вставленный в задний проход, постепенно проходя внутренности, вылезал из спины или из груди. Казнь эта пришла к нам из Литвы. Иногда к колу прибивалась короткая перекладина, что замедляло проникновение кола, оттягивало смерть на дватри дня. После перенесенных страданий у многих покойников глаза вылезали из орбит.

Четвертование. Преступнику рубили по очереди руки и ноги, а затем отсекали голову. Иногда руки и ноги отрывали щипцами. Казнь назначалась за государственные преступления. Таким образом казнен был в Москве Стенька Разин.

Залитие горла. Экзотический способ умерщвления. Применялся почти исключительно к фальшивомонетчикам, которым в горло заливали расплавленный металл, из которого они чеканили фальшивые деньги.

Закапывание в землю. Особый вид смертной казни, который применялся к женам, убившим собственного мужа.

Преступницу закапывали живьем в землю по плечи и приставляли стражу для того, чтобы никто не мог кормить ее и поить, а так же чтобы собаки не отъели голову. Мучения обычно длились дватри дня.

Были, впрочем, случаи, когда закопанные жили еще 20 и даже 31 день. Точно так же карались и соучастницы преступления. В 1682 году в Москве “окопаны были в землю трое сутки” две Женщины за убийство мужа одной из них.

К слову сказать, за убийство мужем жены подобной статьи не было. Описан случай, когда “кадашенец Ивашка Долгой за убийство жены наказан кнутом и отдан на поруки”.

Повешение за ребро. Применялась эта казнь очень редко. Человеку продевался крюк под ребра, и в таком виде его подвешивали. Очень любил забавляться этим Стенька Разин.

Человека, убившего своих родителей, разрывали клещами.

ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Телесные наказания были двух видов болезненные и уродующие (отсечение рук, ног, отрезание языка, вырывание ноздрей, клеймение и т.п.).

Как уже было отмечено, почти все наказания в прежние времена совершались публично с воспитательной целью, чтобы, глядя на муки преступников, другим было неповадно совершать преступления.

Это касалось не только смертной казни, но и более легких наказаний, некоторые из которых стоит перечислить.

Правеж. Способ взыскания долгов, заимствованный когдато у татар. Неисправного должника помещали в тюрьму, а затем каждый день выводили на людное место, обычно на торговую площадь, раскладывали на земле или на деревянном “козле” и принародно секли по ногам батогами длинными тонкими палками. Чем больше долг, тем длиннее был срок наказания.

Кнут. Тяжелый кожаный ремень, длиной от метра до двух, плетенный из лошадиной или лосиной кожи и засушенный. Таким кнутом можно было с первого удара содрать мясо до костей. Наказание длилось порою до трех дней, но обычно наносилось тридцать сорок ударов, и этого было достаточно, чтобы засечь человека до смерти. Иногда в приговорах так и указывалось:

“забить до смерти”. Битье кнутом совершалось медленно, с паузами и остановками, так что наказание в двадцать ударов длилось не менее часа.

К болезненным наказаниям относились также заковывание в железо, хождение босиком по острым деревянным кольям, сажание на долгий срок на очень неудобную деревянную лошадь.

ПАЛАЧИ

С палачами у властей всегда были проблемы, потому что найти добровольца на эту должность было очень трудно.

В народе палачи пользовались полнейшим презрением и отвращением. Осужденные преступники, выбравшие эту профессию в расчете на облегчение своей участи, освобождались от телесного наказания.

Свое искусство они доводили до совершенства частыми упражнениями. Они могли по желанию разрезать кнутом как острой бритвой подброшенный лист бумаги или же так подхватить кнут, пущенный со всего размаха, что подставленный лист бумаги оставался невредимым.

Среди палачей встречались редкие мастера своего дела, которые умели так протянуть кнут по спине, что с каждым ударом он вырывал куски мяса. Обыкновенно в палачи назначались сами преступники, которые после двенадцати лет такой службы отпускались из тюрьмы на волю.

В Уложении ведено в палачи на Москве набирать (13 вольных людей и платить им жалованье из казны. Вообще предписывалось, “чтобы во всяком городе без палачей не были”. Но охотников на такую должность из вольных людей было очень немного. Воеводы то и дело жаловались, что “в палачи охочих людей не находится, а выбранные принуждением убегают”.

Заплечные мастера имели большие заработки и получали крупные заказы. Были случаи, что и “воду секли кнутом, если дерзала она от ветров затевать возмущение”.

Провинившиеся иногда тайно платили палачу до десяти тысяч рублей, чтобы не изувечил или сделал наказание менее мучительным. Становился в заплечные мастера какойнибудь забулдыга, бесшабашная голова, у которого был один выход “встать в палачи за свои вины”.

Палачам деньги доставались легко. Стоило ему пройтись по базару, всякий старался сунуть ему грош или пятак, как бы в виде задатка. Но когда палач уходил на покой и селился гденибудь, соседи гнушались разделить с ним кусок хлеба, посадить за стол.

Прикосновение рук палача считалось осквернением. Взгляд, брошенный случайно на палача, считался нечистым и требовал особого очищения и молитвы Ивану Воину. Мальчишки не упускали случая, чтобы на улицах не потравить палача.

Ни купить, ни продать ничего бывшие палачи не могли, так что жизнь их была хуже каторжной.

Источник: https://subscribe.ru/group/ot-tyurmyi-i-ot-sumyi/3013605/

Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1

Кто придумал тюрьму в россии

От первых Рюриковичей до Ивана Грозного.

Рис. 1. Изображение древнерусской тюрьмы в Радзивилловской летописи – киевляне освобождают из нее князя Всеслава Полоцкого в 1068 году. По Н. Н. Воронову это один из 2 видов тюрьмы того времени – «поруб».

Места заключения – вещь для общества необходимая, что не говори в их осуждение. Потому история их древняя. Для Руси, к примеру, она начиналась явно до XI века, для которого существуют первые факты существоваения тюрем.

Во –первых –  материальный факт тюремного заключениея  – раскопанные археологами остатки земляной ямы-тюрьмы в Новгороде, у руин Десятинного монастыря на Софийской стороне.  Это было  помещение    три на три метра,  два лежака и деревянная бадья—отхожее место.

Во-вторых, тюрьма упоминается в анонимном «Сказании о Борисе и Глебе», часть которого датируется    концом XI века, опираясь на заметки, сделанные вскоре после гибели братьев (по С. А Богославскому).

 Воронин обращает внимание на описание тюрьмы по «Сказанию», дающее и нам возможность оценить  «сидение»:  «Особенно интересно в этом смысле описание обстановки самой тюрьмы и обстоятельств освобождения узников. Они содержались в большой земляной тюрьме — «погребе». Интересен сам термин заключенные как бы погребены заживо в земле.

Яма была, очевидно, перекрыта накатом, засыпанным землей. В этом своем виде земляная тюрьма напоминала так называемую срубную могилу. В момент чуда дверь, вернее люк в этом накате, был не только «заклющен», т. е. заперт на ключ, но и «погребен», т. е.

тоже завален землей, а лестница, по которой можно было спуститься в погреб, была вытащена и лежала «вьне», т. е. снаружи. Видимо, дело узников было, как говорится, пропащее, так как из летописи известны случаи, когда погребенные в подобных «земляных мешках» узники умирали от удушья, что иногда входило в планы заточивших их князей, т. е.

«заклющенные» гибли «нужной смертью». Точность описания земляной тюрьмы поразительна!»

Воронин также говорит о двух типах тюрем: погребах и порубах: «Устройство тюрьмы наследовало местную домостроительную традицию: южный «погреб» восходил к полуземляночным жилищам, северный «поруб» — к срубным постройкам.

Иллюстратор оригинала Радзивиловского списка летописи в миниатюре освобождения Всеслава изобразил именно бревенчатую тюрьму—«поруб» (см рис. 1).

А недавно в Новгороде раскопали  тюрьму-погреб (Рис.

2), если следовать терминологии Воронина, хотя археологи почему-то   назвали ее порубом- может, благодаря подземному  срубу, крепившему такую тюрьму?

Рис. 2  Тюрьма  XI века в Новгороде. Вот что было написано в отчете экспедиции Института археологии РАН:В 30-е годы XI в. вблизи Волосовой улицы было построено довольно сложное сооружение, которое можно соотнести с «порубом» (тюрьмой, темницей).

Сохранилась его подземная часть в виде ямы диаметром 5 м и глубиной 3 м. Первоначально стены постройки были составлены из вертикально установленных широких досок, сохранившихся на высоту до 3,5 м. Доски были скреплены перекладиной, вставленной в пазы столбов, расположенных по углам темницы. В начале 40-х годов XI в.

это сооружение было перестроено. Две стены старой постройки разобрали и поставили новый сруб размером 230 х 240 см, сохранившийся на 28–30 венцов. На дне располагались две лавки, от которых остались лишь столбы, а также яма под отхожее место.

В таком виде – погреба и порубы, крыте ямы и специльные избы, – тюрьмы существовали долго. В земляной тюрьме   в Пустозерске держали протопопа Аввакума  «

Чли в наказе: Аввакума посадить в землю в струбе и давать ему воды и хлеба. И я сопротив тово плюнул и умереть хотел, не едши, и не ел дней с восмь и больши, да братья паки есть велели…Таже осыпали нас землею: струб в земле, и паки около земли другой струб, и паки около всех общая ограда за четырьми замками; стражие же пре[д] дверьми стрежаху темницы».   – Рис. 3 

А

Б

Рис. 3. А, Кресты на Пустозерском городище в память о сожжении тут протопопа Аввакума с товарищами. Б. Где-то тут на холме был земляной  острог. Фото – http://af1461.livejournal.com/249947.html

Или вот – сохранилась грамота царей Иоанна и Петра 1694 года: «Известно нам Великим государем учинилось, что на Вологде в тюрьме многие татаровня от утеснения и от смрадного духу болны, потому что только в той тюрьме одна изба, в которой не только татаровня, но и русские многие люди седят, а от той-де тягости многие померли… Зделать в Вологде тюрьму больше прежней, и в той тюрьме зделать две избы».

Специальные каменные тюрьмы – будто бы появились с Иваном Грозным. Старейшая из тех, о которых есть сведения, Чебоксарская каменная тюрьма  возведена по личному указу Ивана Грозного в 1648 году (толщина стен — 82 см) – рис.4. Она сменила временную деревянную, сгоревшую при пожаре,  По легенде, от стен каменной тюрьмы к Волге вел подземный ход, который был засыпан в уже в XX веке.

Рис. 4. Чебоксарский Кремль, в который входила и каменная тюрьма.  С гравюры голландского путешественника Н.К. Витзена. 1692.

23—24 июля 1555 года архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению царя Ивана Грозного в присутствии чебоксарских воевод и горожан освятил место и окропил границы будущего Кремля. Внутри Кремля позже были сооружены Двор воеводы (Государев двор) с приказной избой, казна, тюрьма…».

Гордиться как бы и нечем, но все же для нас и это памятник (рис. 5)

Рис. 5 Фото одной из камер Чебоксарской тюрьмы. Судя по потолочным перекрытиям, это именно тот самый памятник времен Иван Грозного.

Кстати, Аввакума в Пафнутьевом  монастыре,  «заперши в темную полатку, скована держали год без мала». Боровский Пафнутьев монастырь в те времена был каменной крепостью – и держали Аввакума, вероятно, в какой-то из башен монастыря-крепости (рис. 6).Таким образом, инновации в области каменного строительства немедленно отразились на судьбе некоторых заключенных.

Рис. 6. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме(миниатюра XIX века)  В ту же “каменную палатку” к Аввакуму пришел обижавший его келарь Никодим, исцеленный Аввакумом: «притече ко мне   с келейником ночью в темницу, идучи говорит: блаженна обитель, — таковыя имеет темницы! Блаженна темница — таковых в себе имеет страдальцов!». 

 Аманаты и  «аманацкие избы».

Непременно надо вспомнить еще одно нововведение времени Грозного – институт аманатов в применении к ясачным народам До того практика аманатов была усвоена от крымских татар, а ими от турок, теми от арабов (аман – по арабски безопасность).

Аманатом был потомог графов Мордвиновых,  сын мордовского князя, союзника Ивана Грозного во время похода на Казань. Отсюда  практика распространилась на ясачные народы.

При колонизации новых территорий, населенных инородцами, становившихся данниками, платившими ясак,  от каждого ясачного рода  брались аманаты, то есть заложники, в основном из знатных семей,

Свидетельства времени: государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком».

Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак».

 http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html

Аманаты содержались в специальных аманатских избах, которые  строились таким образом, чтобы одна стена этой избы была частью городской стены. Это было необходимо для того, чтобы родственники могли передать аманатам продовольствие.

К примеру в крепости Курмыш на Суре  в документах начала XVII   упоминается «двор аманацкой» — тюрьма для заложников из местной национальной знати, то есть чуваш и мордвы. Этот двор был огорожен высокой оградой, и в нем имелось 4 избы». 

Пример аманатского двора –на старинном плане Красноярска (рис. 7)

Рис. 7. Красноярский острог до пожара 1733 года. Гравюра А. Колпашникова (по зарисовкам 1730-х годов). Избы в стене – вероятно, амананатские.

В 1635 году царь Михаил Федорович в грамоте томскому воеводе Ивану Ромодановскому писал:» И для укрепленья велели имати у них и оманаты самых лутчих людей или тех лутчих людей детей и братью и племянников и держать в Красноярском остроге в оманатех с великим береженьем.

А тем ясашным людем приказывати и нашу милость их обнадеживати, чтоб они жили на своих кочевьях и нам с себя ясак платили, как им мочно безпереводно и как их же братья преж сего нам ясак платили, и всякими своими зверовными промыслы промышляли беспрестанно и безо всякие измены.

А только учнутца под нашей царскою высокою рукою послушны, и ясак нам с себя учнут платить и аманаты дадут, и мы их пожалуем, войною на них наших служилых людей посылать и воеводам нашим и служилым же людем никакие налоги и тесноты чинить не велим.

Да и в Красноярской острог к воеводе к Федору Мякинину ты, князь Иван, от себя о том отписал же, а велел ему, по прежнему и по сему нашему указу и смотря по тамошнему делу, немирных землиц над воинскими людьми и над нашими изменники, прося у бога милости, промышлять и поиск чинить, сколько милосердый бог помощи подаст, и в Красноярском остроге жить с великим береженьем. А как, аже даст бог, которых немирных землиц людей смирят и под нашу царскую высокую руку приведут и их на том утвердят и аманатов возьмут, что им быть под нашею царскою высокою рукою, и ясак с себя учнут платить, и к ним бы ему Федору и служилым людем велеть держать ласку и большой привет». 

Такая практика была общей и в Поволжье, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Таким образом, создавалась тюрьма   не  для совершивших преступление, а  для достижения экономических целей путем взятия заложников.

К чему это иногда вело, можно узнать из   «ЧЕЛОБИТНОЙ С. В. ПОЛЯКОВА И ЕГО СПУТНИКОВ О ПОВЕДЕНИИ Я. П. ХАБАРОВА НА АМУРЕ В 1650-1653 гг»(на обороте четвертого листа помета: “162 (1653 г.) сентября в 6-й день подали изветную челобитную Стенька Поляков с товарищи”).

«И как он, Ярофей, перешел за волок к служилым людям, к Рашмаку с товарыщи, а у тех служилых людей седела в аманатах князева жена князца даурского Шилгинея, да сын ево меньшей шилгинеев.

И он, Шилгиней князец, тебе, государь, ясак дал с собя и с роду своево прежным казакам, Рашмаку  с товарищи, до ево, Ярофееву приходу И он, Ярофей, тою князцеву жену и сына ево шилгинеева принял в аманаты.

И, приняв, государь, он, Ярофей, тех аманатов, князцеву жену и сына ево шигинеева, захотел он, Ярофей, ту князцеву жену взять себе на постелю и та шилгинеева жена не пошла к нему, Ярофею, на постелю безчестья ради и он, Ярофей, рьняся на нее тое ночи удавил для ради своей бездельной глупости и после того времени, государь, в великом посту за три дни до светлово христова воскресенья в великой четверг приезжал тот, Шилгиней князец, к жене своей, говорил так: “… жива ли де моя жена у вас и покажите де мне жену мою и яз де государю ясак дам со ста человек, яз де приехал ныне с полным ясаком”. И ему, Ярофею, показать стало нечево, потому что удавил и оне, дауры, ездили по полю крутом города с утра до половины дни и прочь отъехали и тут он, Ярофей, тебе, государю, в ясачном сборе поруху учинил, а твоей государевой службе непостоянство, а ево, Ярофеево, нерадение.

 Таков был основатель города Хабаровска в своей жизни «путешественника и предпринимателя», и такоева была «система» аманатов.

Источник: https://aldanov.livejournal.com/634547.html

Топ 5 | Самые старые тюрьмы России

Кто придумал тюрьму в россии

  • Основана: 1856 год
  • Официальное название: УЭ 148/Т-4
  • Адрес: г.Чистополь, ул. К.Либкнета, д. 1

Строительство тюремного замка в Чистополе началось в 1855 году для разгрузки переполненных тюрем Казани и Самары.

Через два года, 5 октября 1857 года тюремный замок был заселён первыми арестантами. Первоначально тюрьма включала в себя каземат для содержания 350 заключённых, тюремную церковь хозяйственные постройки и здание дирекции. Во время гражданской войны Чистопольская тюрьма интенсивно использовалась как красными, так и белыми.

В 20 – 30-е годы прошлого века это место использовалось как следственный изолятор и долговая тюрьма. При этом инфраструктура её оставалась устаревшей: отапливалась тюрьма по старинке дровами, канализация и водопровод вовсе отсутствовали.

Во времена сталинских репрессий Чистопольская тюрьма была передана НКВД: здесь содержались иностранцы и особо опасные политические преступники.

По окончании Великой Отечественной войны тюрьму закрыли и на её базе создали психбольницу специального назначения.

Однако уже в 1953 году Чистопольская тюрьма была воссоздана и переоборудована в тюрьму строгого и особого режима.

Во всех камерах были установлены массивные решётки на окнах и мощные железные двери, укреплено внешнее ограждение, усилена охрана, на территорию провели канализацию и водопровод.

4 Минусинская тюрьма

  • Основана: 1823 год
  • Официальное название: ИЗ-24/2
  • Адрес: г. Минусинск, ул. Горького, д. 114

Тюрьма города Минусинск – самая старая и крупная тюрьма Сибири.

В разные годы здесь сидели такие знаменитости, как декабристы Василий Давыдов, братья Николай и Павел Бобрищевы-Пушкины, революционер-меньшевик Юлий Мартов, писатель Алексей Черкасов. В исследовании «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына эта тюрьма упоминается несколько раз. в советское время стала исполнительной, то есть осуществляла смертные приговоры.

Сегодня Минусинская тюрьма – единственная тюрьма в Сибири, от Урала до Дальнего Востока, в которой отбывают наказание осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе пожизненный срок.

3 Владимирский централ

  • Основана: ОД 1/Т-2
  • Официальное название: 1783 год
  • Адрес: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д.67

Тюрьма была построена по указу императрицы Екатерины II в 1783 году и первоначально действовала как работный дом для мелких воришек. Николай I и Александр II достроили новые корпуса.

В 1906 году тюрьма стала централом — особо укрепленным местом лишения свободы с суровым внутренним распорядком. В её стенах содержали политических заключённых. Об особом статусе тюрьмы говорит и то, что с 1929 года она была в ведении органов госбезопасности, и только в 1953-м Владимирский централ перешел от КГБ к МВД.

В 50-е годы в одиночных камерах сидели “номерные заключенные”, о существовании которых никто не должен был знать.

В 1996 году на территории тюрьмы создан музей, материалы для которого предоставлены Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, автор экспозиции — В. Э. Гуринович.

2 Бутырская тюрьма

  • Основана: 1771 год
  • Официальное название: ИЗ-77/2
  • Адрес: г. Москва, ул. Новослободская, д. 45

Бутырский следственный изолятор, также известный как Бутырская тюрьма, он же Бутырка и он же следственный изолятор № 2 г.

Москвы, является самой крупной тюрьмой столицы России и одной из старейших и наиболее известных тюрем страны. Бутырская тюрьма построена по проекту Матвея Казакова. Замок имел 4-башни: «Пугачёвская» (до 1775 года — Южная), «Полицейская», «Северная», «Часовая».

В центре Бутырского губернского тюремного замка в 1782 году был построен Покровский храм, также по проекту Казакова. Сегодня здание тюрьмы входит в список охраняемых государством памятников истории и архитектуры.

В своё время именно здесь содержались Емельян Пугачев, Александр Солженицын, Нестор Махно, Феликс Дзежинский и другие люди, чьё имя на слуху и по сей день. Однако в Бутырской тюрьме известные люди не только сидели, но и выступали. Так в 1908 году в Бутырке выступал легендарный иллюзионист Гарри Гудини.

За 28 минут, к ликованию заключённых, он сумел освободиться из специального транспортного «ящика», в котором арестантов перевозили из Москвы в Сибирь. Маэстро заковали в кандалы и цепи, закрыли в контейнере, придвинув крышкой к стене, но тем не менее он преодолел все преграды на пути к свободе.

С частными визитами здесь бывали и такие деятели культуры, как Лев Толстой и Фёдор Шаляпин.

1Чебоксарская тюрьма

  • Основана: 1648 год
  • Официальное название: ИЗ-21/1
  • Адрес: г. Чебоксары, ул. Константина Иванова, д. 22А

Чебоксарская тюрьма считается первой официальной тюрьмой в России.

Её возведение было начато по личному указу Ивана Грозного: по его поручению во второй половине XVI века началось строительство чебоксарского кремля, частью которого, наряду с государственными постройками, церковью и домами стрельцов, являлась тюрьма. Поскольку изначально тюрьма была построена из дерева, она сгорела дотла при первом же крупном пожаре.

Решение о постройке новой тюрьмы на месте сгоревшей не заставило себя ждать, и к 1646 году строительные работы были окончены. Толщина новых стен режимного корпуса составляла 82 сантиметра.

По легенде, от стен тюрьмы к Волге ведет подземный ход, который был засыпан в XX веке.

Источник: https://pooha.net/society/history/266-oldest-prisons-of-russia

Зачем придумали тюрьму?

Кто придумал тюрьму в россии

Сейчас кажется, что тюрьма была всегда. На самом деле «отсидка» как мера наказания появилась в уголовных кодексах Европы совсем недавно — в XVIII веке. С тех пор устройством и бытом тюрьмы интересовались лучшие умы человечества — писатели, медики, психологи и даже философы.

Тюрьмы в период Античности

Все тюрьмы древности были или предварительными, или долговыми. В Греции и Риме условия содержания зависели от положения сидельца. Свободные граждане имели право на комфорт — им позволяли принимать посетителей, снабжали хорошей едой, отпускали на праздники домой.

К заключенному в афинской тюрьме Сократу свободно приходили друзья и во всеуслышание предлагали ему устроить побег. Охрана была чистой формальностью, и только верность этическим принципам не позволила философу бежать.

Превратить свою смерть (Сократа приговорили выпить чашу с цикутой) в эффектное зрелище с участием учеников и друзей философу помог сверхгуманный тюремный режим.

В Древнем Риме тюрьмы (carceres) использовались в тех же целях: заключенные сидели там, дожидаясь суда или наказания. Иногда сенат мог приговорить к отсидке в сarсеr, если вина осужденного была слишком незначительна для смертной казни или ссылки.

Однако чаще всего использовался домашний арест. Срок при этом не устанавливался.

Поэт и полководец Помпоний Секунд, угодивший в 31 году под домашний арест за участие в заговоре, вынужден был безвылазно сидеть дома шесть лет, пока не умер император Тиберий, против которого он и злоумышлял.

Тюрьмы в период Средних веков

Примерно в таком же виде тюрьмы продолжали существовать и в Средневековье. Туда сажали перед судом или казнью, причем на относительно короткий срок. Правда, в те времена даже краткосрочное — от трех дней до двух недель — тюремное заключение считалось несмываемым позором.

К тому же условия содержания были так тяжелы (их делали такими принципиально, чтобы подтолкнуть заключенного грешника к покаянию), что пожизненный срок часто составлял год или два — заключенный просто умирал от болезней и плохого питания. Поэтому сроки в Средние века назначались относительно небольшие — от нескольких недель до трех лет.

В большинстве случаев осужденные за тяжкое преступление приговаривались к смертной казни (за государственную измену — к повешению, разрыванию на части четвертованию или сожжению; за убийство — к повешению или разрыванию на части), попавшиеся на небольших преступлениях — к бичеванию или штрафу.

Такая система сложилась в Англии к XI век, во Франции — столетием позже. Пенитенциарная система Японии и Китая существовала без изменений вплоть до XIX и даже XX века.

Тюрьмы в эпоху Нового времени

Казни и пытки, кажущиеся сегодня такими чудовищными,- это, по меркам средневековой юриспруденции, симметричный ответ на преступление. Нарушая закон, преступник покушается на священное тело короля.

Соответственно, и возмездие адресовано прежде всего к телу преступника: его полагается бичевать, клеймить, сжигать. Это представление меняется в XVIII в под воздействием идей Просвещения.

Самые видные и идеологи новой эпохи Вольтер, Монтескье, Чезаре Беккариа выдающиеся государственные деятели Йозеф Зонненфельс, Екатерина II требуют отмены пыток и кровавых публичных казней.

В 1754 году пытки отменяются в Пруссии, в 1770-м — в Дании, в 1776-м — в Австрии, в 1780-м — во Франции, в 1801-м — в России. Одновременно исчезают и самые жестокие виды публичных казней. На смену «телесным практикам» Средневековья приходит современная пенитенциарная система. Главным наказанием в ней становится тюремное: заключение.

Тюрьма превращается в важный государственный институт. Впервые она начинает получать финансирование государственного и местного бюджетов — раньше заключенные должны были платить за место в камере, как за место в гостинице, и сами обеспечивать себе пропитание.

Тюрьмы диверсифицируются: в 1841-м во Франции впервые принимается указ о строительстве специальных тюрем для подследственных, еще не представших перед судом, а в 1850-м начинается создание исправительных колоний для несовершеннолетних.

Подробнейшим образом регламентируются сроки, условия содержания и режим жизни заключенных.

Первое правило тюрьмы Нового времени — изоляция заключенного. Юристы мечтают покончить со средневековыми узилищами – огромными камерами, где без разбора содержались убийцы и мелкие карманники, мужчины и женщины, дети и взрослые.

На протяжении нескольких десятилетий в Европе идет дискуссия об американских моделях тюрьмы – «обернской» и «филадельфийской». В обернской заключенный проводил в одиночной камере ночь. Днем он мог работать и есть вместе с другими, но обязан был молчать.

В филадельфийской заключенный сидел в одиночке круглые сутки, что-бы иметь время поразмыслить о своих грехах.

Второе правило — труд. Он должен исправлять нравы, служить перевоспитанию заключенного. Небольшое вознаграждение за работу должно приучать преступника к честному заработку.

Жесткий режим предусматривал расписанный по минутам распорядок дня, работу и молитву по часам и даже порядок питания: в 1839 году в новом уставе для центральных тюрем Франции были запрещены вино и табак, что вызвало немало бунтов среди заключенных.

Историк и философ Мишель Фуко в своем трактате «Надзирать и наказывать» утверждает, что тюрьма Нового времени стала дисциплинарной моделью всего буржуазного общества.

Везде, где собиралось большое количество людей, будь то монастырь, школа, больница, завод или казарма, действовал распорядок, близкий к тюремному. Тюрьма должна была превращать заключенного в идеальный винтик общественного механизма.

Но действительность была далека от философской теории: на деле увеличение количества тюрем вело только к росту рецидивизма.

Поступь прогресса

«Тюремная „реформа” — ровесница тюрьмы»,- пишет в «Надзирать и наказывать» Мишель Фуко. Поначалу речь шла о самом простом. Элизабет Фрай, посещавшая с 1816 году лондонскую тюрьму Ньюгейт, добилась раздельного содержания женщин и мужчин.

Доротея Дикс в 1840-1860-е ратовала за то, чтобы душевнобольные преступники были заключены не в тюрьмы, а в специальные больницы. Созданная в Англии в 1866 году Лига тюремных реформ имени Джона Ховарда требовала обучения заключенных ремеслам.

Если в России помощь заключенным была уделом филантропов-одиночек, то на Западе это быстро стало массовым увлечением и серьезным политическим вопросом.

Первый всплеск тюремных реформ пришелся на вторую половину XIX века. Второй — на 1970-е. Лидерами второй европейской тюремной реформы были интеллектуалы-шестидесятники.

 Благодаря им в уставах большинства европейских тюрем зафиксированы права заключенного на разнообразное питание, в том числе диетическое, регулярные занятия спортом, получение заочного образования с помощью преподавателей-специалистов, консультации с психологом, пользование телевизором и радио (а позже и интернетом), регулярные свидания с родными и близкими. Недаром герой комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!», попав за решетку в Голландии, мечтает остаться там навсегда.

Идеальная тюрьма философа Иеремия Бентам.

Идеальная тюрьма

Один из самых влиятельных либералов своего времени философ Иеремия Бентам (1748-1832) боролся за права женщин и животных, требовал отмены рабства, телесных наказаний и уголовного преследования за гомосексуализм.

Но любимой его идеей, на реализацию которой он потратил чуть не все свое состояние, был Паноптикон (на рисунке) — модель идеальной тюрьмы, описанная в одноименном трактате. В центре этой круглой тюрьмы находится башня, в которой сидят надзиратели.

Башня окружена круглой галереей, куда выходят одиночные камеры. Охранники, оставаясь невидимыми для заключенных, могут постоянно наблюдать за ними. Эта модель позволяла существенно сократить штат охраны, обеспечить одиночное размещение для заключенных и удешевить их содержание.

Однако при жизни Бентама в Англии она так и не была реализована. Зато впоследствии по образцу Паноптикона были построены тюрьмы в Англии, США Вьетнаме и Аргентине.

Долговые тюрьмы

Герой цикла гравюр Уильяма Хогарта «Жизнь распутника» (1735) на излете карьеры попадает в долговую тюрьму. Распутника ведут в тюрьму Флит. В XVIII веке там обычно обитало около 300 заключенных.

Они могли принимать посетителей, заниматься бизнесом и даже за отдельную плату жить не в тюрьме, а на квартире по соседству. За содержание и питание в тюрьме надо было платить. Состоятельные платили сами, нищие клянчили подаяние у прохожих.

Во Флите несколько лет провел отец Хогарта, чего художник страшно стыдится. Нравы английских долговых тюрем, развращавшие сидельцев, возмущали многих. Одним из самых яростных борцов с долговыми тюрьмами был Чарлз Диккенс, чей отец отсидел несколько месяцев в Маршалси.

Впоследствии Диккенс подробно описал обитателей и обычаи этой жуткой лондонской тюрьмы в «Дэвиде Копперфилде» и «Крошке Доррит». В 1842 году тюремное заключение за долги в Англии было отменено.

Тюрьма острова Иф.

Тема тюрьмы в искусстве

На рубеже XVIII-XIX веков тюремная тема стала одним из излюбленных мотивов романтизма. Провозвестником моды был Джованни Баттиста Пиранези, выпустивший в 1745-м серию офортов «Фантазия на тему темниц».

Почин подхватили литераторы: в тюрьме сидят герои Мэтью Грегори Льюиса («Монах»), Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Эликсиры Сатаны»), Эдгара По («Колодец и маятник»), Александра Дюма («Граф Монте-Кристо») и Оноре де Бальзака («Блеск и нищета куртизанок»). Чудовищные интерьеры тюрем инквизиции изображает Франсиско Гойя в своих «Капричос».

В тюрьме начинается действие оперы Людвига ван Бетховена «Фиделио». В тюрьму проникает, чтобы спасти жениха, переодетая героиня в романтическом балете «Дезертир».

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Источник: http://alfaed.ru/zachem-pridumali-tyurmu.html/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.