Кто вправе обращаться в конституционный суд

Содержание

Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Кто вправе обращаться в конституционный суд

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Кто может обратиться в судебный орган

КС рассматривает коллективные и личные жалобы. Обращаться в высший судебный орган могут такие лица:

  • физические:
    • граждане РФ;
    • иностранные подданные, проживающие на территории страны по разрешению;
  • юридические без учета формы собственности;
  • властные органы всех уровней (от Президента РФ до муниципалитета).

Для сведения: заявителем может выступить коллектив, если права всех его членов нарушает та или иная норма.

Порядок прохождения процедуры

Правила работы КС описаны в законе об этом органе (№ 1-ФКЗ от 27.07.1994). В четвертой главе акта описана процедура рассмотрения жалоб. Судьям дано право на:

  • оставление письменного обращения без рассмотрения;
  • принятие решения без заседания органа;
  • объединение дел в одно.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Правильно составленная жалоба разбирается в судебном заседании. Оно является легитимным, если в нем участвует более двух третьих судей. В заседание вызываются все стороны процесса:

  • заявитель;
  • ответчик;
  • эксперты;
  • иные задействованные лица.

Для сведения: 95% заявлений не принимаются к производству. Основные причины:

  • небрежное оформление, не соответствующее требованиям;
  • несоответствие запроса компетенции органа;
  • наличие решения по данному вопросу.

КС  имеет право требовать предоставления материалов по делу, вызывать специалистов для разъяснений. В любой момент материалы могут быть возвращены на доработку, а дело закрыто. По типу проведения заседания делятся на:

Подсказка: от лица госоргана в судебном заседании участвует руководитель. Самостоятельно могут присутствовать депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда.

Советы юристов

Обращение в КС необходимо правильно аргументировать, чтобы оно было принято к производству. Советы юристов по данному вопросу таковы:

  1. В письме следует ссылаться на уже существующие документы госоргана, в которых излагается мнение по сходному или такому же делу;
  2. Приветствуется опора на правоприменительную практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ);
  3. Хорошо работают указания на противоречивость судебных постановлений, опирающихся на одну норму;
  4. КС внимательно относится к аргументам, показывающим нарушение принципов судебных разбирательств:
    1. недопущение формализма;
    2. баланс интересов и прав участников процесса.

Внимание: одним из самых действенных аргументов является указание на то, что судебная инстанция взяла на себя компетенцию КС при принятии обжалуемого решения.

КС не разбирает обращений, опирающихся на аргументацию:

  1. Доказывающую неправомерность ранее принятых решений судебных органов с учетом подробностей ситуации. К компетенции КС не относится кассация и апелляция. Этот госорган защищает конституционные права человека;
  2. Демонстрирующую коллизии между отдельными законодательными нормами. Такие недоработки должен устранять законодатель;
  3. Некомпетентность решения судебного органа. КС не рассматривает правильность постановлений. Его работа — оценка правовых норм, а не отдельных решений.

Правила составления жалобы

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:

  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС  может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

ФизлицоЮрлицо
Фамилия, имя и отчество в родительном падежеНаименование органа (по регистрационным документам)
ГражданствоЧьим резидентом является
Место жительства (по паспорту)Адрес регистрации (место дислокации)
Представитель:
ФИО
Ученая степень юриста (если он не является адвокатом)
Адрес

Подсказка: гражданин обязан указать паспортные данные (юрлицо приводит их для представителя), а также контактный телефон.

Сопроводительные документы

К тексту заявления прилагаются материалы по делу. Их перечень в целом зависит от темы обращения. Среди них в обязательном порядке должны быть:

  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • доверенность представителя (заверенная копия) — если таковой выступает от имени заявителя;
  • документы с обжалуемыми и применяемыми нормами, противоречащими конституционным положениям;
  • учредительная документация (для юрлиц).

С 2014 г., по требованиям ст. 38 ФКС № 1-ФКЗ, обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в КС РФ с 1-й копией. При направлении обращения в электронном формате прилагаемые к нему документы/материалы тоже представляются в электронном виде. При этом приложения каких-либо копий не требуется.

Важно: в КС предоставляется первый экземпляр чека о внесении государственного сбора.

Оплата пошлины

Величина госпошлины прописана в статье 333.23 Налогового кодекса. Она равна 450,0 рублям. Некоторые лица освобождены от уплаты взноса:

  • Герои СССР и РФ;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие узники концлагерей.

Для сведения: если жалобу КС не принял к рассмотрению, то средства возвращаются заявителю.

В каком виде составлять

КС принимает два вида документации:

  • на бумаге;
  • в электронном виде.

Для сведения: к тексту предъявляются стандартные требования:

  • отсутствие нецензурных слов и жаргонизмов;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц;
  • стилистика, позволяющая понять написанное;
  • аккуратность исполнения;
  • последовательность подачи материала.

Бумажная форма

Обращение составляется на белых листах бумаги формата А4. Тест можно внести от руки или напечатать. Структура жалобы приведена в таблице:

ЧастьОписание
1 вводнаяСведения о сторонах и предмете разбирательства
2Основания для направления заявления в КС (перечень конституционных нормативов)
3Логичное и последовательное раскрытие обстоятельств
4Аргументация
5Требование о признании обжалуемой нормы неконституционной
6Перечень прилагаемых документов

 Скачать примерВажно: на последнем листе обращения ставится собственноручная подпись заявителя (руководителя организации) и дата.

Электронное письмо

Требования к электронному обращению таковы:

  • файл должен иметь расширение .doc (.docx);
  • приложения делаются в формате фотографии (сканкопии) в хорошем разрешении (от 200 пикс/дюйм);
  • на каждом листе ставится электронная подпись (ее необходимо заранее оформить);
  • направляется письмо, содержащее:
    • краткое описание ситуации;
    • перечень приложений с количеством листов в каждом;
  • приложения прикрепляются к единому письму.

Подсказка: сканкопии приложений делаются в черно-белом варианте.

Советы по составлению

Предметом жалобы в КС выступают нормы таких актов:

  • федеральных законов;
  • уставов субъектов РФ;
  • нормативные акты СССР и РСФСР, действие которых не отменено;
  • постановления Правительства РФ и другие.

Текст должен быть последовательным и конкретным. Абстрактные вопросы КС оставляет без рассмотрения. Кроме того, нет нужды прилагать к обращению разъяснения госорганов по данному вопросу. Таковые воспринимаются в качестве информации. Правовой силой они не обладают.

Способы отправки

Послание с приложениями направляется в госорган одним из трех способов. Они приведены в таблице:

СпособАдресПодсказки
Путем личного визитаг. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1Время работы: с 10:00 до 17:00;В пятницу до 16:00;Обед: с 12:00 до 13:00
Почтой190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.Желательно:

  • заказать отслеживание послания и сообщение о доставке;
  • составить опись вложений
Электронныйksrf@ksrf.ru (почтовый ящик)При отправке выбрать функцию «сообщение о доставке»
https://petition.ksrf.ru (официальный сайт)Необходима регистрация

Для сведения: в Москве работает представительство КС . Но всю корреспонденцию необходимо направлять на официальный адрес госоргана.

Письмо в течение трех дней проверяется работниками секретариатаКС на достоверность и правильность оформления. В случае выявления нарушений заявителю предлагается исправить неточности. При отсутствии реакции со стороны гражданина (организации) учетная запись о регистрации жалобы аннулируется.

Результат

Отправитель послания обязан понимать, что ему придется принять участие в заседании. Последнее назначается, спустя три месяца после регистрации письма.

Коллегия судей решает проблему в течение нескольких часов. При этом удовлетворение обращения приводит к таким последствиям:

  • признанию обжалованной нормы, утратившей силу;
  • аннулированию судебного постановления или его отдельных положений;
  • принятию нормативного акта взамен обжалованного;
  • пересмотру дела с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Для сведения: в редких случаях действие оспариваемой нормы приостанавливается до вынесения окончательного решения. о рекомендациях по обращению в Конституционный суд РФ 14 марта 2018, 00:09 Мар 26, 2018 23:17 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/osvobozhdenie-i-obzhalovanie/zhaloba-v-konstitutsionnyj-sud-rf

Жалоба в конституционный суд РФ: правила и порядок подачи, сроки рассмотрения, особенности и образец заполнения

Кто вправе обращаться в конституционный суд

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Основание и порядок обращения в Конституционный суд – Коллегия Адвокатов Центральный регион Московской области

Кто вправе обращаться в конституционный суд

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном суде Российской ации является обращение в Конституционный суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Для гражданина:

Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Жалоба, подаваемая гражданином на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

— закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

— закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, меняющем закон.

Конституционный суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон.

Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.

Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон вправе приостановить производство до принятия решения Конституционна судом Российской Федерации.

Жалоба направляется в Конституционный суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). В жалобе должны быть указаны:

—  Конституционный суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

— наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

— необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

— наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

— нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федера ного конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный суд Российской Федерации; — точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и сданные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

— конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным судом Российской Федерации;

— позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

— требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду Российской Федерации;

— перечень прилагаемых к жалобе документов.

Документы, прилагаемые к жалобе:

— текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

—  доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право выступать в Конституционном суде Российской Федерации в качестве представителя;

— документ об уплате государственной пошлины;

— перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке;

— копия официального документа, подтверждающего применение либо ясность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

К жалобе могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

Размер госпошлины при обращении в суд

Обращения в Конституционный суд Российской Федерации оплачивается государственной пошлиной:

запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров труда;

— жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;

— жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.

Конституционный суд Российской Федерации своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Источник: http://10ak.ru/osnovanie-i-poryadok-obrashheniya-v-konstitucionnyj-sud/

Обращение в Конституционный Суд РФ и предварительное рассмотрение обращений | Студент-Сервис

Кто вправе обращаться в конституционный суд

Обращение в Конституционный Суд РФ регламентировано главой 5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределённость в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

Обращение может быть направлено в Конституционный Суд РФ в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда РФ.

В обращении должны быть указаны:

  • Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  • необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  • наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  • нормы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
  • точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
  • конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;
  • позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;
  • требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду РФ;
  • перечень прилагаемых к обращению документов.

В соответствии со ст. 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются:

  • текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.  Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с ч. 1 ст.

38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с одной копией.

 В случае направления обращения в электронном виде прилагаемые к нему документы и иные материалы также представляются в электронном виде, при этом приложения копий обращения, документов и иных материалов не требуется.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, возврата или зачёта государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учётом особенностей, предусмотренных ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».  Конституционный Суд РФ своим решением может освободить гражданина, с учётом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить её размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного прядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются. Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению.

Предварительное рассмотрение обращений регламентировано главой 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

  • явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • исходит от ненадлежащего органа или лица;
  • не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
  • не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (допустимость жалобы) срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон.

Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу. Заявитель после устранения недостатков вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нём вопросы.

 Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения.

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в заседании не позднее трёх месяцев с момента регистрации обращения.

О принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны.

 В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

  • разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ;
  • обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;
  • по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с ч. 1 ст. 85 (допустимость запроса) или ч. 2 ст. 101 (обращение в Конституционный Суд РФ) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;
  • акт, конституционность которого оспаривается, был отменён или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/obrashhenie-v-konstitutsionnyj-sud-rf-i-predvaritelnoe-rassmotrenie-obrashhenij/

Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной жалобой на нарушение конституционных прав..

Кто вправе обращаться в конституционный суд

Жалоба в Конституционный суд. https://www.ulc.ru/razrabotka-i-podacha-zhaloby-v-Konstitucionnyj-sud-RF/Жалоба в Конституционный суд. https://www.ulc.ru/razrabotka-i-podacha-zhaloby-v-Konstitucionnyj-sud-RF/

Норма самой первой статьи Конституции Российской Федерации, провозглашает Российскую Федерацию правовым государством и утверждает свое верховенство на всей ее территории (статья 4, часть 2 Конституции РФ), а также устанавливает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, части 1 и 2).

А что происходит, если конкретная норма закона противоречит нашему основополагающему закону, имеющему верховную силу над любым законом на всей территории нашего государства? Имеют ли граждане нашей страны право на обнаружение, этих недостатков?  Имеют ли граждане право на признание закона в связи с этим недействительным? Будут ли как-то отвечать лица, предложившие и принявшие закон, который противоречит Конституции?

Давайте рассмотрим эти вопросы детально и посмотрим, что об этом написано в нормах действующего на сегодняшний момент законодательства.

В соответствии с нормой статьи 36 Федерального конституционного закона от 21.07.

1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (Далее – ФЗ о Конституционном Суде РФ) определено, что поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.

С первого взгляда кажется, что всё предельно ясно и право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, по вышеуказанным основаниям, есть!

Но к сожалению, не всё так уж просто, если мы обратимся к главе XII этого же закона, в котором регулируются рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, то мы обнаружим две статьи, которые по своей сути являются ограничительными. Предлагаю рассмотреть их детально.

Норма статьи 96 «ФЗ о Конституционном суде РФ» которая устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.

При этом, определяющим значение для ответа на выше поставленные вопросы является словосочетание «в конкретном деле». Это значит, что если норма не нарушает ваши права и свободы в конкретном деле, то у вас не возникает права на обращение с жалобой в Конституционный суд, даже если вы обнаружили тысячу законов, которые явно не соответствуют, нормам Конституции РФ. 

И норма статьи 97 «ФЗ о Конституционном суде РФ» которая устанавливает, что жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;

2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Таким образом, мало того, что закон не дает право любому человеку на улучшение правовой системы путем обнаружения и признания законов не соответствующим основополагающему закону нашей страны, так еще и устанавливает сроки на подачу данной жалобы протяженностью в один год.

Возникает вопрос, зачем установили эти сроки? Разве обществу не будет лучше, если будут устраняться недостатки в законодательстве, хоть через год, хоть через десять лет? Можно предположить, что это сделано для того, чтобы не перегружать Уважаемых судей Конституционного суда.

Однако, если существуют перегрузки, то нужно более рационально распределять эту нагрузку, а не ограничивать право на обнаружение ошибок, ведь основная цель это привести нормы законодательства в соответствие к нормам главного основополагающего закона страны, и как следствие к улучшению жизни всего общества.

Что же касательно ответственности для лиц, предложивших этот закон, который противоречит Конституции, и самое главное авших за его принятие, то увы, действующее законодательство такой ответственности не предусматривает.

К сожалению, в настоящий момент мы можем лишь мечтательно рассуждать о том, как улучшилась бы наша нормативная база, если бы любой человек от школьника, до пенсионера, не зависимо от времени и участия в конкретном деле, мог бы находить нормы закона, противоречащие нашему основополагающему закону.

Мы не можем утверждать, что заявленная идея абсолютно нова.

Как-никак, данный подход используют компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, специально выпускающие бета-версии своих программ и предлагающие любому желающему находить ошибки в их продукте.

Более того, некоторые компании распространяют этот подход и на текущие продукты. При этом, эти компании ещё и выплачивают вознаграждение за обнаружение ошибок.

Почему бы, и нам не использовать этот подход для улучшения нормативной базы? Предоставив возможность, любому желающему улучшать наши законы, путем выявления недостатков.

Вместе с тем, награждать обнаружившего ошибки: знаками отличия, налоговыми льготами или предоставлять ему бесплатные путевки на курорт, авиабилеты и так далее.

И ввести персональную ответственность для депутатов, предложивших и проавших за принятие закона, не соответствующего Конституции РФ.

Кроме того, мы можем обратиться к существующему опыту успешных стран, для примера возьмем Швейцарию. В Швейцарии действует прямая демократия, это когда все граждане страны на общем референдуме принимают решение по возникшему в обществе вопросу, начиная от самых простых, например, введение налога на домашних питомцев до сложных к примеру принятии закона о гражданстве.

В нашем государстве, в норме статьи 3 Конституции РФ, также провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

При всем этом, будучи наделенными властью, граждане России фактически лишены возможности находить в законодательстве несоответствия верховенствующему закону страны и указывать органу государственной власти о необходимости исправления данной ошибки, если в данный момент этот закон не применяется в конкретном деле к человеку, нашедшему ошибку.

Но это не логично, если сейчас это меня не касается, то это может касаться другого человека, живущего в нашем обществе. Это как гвоздь на дороге, пешеход обнаруживший гвоздь на дороге не наедет на него колесом, и не проколет его, так как в настоящий момент он не управляет автомобилем, но это не значит, что от прокола колеса будет спасен его сосед.

Очевидно, что любая система быстрее совершенствуется, если быстро поступают сведения о недостатках и также быстро эти недостатки устраняются. Это основа эволюции! Остается только надеяться, что в прекрасной России будущего мы к этому придем. 

https://www.ulc.ru/razrabotka-i-podacha-zhaloby-v-Konstitucionnyj-sud-RF/

Халматов Владимир,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ulc/pravo-na-obrascenie-v-konstitucionnyi-sud-rossiiskoi-federacii-s-individualnoi-jaloboi-na-narushenie-konstitucionnyh-prav-5f1ba56cfbc6c71236558dd9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.