Лица уполномоченные возбуждать уголовные дела

53. Органы и лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Лица уполномоченные возбуждать уголовные дела

Первой стадиейроссийского уголовного процесса являетсявозбуждение уголовного дела. В соответствиисо ст.

144 УПК дознаватель, орган дознания,следователь, руководитель следственногооргана обязаны принять, проверитьсообщение о любом совершенном илиготовящемся преступлении и в пределахкомпетенции, установленной УПК, принятьпо нему решение в срок не позднее трехсуток со дня поступления указанногосообщения.

От своевременностивозбуждения уголовного дела во многомзависит успех его дальнейшегорасследования. Волокита и ошибки,допущенные в этой стадии процесса,нередко влекут невосполнимую в дальнейшемутрату доказательств.

Законное исвоевременное возбуждение делаобеспечивает защиту интересов обществаи государства, а также прав и законныхинтересов потерпевших от преступления.

С другой стороны, законный и обоснованныйотказ в возбуждении уголовного делатакже является гарантией прав личности,ограждая ее от необоснованного при-влечения к уголовной ответственности.

Быстрое и правильноереагирование правоохранительных органовна заявления и сообщения о совершенныхи готовящихся преступлениях и принятиепо ним своевременных и законных решенийимеют большое воспитательное ипредупредительное значение.

Возбуждениеуголовного дела имеет и важноепроцессуальное значение, так как толькопосле этого становится возможнымпроизводство следственных действий,применение мер процессуальногопринуждения.

Сущность стадиивозбуждения уголовного деда заключаетсяв принятии компетентными должностнымилицами заявлений и сообщений опреступлениях и возбуждении по ним либоотказе в возбуждении уголовных дел. Тоесть сущность первой стадии процессазаключается в быстром и обоснованномреагировании уголовно-процессуальнымисредствами на все случаи обнаруженияпреступлений.

этойстадии уголовно-процессуальнойдеятельности заключается в системепроцессуальных отношений, действий ирешений с момента получения информациио преступлении до принятия по ней решенияо возбуждении уголовного дела либоотказе в этом.

Тем самым содержаниестадии возбуждения уголовного дела несводится только к вынесению соответствующегопостановления; оно включает в себядеятельность по разрешению ряда вопросов,предшествующих принятию итоговогорешения по заявлению или сообщению опреступлении.

Правом возбужденияуголовного дела в соответствии с УПКнаделены орган дознания, дознаватель,руководитель следственного органа иследователь (ч. 1 ст. 146 УПК).

Обстоятельства,исключающие производство по уголовномуделу для возбуждения уголовного деланеобходимо: а) наличие законного повода;б) наличие достаточного основания; в)отсутствие обстоятельств, исключающихпроизводство по делу.

Под поводом квозбуждению уголовного дела принятопонимать предусмотренные закономисточники, из которых компетентныедолжностные лица получают информациюо совершенном или готовящемся преступлении.

Статья 140 УПК кповодам для возбуждения уголовногодела относит:

1) заявление опреступлении;

2) явку с повинной;

3) сообщение осовершенном или готовящемся преступлении,полученное из иных источников;

4) постановлениепрокурора о направлении соответствующихматериалов в орган предварительногорасследования для решения вопроса обуголовном преследовании.

Заявление опреступлении в соответствии со ст. 141УПК может быть сделано в устном илиписьменном виде. Письменное заявлениедолжно быть подписано заявителем.

Устноезаявление заносится в протокол, которыйподписывается заявителем и липом,принявшим данное заявление. В протоколеуказываются также данные о заявителеи документах, удостоверяющих еголичность.

Анонимное заявление не можетслужить поводом для возбужденияуголовного дела.

Заявительпредупреждается об уголовнойответственности за заведомо ложныйдонос в соответствии со ст. 306 УК.

Явка с повинной всоответствии со ст. 142 УПК представляетсобой добровольное сообщение лица осовершенном им преступлении. Заявлениео явке с повинной может быть сделанокак в письменном, так и в устном виде.Устное заявление принимается и заноситсяв протокол.

Сообщение осовершенном или готовящемся преступлении,полученное из других источников,оформляется в виде рапорта об обнаружениипризнаков преступления должностнымлипом, получившим данное сообщение (ст.143 УПК).

По сообщению опреступлении, распространенному всредствах массовой информации, проверкупроводит по поручению прокурора органдознания, а также по поручению руководителяследственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующегосредства массовой информации обязаныпередать по требованию прокурора,следователя или органа дознания имеющиесяв распоряжении соответствующего средствамассовой информации документы иматериалы, подтверждающие сообщение опреступлении, а также данные о лице,предоставившем указанную информацию,за исключением случаев, когда ЭТО ЛИЦОпоставило условие о сохранении втайнеисточника информации (ст. 144 УПК).

Заявителю выдаетсядокумент о принятии сообщения опреступлении с указанием данных о лице,его принявшем, а также латы и времениего принятия. Отказ в приеме сообщенияо преступлении может быть обжалованпрокурору или в суд (ст. 144 УПК).

Уголовные делачастного (ч. 6 ст. 144 УПК) и частно-публичногообвинения (ст. 147 УПК) возбуждаются неиначе как по заявлению потерпевшего.

Следователь, а также с согласия прокурорадознаватель возбуждают уголовное делочастного и частно-публичного обвиненияи при отсутствии заявления потерпевшегоили его законного представителя, еслиданное преступление совершено в отношениилица, которое в силу зависимого илибеспомощного состояния либо по инымпричинам не может защищать свои праваи законные интересы. К иным причинамотносится также случай совершенияпреступления лицом, данные о которомнеизвестны.

Помимо законногоповода для возбуждения уголовного делатребуются достаточные основания. Всоответствии с ч. 2 ст. 140 УПК основаниемдля возбуждения уголовного дела являетсяналичие достаточных данных, указывающихна признаки преступления.

Таким образом,основания для возбуждения уголовногодела образуют фактические данные,свидетельствующие о совершениипреступления.

Для принятиярешения о возбуждении уголовного делане требуется установления всех признаковсостава преступления. Достаточноустановить наличие данных об объективнойстороне преступления, данных, подтверждающихналичие события преступления. Отсутствиесведений о субъекте преступления неможет служить препятствием к возбуждениюуголовного дела.

Если в заявленииили сообщении о преступлении имеютсядостаточные данные для возбужденияуголовного дела, следователь и дознавательдолжны немедленно возбудить дело иприступить к его расследованию.

Если же в поводедля возбуждения уголовного делаотсутствует достаточная информациядля того, чтобы сразу же возбудитьуголовное дело или отказать в этом,дознаватель и следователь проводятпроверку достаточности оснований.

Такаяпроверка может быть проведена путемосуществления следующих процессуальныхдействий: истребования в организациях,предприятиях, учреждениях и у гражданпредметов и документов, производствадокументальных проверок, ревизий,исследований с привлечением специалистадокументов, предметов, трупов, путемдачи органу дознания обязательных дляисполнения письменных поручений опроведении оперативно-розыскныхмероприятий. В исключительных случаяхмогут быть проведены такие следственныедействия, как осмотр места происшествия,осмотр трупа и освидетельствование.

Дело не может бытьвозбуждено, если имеются обстоятельства,исключающие производство по делу.Согласно ст. 24 УП К к таким обстоятельствамотносятся:

1) отсутствиесобытия преступления;

2) отсутствие вдеянии состава преступления;

3) истечение сроковдавности уголовного преследования;

4) смерть подозреваемогоили обвиняемого, кроме случаев, когдапроизводство по делу необходимо дляреабилитации умершего;

5) отсутствиезаявления потерпевшего, если дело можетбыть возбуждено не иначе как по егозаявлению;

6) отсутствиезаключения суда о наличии признаковпреступления в действиях Генеральногопрокурора или Председателя Следственногокомитета РФ, либо отсутствие согласиясоответственно Совета Федерации,Государственной Думы, КонституционногоСуда РФ, квалификационной коллегиисудей на возбуждение уголовного делаили привлечение в качестве обвиняемогочлена Совета Федерации и депутатаГосударственной Думы, судей Конституционного,Верховного и Высшего Арбитражного судовРФ и иных судей.

Источник: https://studfile.net/preview/1700583/page:24/

1. ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА, И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Лица уполномоченные возбуждать уголовные дела

Решение вопроса о-возбуждении уголовного дела-

важная и ответственная задача, имеющая непосредст-

венное отношение к укреплению социалистической за-

конности и советского правопорядка, к усилению гаран-:

тий прав и законных интересов граждан. Эта задача

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

может успешно выполняться только лицами, которые

хорошо знают действующие нормативные акты, способ-

ны дать правильную политико-правовую оценку фак-

там и определить степень их общественной опасно-

сти, несут строгую ответственность за каждое свое

действие.

Советским государством на решение данного во-

проса уполномочены только определенные органы и

должностные лица, точно указанные в законе. Соответ-

ственно ст. 3 Оонов уголовного судопроизводства ими

являются прокурор, суд, следователь и органы дозна-

ния. Все остальные учреждения, организации и лицав

том числе потерпевший от преступления, могут (иногда

даже обязаны) сообщить этим органам о преступных

фактах и требовать от них возбуждения уголовного де-

ла, но они сами не вправе принять какое-либо процес-

суальное решение.

Не вполне правильно встречающееся в процессуаль-

ной литературе положение, что по делам частного и

частно-публичного обвинения право возбуждать уголов-

ные дела принадлежит также отдельным гражданам,

потерпевшим от преступления1. В этих случаях от воле-

изъявления потерпевшего зависит наличие или отсут-

ствие повода к возбуждению уголовного дела, посколь-

ку таким поводом, в виде общего правила, признается

только его жалоба. Но круг лиц, имеющих .право на

возбуждение уголовного дела, не меняется. Процес-

суальное решение по жалобе потерпевшего, как и по

всякому другому первичному материалу о преступле-

нии, принимается органами прокуратуры, суда и пред-

варительного расследования. Потерпевший может не

согласиться с этим решением, обжалрвать его, однако

право самостоятельно возбудить дело ему не предо-

ставлено.

Вместе с тем надо иметь в виду, что органы и лица,

перечисленные в ст. 3 Основ уголовного судопроизвод-

ства, наделены различными, полномочиями. Нельзя

признать  удачным  утверждение,  что 2. Закон, наоборот, определяет их компетен-

цию по-разному, в силу чего необходимо рассмотреть

каждый из этих органов и лиц отдельно.

Статья 3 Основ уголовного судопроизводства Союза

ССР и союзных республик в числе лиц, уполномочен-

ных возбуждать уголовные дела, называет прежде все-

го прокурора, имея в виду всех прокуроров, начиная

от районных и кончая Генеральным Прокурором СССР,

и их заместителей (помощников).

Прокурор в соответствии со ст. 113 Конституции

СССР ведет надзор за точным соблюдением законов,

' имея своей задачей защиту советского строя, обществен-

ной собственности, трав .и 'законных интересов учреж-

дений, предприятий, организаций и граждан ют всяких

на них посягательств. О.н должен возглавить непосред-

ственно работу по (профилактике, предупреждению

1   правонарушений, быть организатором борьбы со всяким

/\ проявлением нарушения социалистической законности,

принимать действенные меры к тому, чтобы ни одно на-

рушение советского закона не оставалось нераскрытым

и 'ни один правонарушитель не уклонился ют отйетствен-

аости. Прокурор обязан также обеспечить 'правильное

применение 'закона, строго 'следить за тем, чтобы ни

один гражданин необоснованно не 'привлекался к от-

ветственности, 'незаконно не подвергался какому-либо

ограничению в нравах (ст. ст. 4, 17 Положения о про-

курорском надзоре в СССР).                      '~

Получив или обнаружив 'первичные сведения о пре-

ступном' деянии, прокурор принимает необходимые ме-

ры к пресечению правонарушения и решает вопрос о

возбуждении уголовного дела. В принципе он вправе при-

нять процессуальное решение по любому первичному

материалу о преступлении, 'независимо от того, кому

будет подследственно (подсудно) уголовное дело. Из

этого могут быть лишь отдельные исключения. В част-

ности, прокуроры непосредственно сами не принимают

процессуального решения по сообщениям о государст-

венных преступлениях и жалобам потерпевших по делам

частного обвинения, если последние не имеют особого

общественного значения и нет необходимости высту-

пить в защиту интересов беспомощного потерпевшего.

В первом случае прокурор направляет первичные ма-

териалы соответственно органам Комитета государст-

венной безопасности, а во втором-народному судье в

порядке ст. 114 УПК РСФСР для решения вопроса о

возбуждении уголовного дела.

Прокурор должен, в виде общего правила, принять

окончательное процессуальное решение по первичному

материалу о преступлении лично сам, не перепоручая

это органам предварительного следствия и дознания.

На этот счет имеется ряд ведомственных предписаний.

Так, в циркуляре Прокурора СССР от 25 сентября

1936 г. № 58/6 указывается: . Это же требование отчетливо выра-

жено в приказе Генерального Прокурора СССР от 19

июня 1954 г. № 3/114, в котором отмечается, что посту-,

пившие в прокуратуру материалы о преступлениях дол

Источник: http://www.adhdportal.com/book_1315_chapter_9_1._ORGANY,_UPOLNOMOCHENNYE_VOZBUZHDAT_UGOLOVNYE_DELA,_I_IKH_KOMPETENIJA.html

Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

Лица уполномоченные возбуждать уголовные дела
⇐ ПредыдущаяСтр 126 из 154Следующая ⇒

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ст. 146 УПК).

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на (ст. 40 УПК):

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст. 40 УПК, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела: виды, основания, порядок обжалования.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой ст. 145 УПК, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Обжалование.

Отказ в возбуждении уголовного дела.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица (ст. 148 УПК).

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ст.

124 УПК).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 УПК, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

В случаях, предусмотренных УПК, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Судебный порядок рассмотрения жалоб.

Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ст. 125УПК).

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 УПК.

В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Вопрос 385. Понятие и общие условия предварительного расследования. Сроки дознания и предварительного следствия: порядок исчисления и продления.

Предварительное расследование является отдельной стадией уголовного процесса и разновидностью досудебного разбирательства. Оно носит вспомогательный характер по отношению к судебному разбирательству и призвано формировать условия, при которых возможно надлежащее рассмотрение и разрешение дела судом.

Под общими условиями предварительного расследования понимаются предусмотренные уголовно-процессуальным законом правила, действующие на протяжении всего периода предварительного расследования и отражающие общие его черты и особенности. Они устанавливают универсальные требования к совершению действий и принятию решений в ходе предварительного следствия и дознания.

Общие условия предварительного расследования содержат ряд положений, регулирующих процесс ведения уголовного дела:

– субъект, характер и место производства (формы, подследственность, производство неотложных следственных действий) – ст. 150- 152,157 УПК;

– объем производства (соединение и выделение уголовных дел, выделение в отдельное производство материалов уголовного дела) – ст. 153-155 УПК;

– начальный и конечный момент производства – ст. 156,158 УПК;

– обязанности органов расследования по принятию мер об устра-нении обстоятельств, способствующих совершению преступления, по обеспечению прав и законных интересов участников процесса и других лиц (рассмотрение ходатайств, меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого, а также меры по обеспечению сохранности их имущества) – ст. 159, ч. 2 ст. 158, ст. 160 УПК;

– информационную составляющую предварительного расследования (недопущение разглашения данных предварительного следствия) – ст. 161 УПК.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня его возбуждения.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвини-тельным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК.

Срок предварительного следствия (два месяца), предусмотренный ч. 1 ст. 162 УПК, может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ.

⇐ Предыдущая121122123124125126127128129130Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x15c4.html

Субъекты, правомочные возбуждать уголовные дела

Лица уполномоченные возбуждать уголовные дела

Возбуждение уголовного дела (статьи 146 и 147 УПК) 1. При наличии законного повода и законного основания дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело своим постановлением, которое незамедлительно направляется прокурору.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору безотлагательно при появлении для этого реальной возможности. 2. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе и обязан в течение 24 часов отменить его. После возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания или производит неотложные следственные действия в порядке ст. 15 УПК, после чего направляет уголовное дело руководителю следственного органа, или же, когда по данному уголовному делу производство предварительного следствия не обязательно, производит расследование в форме дознания (ст. 149 УПК).

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения 1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Статья 147. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения 1.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя: 1) в отношении конкретного лица – в порядке, установленном частями первой и второй статьи 318 настоящего Кодекса; 2) в отношении лица, указанного в статье 447 настоящего Кодекса, – в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса. 2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. 3. Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. 4. Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла норм глав 19-20 УПК РФ, участниками стадии возбуждения уголовного дела являются: дознаватель, следователь, орган дознания, руководитель следственного органа, прокурор, суд и заявитель, а также лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении: специалист; редакция; главный редактор; лицо, предоставившее информацию СМИ; потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения; конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение.

А.

Верещагина замечает, что для определения круга участников стадии возбуждения уголовного дела следует обратиться не только к уголовно-процессуальному закону, но и к Федеральному закону “Об оперативно-розыскной деятельности”, что позволит идентифицировать их процессуальный статус “сообразно форме проведения проверки”[2] В нем законодатель перечисляет лиц, участвующих в проверке информации о совершенном, совершаемом или готовящемся к совершению преступлении:

лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее противоправное деяние; лицо, которое может располагать сведениями о тяжких или особо тяжких преступлениях; лица, по заявлению которых или с их согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и т.д.

Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом (ч.3 ст.40 УПК РФ) также предоставлены:

1) капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;

2) руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) главам дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Что касается органов дознания, которым при наличии определенных условий предоставлено право принимать процессуальные решения на стадии возбуждения уголовного дела, то к этой категории органов и должностных лиц закон относит:

органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Следует отметить, что прокурор в соответствии с УПК РФ не имеет право самостоятельно возбуждать уголовные дела. Однако, в исключительном случае, предусмотренном ч.4 ст.20 УПК РФ его согласие на возбуждение уголовного дела необходимо дознавателю, в отличие от руководителя следственного органа и следователя.

Кроме того, законодатель не предоставил право принимать решения по заявлению и сообщению о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела суду.

Так, например, мировой судья в случае подачи заявления потерпевшим или его законным представителем (ч.2 ст. 20, ч.1 ст.

318 УПК РФ) не возбуждает уголовное дело частного обвинения, а выносит постановление о принятии заявления к своему производству.

Таким образом, можно выделить субъектов, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела: лица, вовлеченные в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении (заявитель; пострадавший; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела; явившийся с повинной; специалист; понятой; представитель пострадавшего; переводчик; лицо, которому могут быть известны какие либо обстоятельства, подлежащие выяснению); государственные органы и должностные лица, уполномоченные на принятие решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 4102; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-102109.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.