Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются

Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, как альтернатива наказания в отечественном уголовном праве

Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются

Аннотация: В статье освещаются проблемы принудительных мер воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним . Приводятся примеры альтернативных наказаний которые могут быть применены к ним.

Ключевые слова: принудительные меры, меры воспитательного воздействия, несовершеннолетние , альтернатива наказанию , преступление.

FORCED MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE APPLIED TO THE MINORS, AS AN ALTERNATIVE TO PUNISHMENT IN DOMESTIC CRIMINAL LAW

Summary: The article highlights the issue of forced measures of educational influence applied to the minors . Examples of alternative sanctions which can be applied to them.

Key words: coercive measures , educational measures , juvenile , alternatives to punishment and the crime.

За период с января по декабрь 2015 года в России несовершеннолетними совершено 54 тысячи 833 преступлений, это на 4,3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, составил 4,8% (он остался на уровне прошлого года) [4].

Несовершеннолетние – особые субъекты уголовного права.

Их психика, мировоззрение еще не сформированы, поэтому даже оступившиеся и преступившие закон несовершеннолетние в силу возраста являются объектом повышенной правовой защиты.

Ведь вся их жизнь еще впереди и она зависит и от того, насколько успешно пройдет их социализация. То есть к несовершеннолетним в первую очередь должны применятся альтернативные меры наказания.

Принудительные меры воспитательного воздействия – это альтернативные меры уголовно-правового принуждения, которые в рамках уголовного закона суд применяет от имени государства к несовершеннолетним, которые совершили преступления небольшой, средней тяжести. А иногда – и тяжкие, если суд придет к выводу, что исправление этих несовершеннолетних возможно без назначения наказаний или привлечения к уголовной ответственности, а только с применением мер педагогического характера (ч. 1 ст. 90 УК РФ).

Приведенное понятие устанавливает, что мерам воспитательного воздействия, которые могут применяться к несовершеннолетним, присущи следующие основные признаки, предусмотренные УК РФ:

– это меры государственного принуждения;

– применимы к лицам, не достигшим 18 лет;

– должны назначаться в качестве альтернативы наказаниям;

– могут назначаться за совершение преступлений небольшой, средней тяжести, иногда – и тяжкие, но только если имеются предпосылки для исправления (перевоспитания) несовершеннолетних без назначения им наказания.

Мерами воспитательного воздействия являются следующие:

– предупреждение;

– передача под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо специализированных государственных органов;

– возложение обязанностей по заглаживанию причиненного вреда;

– ограничения досуга и установление особых требований и контроля за поведением несовершеннолетних (ч. 2 ст. 90 УК РФ).

Воспитательный характер принудительных мер заключается в следующем. Эти меры базируются на убеждении. С их помощью до сознания несовершеннолетних должны доводиться мысли о недопустимости совершения противоправных действий, подчеркиваться их отрицательная оценка обществом [1].

Принудительный характер указанных мер в том, что право их назначать имеют органы, которые наделены властными полномочиями (суды).

То есть, меры воспитательного воздействия назначаются вне зависимости от желания несовершеннолетних, а их исполнение обеспечивает принудительная сила государства. Кроме того, принудительный характер воспитательных мер воздействия подтверждается положением ч. 4 ст. 90 УК РФ.

В соответствии с этим положением, при систематическом неисполнении несовершеннолетними принудительных мер воспитательного воздействия они могут быть отменены, а материалы направлены в соответствующие органы с целью привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.

Такими полномочиями обладают только специализированные государственные органы (например, комиссии по делам несовершеннолетних системы МВД РФ).

Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия заключаются в сочетании методов убеждения и принуждения на несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что несовершеннолетним одновременно могут назначаться одна или несколько из перечисленных принудительных мер. Кроме того, они могут применяться как отдельно от уголовной ответственности несовершеннолетних (ст.

90), так и в ее рамках (ст. 92 УК РФ).

Такие возможности, предоставляемые уголовным законом, позволяют максимально учесть характер и степень общественной опасности преступлений, личность виновных, а также оптимально обеспечить эффекты воспитательных воздействий.

Нельзя не отметить, что в России, на наш взгляд, необходимо развитие, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей мер, аналогичных западной пробации.

В сущности, надзор за этой и другими категориями правонарушителей существует, однако он зачастую носит формальный характер и нередко ограничивается лишь необходимостью отмечаться в определенных структурах.

Это нередко сводит на нет заложенный в самой мере воспитательный эффект.

Для несовершеннолетних, совершивших имущественные преступления, на наш взгляд, необходимо создавать условия, позволявшие им заработать, чтобы возместить причиненный ущерб [3].

Поэтому необходимо развитие системы мер, аналогичных обязательным работам, но чтобы заработанные средства шли не в доход государства, а в счет возмещения причиненного ущерба.

На наш взгляд, такую систему можно было бы создать на базе существовавших когда-то УПК (учебно-производственных комбинатов), которые имели как образовательную, так и производственную базу.

Их (или то, что от них осталось, если еще осталось) можно было бы перепрофилировать в структуры, направленность которых – перевоспитание несовершеннолетних трудом, а также предоставление им возможности возместить причиненный пострадавшим ущерб. Впрочем, в условиях перманентных экономических кризисов сделать это достаточно сложно…

Отметим, что применение к несовершеннолетним именно иных мер уголовно-правового характера наибольшую приобретает актуальность, так как они позволяют продолжить обучение, профессиональную подготовку и т.д., то есть не ломает юным людям жизнь, а способствует их социализации.

Библиографический список

1. Антохина А. Б. Институт мер уголовно-правового характера как форма реализации уголовной ответственности// Право и практика. Издательство: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права» (Москва). 2013. №1. С. 112 – 119.

2. Меры, связанные и не связанные с лишением свободы. Альтернативы тюремному заключению. Пособие по оценке систем уголовного правосудия. Организация объединенных наций. Нью-Йорк, 2010. – 40 с.

3. Новикова Е. А. Сущность ограничения свободы по законодательству зарубежных стран// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. Издательство: Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Нижний Новгород). 2014. № 2 (26). С. 246 – 249.

4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: [http://crimestat.ru/analytics/].

Лаврентьев Андрей Сергеевич – курсант

ФКОУ ВО Самарского юридического института ФСИН России (СЮИ ФСИН России)

Научный руководитель – Биченова А.Р., преподаватель кафедры УиУИП

г.Самара, Россия

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема причины и условия преступности несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях ФСИН России.

Ключевые слова: причины преступности, воспитательная колония, преступность несовершеннолетних



Источник: https://infopedia.su/3xcf9c.html

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних: ст. 90 УК РФ в 2020 году

Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются

Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.

Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.

В соответствии с действующими уголовными нормами несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного преследования:

  • На общих основаниях;
  • По специальным основаниям, которые применимы в отношении несовершеннолетних.

Как правило, чтобы избежать наказания по уголовному законодательству, в отношении несовершеннолетнего нарушителя должны быть установлены определенные обстоятельства, которые указаны в УК РФ. Среди таких обстоятельств можно выделить:

  • Искреннее раскаяние и осознание всех последствий совершенного деяния (ст.75 УК РФ);
  • Примирение всех сторон конфликтной ситуации (ст.76 УК РФ);
  • В связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ).

Стоит отдельно отметить, что если несовершеннолетний будет освобожден от ответственности из-за истечения сроков давности, то тут будут применены несколько иные нормы УК. В частности, в отношении несовершеннолетних сроки давности устанавливаются в несколько иных объемах:

  • Преступления легкого характера – 1 год;
  • Преступные деяния средней степени тяжести – 3 года;
  • При тяжких нарушениях – 5 лет;
  • В случае совершения общественно опасного деяния особо тяжкого характера – 7,5 лет.

Отдельно обратим внимание, что в отношении несовершеннолетних нарушителей также могут быть применены разные формы смягчения наказания, в том числе помилование и амнистия.

Проблемные вопросы применения принудительных мер воспитательного воздействия

Преступность несовершеннолетних является социально-правовой проблемой, ее решение возможно лишь путем применения комплекса мер, среди которых на первый план выступает не наказание с его карательным воздействием, а уголовно-правовые меры, заменяющие его.

«Преимуществом названных мер является то, что они, имея педагогическое содержание, предоставляют лучшие в сравнении с мерами уголовного наказания условия для развития положительных качеств личности… они направлены на «возвращение» несовершеннолетних правонарушителей в общество, ограждение их от пагубного влияния тюремной среды и взрослого криминалитета».

Принудительные меры воспитательного воздействия являются специальным институтом, предусмотренным в уголовном законодательстве Российской Федерации. Воспитательная направленность является содержанием данных мер. Принудительные меры воспитательного воздействия носят строго индивидуальный характер и назначаются только судом.

Отсутствие в УК РФ положений о целях принудительных мер воспитательного воздействия является существенным пробелом. Именно поэтому в отечественной научной литературе не стихают дискуссии по данному вопросу. Большинство учёных сходятся во мнении, что воспитательное воздействие направлено на исправление несовершеннолетних нарушителей, и предупреждение совершения ими новых преступлений.

Меры воспитательного воздействия должны помочь сформировать у несовершеннолетнего правонарушителя положительные качества личности, уважительное отношение к человеку и обществу, окружающему миру, помочь избавиться от недостатков в воспитании.

Порядок их применения установлен в ст. 90 — 92, 96 УК РФ. По данному вопросу различные авторы отмечали, что несовершеннолетние правонарушители значительно легче поддаются исправительному воздействию и потому применять к ним суровые меры наказания в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно.

Согласно ст. 90 УК РФ освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применение к нему принудительных мер воспитательного воздействия возможно только при одновременном наличии следующих двух условий:

  1. несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести (формальный критерий);
  2. судом признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный критерий).

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько различных принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 3 ст. 90 УК РФ):

  1. предупреждение, состоящее в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;
  2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, которые обязаны осуществлять воспитание несовершеннолетнего и контроль за его поведением;
  3. возложение с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков обязанности загладить причиненный вред;
  4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, что может выражаться, например, в запретах посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа; предъявление требования возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

При этом законодатель не устанавливает каких-либо критериев, которые могли бы дать основание суду полагать, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто без привлечения его к уголовной ответственности.

В главе 14 УК РФ названы случаи, когда суд при установлении меры ответственности должен назначить ему уголовное наказание:

  1. если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, но суд не признал возможным его исправление путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  2. если несовершеннолетний совершил тяжкое или особо тяжкое преступление;
  3. если суд решил применить уголовное наказание вместо ранее назначенной принудительной меры воспитательного воздействия, которую несовершеннолетний систематически не исполнял (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Общим основанием для применения любой принудительной меры воспитательного воздействия является признание того, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. При этом, правоприменитель должен руководствоваться ст. 60 и ст. 89 УК РФ, т.е.

учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности и т.д. Однако такие же критерии установлены и при определении несовершеннолетнему меры наказания.

Следовательно, решение здесь будет приниматься также и с учетом внутреннего убеждения правоприменителя.

Также в ст. 90 УК РФ указано, что такие меры применяются только к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Применительно к помещению несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием законом (ст. 92 УК РФ) предусмотрены особые основания, а именно:

  1. несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы, совершил преступление средней тяжести или тяжкое преступление;
  2. несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода;
  3. несовершеннолетний совершил преступление, не указанное в ч. 5 ст. 92 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно в случаях, когда несовершеннолетний совершил любое преступление, кроме особо тяжкого и за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ.

При этом правоприменитель принимает такое решение с учетом общих положений ст. 60 и ст. 89 УК РФ, на основании своего внутреннего убеждения в случаях, когда применение любого наказания к несовершеннолетнему нецелесообразно ввиду возможности его исправления без применения такового.

В соответствии со ст. 90 УК РФ, если несовершеннолетний систематически не исполняет принудительные мери воспитательного воздействия, данная мера может быть отменена, а материалы направлены для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В ст. 92 УК РФ данная замена наказания не предусмотрена.

И у правоприменителя может возникнуть вопрос, что делать с несовершеннолетним, уклоняющимся от нахождения в учебно-воспитательном учреждении, либо наущающем его режим пребывания. Так же в законе не указано, возможно, ли применение ст. 92 УК РФ, в случае уклонения несовершеннолетнего, по аналогии со ст. 90 УК РФ.

Решение данной проблемы существенно облегчит работу правоприменителя.

Источник: https://tel-sprav-cheljabinsk.ru/ugolovnyj-kodeks/mery-vospitatelnogo-vozdejstviya.html

1.В чём заключается особенность уголовной ответственности несовершеннолетних?2.Какие – Школьные Знания.com

Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются

Ответ:

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами “б” и “г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.

4.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Основания применения принудительных мер воспитательного воздействия:

– деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

– исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

Принудительными мерами воспитательного воздействия являются:

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием).

Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.

Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков.

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

Объяснение:

Источник: https://znanija.com/task/36962749

Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом принудительных мер воспитательного воздействия

Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются

Быданцева, О. А. Несовершеннолетние подсудимые и применение к ним судом принудительных мер воспитательного воздействия / О. А. Быданцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67233/ (дата обращения: 21.11.2020).



Важно помнить, что исполнение мер в отношении несовершеннолетних подсудимых держится на принципах минимального вмешательства, гуманности, законности, участия общественности и всесторонней защиты их прав.

Для российского общества вопрос борьбы с детской и подростковой преступностью, а также вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства всегда были и будут одними из самых важных и приоритетных направлений при рассмотрении дел в деятельности судов.

Важным этапом в этой сфере явилось принятие Верховным Судом РФ Постановления № 1 01.02.

2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», который определил принципиальный подход осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних подсудимых, который выражается в индивидуальном подходе к исследованию обстоятельств совершенного преступления и способствует эффективному и справедливому обращения с подростком.

Политика государства в отношении несовершеннолетних заключается в применении к ним уголовного наказания как крайней меры ответственности, а при совершении преступлений, не представляющих общественную опасность — ограничение в виде освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, под которыми понимаются меры государственного принуждения к несовершеннолетним, доведения до их сознания отрицательной оценки противоправного поступка, исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Указанные цели достигаются посредством предупреждения, передачей под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированному государственному органу, ограничению досуга и установлению особых требований к поведению подростка.

https://www.youtube.com/watch?v=GCgJYg8FjxE

Освобождение несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия имеет ряд своих особенностей. Во-первых, основанием для их применения является наличие сведений о возможности исправления несовершеннолетнего без назначения уголовного наказания (ч. 1 ст. 90 УК РФ).

Во-вторых, применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно только в отношении лиц, не достигших 18 летнего возраста. В-третьих, отсутствует обязательное условие — совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые (ч. ч. 2 и 3 ст.

15 УК РФ), что позволяет применить меры воспитательного воздействия вне зависимости от наличия у несовершеннолетнего судимости.

В-четвертых, в отличие от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, меры воспитательного воздействия связаны с установлением определенных требований к несовершеннолетнему и его законным представителям, которые должны максимально содействовать их исправлению и соблюдению закона.

При определении оснований для применения принудительных мер воспитательного воздействия суд должен принимать во внимание все данные, характеризующие личность несовершеннолетнего правонарушителя, в том числе сведения о его окружении, обстоятельства и степень тяжести совершенного преступления, наличие у него места учебы или работы, возраст подсудимого, родителей (законных представителей), постпреступное поведение подростка, принятие подростком мер по заглаживанию причиненного вреда, способ которых особого значения не имеет.

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Назначая несовершеннолетнему меры воздействия в виде передачи его под надзор родителей или других лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что эти лица имеют исключительно положительное влияние на подростка и могут обеспечить надлежащий контроль за ним, для чего необходимо истребовать характеризующие данные, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность обеспечить подростка материально и т. д. Кроме того, суд должен получить согласие родителей несовершеннолетнего подсудимого или законных представителей на передачу им подростка под надзор. При его отсутствии несовершеннолетний может быть передан под надзор в специализированный государственный орган, которым является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП). Передача под надзор тесно связана с обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их, согласно ст. 38 Конституции РФ).

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия с поступлением соответствующего ходатайства прокурора или следователя с согласия прокурора, так и на стадии судебного разбирательства. На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего подсудимого от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического (не менее 3 раз) неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, эта мера воспитательного воздействия по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Таким образом, правильное и обоснованное применение принудительных мер воспитательного воздействия судом к несовершеннолетним подсудимым является эффективным и по-своему щадящим средством воздействия на девиантное поведение подростка.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 декабря 2010 г. — М.: Эксмо, 2010.

Источник: https://moluch.ru/archive/296/67233/

Уголовный кодекс Российской Федерации

Мерами воспитательного воздействия применяемыми к несовершеннолетним являются
Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок. 2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. 3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день. 4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. 5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. 6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. 6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину. 6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса. 7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему

1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. 2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. 2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. 3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами “б” и “г” части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. 4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Статья 91. принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом. 2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. 3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. 4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Статья 92. Освобождение от наказания несовершеннолетних

1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса. 2. Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. 3. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры, либо если у него выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении. 4. Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате уклонения его от пребывания в указанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении не может превышать трех лет. В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего. 5. Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, частью первой статьи 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частью первой статьи 206, частью второй статьи 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229, статьей 360 настоящего Кодекса, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

Статья 93. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление; б) утратил силу; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Статья 94. Сроки давности

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Статья 95. Сроки погашения судимости

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны: а) шести месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы; б) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести; в) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо воспитательную колонию.

« Глава 13 | Глава 15 » УКРФ

Реклама. Предлагаем вам заказать! Купить реферат срочно без предоплаты. Недорого.

Источник: https://www.uk-rf.com/glava14.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.