Меры уголовно процессуального принуждения применяются

Лекция первая. Меры уголовно-процессуального принуждения

Меры уголовно процессуального принуждения применяются

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

План

1 Понятие и признаки мер уголовно-процессуального принуждения. Гарантии законности и обоснованности применения мер принуждения

2 Виды мер уголовно-процессуального принуждения

3 Задержание подозреваемого. Основания. Порядок

4 Меры пресечения. Понятие, значение

5 Общие основания, цели и порядок применения мер пресечения

6 Отмена или изменение меры пресечения

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность мер государственного принуждения к тем лицам, которые не исполняют требования закона, либо для предупреждения возможного ими неисполнения.

Целью государственно-правового принуждения является воздействие на волю субъекта по обеспечению его надлежащего поведения. Реализация такового возможна исключительно через правоприменительную деятельность.

Другими словами под государственным принуждением следует понимать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства. Государственно-правовое принуждение есть средство правоохранительной деятельности государства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер. Применяют эти меры как государственные органы, так и должностные лица в пределах своих полномочий.

Они применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащего поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для успешного хода и порядка ведения уголовного судопроизводства.

Общий порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения заключается в возможности их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они применяются. Принуждение, прежде всего, выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных прав и иных субъективных прав граждан.

К таким мерам относятся: задержание и арест, домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении, отстранении от должности, наложение ареста на имущество и т.п.

Внешнее принуждение выражается в форме психического, физического или морального воздействия на поведение субъекта как с целью пресечения, так и с целью предупреждения его неправомерного поведения.

Меры уголовно-процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства воздействия на поведение участников процесса, порядок применения которых четко урегулирован законом.

Особенностью этих мер является то, что они предусматривают вторжение их в сферу конституционных прав и свобод человека и гражданина. Эти меры выражаются в применении физического, психологического или материального воздействия на субъекта.

Принудительный характер уголовно-процессуальных мер обеспечивает, соответственно, должное поведение граждан. Меры уголовно-процессуального принуждения по своему характеру не одинаковы и потому они преследуют различные цели. Отсюда, эти меры можно подразделить на средства пресечения, предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения.

Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения существенно ограничивают конституционные права и свободы граждан, поэтому нужны надежные процессуально- правовые гарантии, которые должны обеспечивать законность, обоснованность их применения.

Следует помнить, что права и свободы человека, гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение оборонной стороны и безопасности государства (ст.

55 Конституции РФ). Уголовно-процессуальный закон в этой связи четко определяет основания, условия и процессуальный порядок их применения. Применение этих мер недопустимо, если это не вызывается необходимостью.

Принимая решение о применении той или иной меры принуждения, должностное лицо, которое применяет это решение, должно убедиться в том, что исчерпаны или невозможностью применить иные способы воздействия на поведение участников процесса. Принудительный характер этих мер позволяет обеспечивать должное поведение людей.

Здесь следует заметить, что уголовно-процессуальное принуждение носит превентивный характер. Оно действует только тогда, когда имеется основание считать, что поведение лица требует его применения.

К мерам предупредительно-обеспечительного характера можно отнести: привод, задержание, отобрание обязательства о явке, меры пресечения. Другие меры обеспечивают собирание доказательств по уголовному делу, например, обыск, выемка. Третьи направлены на обеспечение возмещения причиненного преступлением ущерба или возможной конфискации имущества, например, наложение ареста на имущество.

К мерам уголовно-процессуального принуждения относятся меры уголовно-процессуальной ответственности.

К ним можно отнести: временное отстранение от должности, денежное взыскание за несвоевременную явку в суд, замечания судьи в адрес нарушителей порядка в зале судебного заседания, удаление из зала суда, отмена приговора, отмена иного состоявшегося процессуального деяния. Шестой раздел УПК, именуемой как «Меры процессуального принуждения», предусматривает три группы таких мер:

1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК);

2) меры пресечения (гл. 13 УПК);

3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК).

Рассмотрим в отдельности каждую из мер процессуального принуждения. Так, задержание подозреваемого – этомера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором на срок более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11ст. 5 УПК).

Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Часть вторая ст.

91 УПК устанавливает также дополнительные основания к задержанию: при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении лица меры пресечения в виде заключение под стражу.

После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю, или прокурору в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК. В протоколе указывается дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания, результаты личного обыска и другие обстоятельства его задержания.

В течение 12 часов необходимо сообщить об этом прокурору в письменном виде. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждения уголовного дела или его фактического задержания. Допрос его осуществляется в порядке ч. 2 ст. 46, ст. 189 и 190 УПК.

Закон устанавливает сроки задержания, а также момент, с которого начинается его исчисление.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо если суд не отложил окончательное принятие решения в порядке, установленном п. 3 ч. 6 ст. 108 УПК.

Судья, рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения – заключение под стражу, вправе отложить принятие решения по ходатайству стороны на срок не более 72 часов для предоставления стороной дополнительных доказательств относительно обоснованности задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу не поступило в течении 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается. Начальник места содержания под стражей уведомляет об этом орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурору.

Среди мер уголовно-процессуального принуждения значительное место занимают меры пресечения. Меры пресечения – это принудительные средства воздействия уголовно-процессуального характера, применяемые компетентными государственными органами и должностными лицами, наделенными правом их применения.

Меры пресечения могут быть применены только в отношении обвиняемого и в исключительных случаях к подозреваемому (ст. 100 УПК).

При этих условиях обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу в тот же срок с момента задержания.

Если в указанный срок не состоится предъявление обвинения, то мера пресечения должна быть отменена. Закон точно определяет основание, порядок и условия применения мер пресечения (ст. 97 УПК). Перечень мер пресечения носит исчерпывающий характер.

УПК в системе мер пресечения называет: подписку о невыезде и надлежащим поведении личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Меры пресечения применяются только в рамках возбужденного уголовного дела.

Вывод о необходимости применения мер пресечения основан на предположении, что обвиняемый может скрыться от следствия или суда либо иным образом воспрепятствовать обеспечению назначения уголовного судопроизводства.

Перечень обстоятельств, указанный в ст. 99 УПК, не является исчерпывающим. При выборе меры пресечения могут учитываться и иные обстоятельства. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает надобность.

Она может быть изменена как на более строгую, так более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания.

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена исключительно только судом.

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1011 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-51670.html

Понятие мер процессуального принуждения, основания и условия их применения

Меры уголовно процессуального принуждения применяются

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6Следующая ⇒

По мнению большинства исследователей возможность применения принуждения является важнейшим признаком государственности и гарантии права, его эффективного действия, как регулятора общественных отношений. Поэтому в правовой литературе проблема принуждения всегда была и остается актуальной.

Перед уголовным судопроизводством Российской Федерации стоят задачи, относящиеся к защите прав, законных интересов организаций и лиц, которых коснулось преступление, также защите личности от необоснованного, незаконного обвинения, осуждения, а также назначению справедливого наказания и реабилитации каждого, кто подвергся уголовному преследованию необоснованно (ст. 6 УПК РФ).[1]

Реализация указанных задач возложена на органы дознания, предварительного следствия, прокуроров и суды, а эффективность их деятельности обеспечивается законным и обоснованным применением мер уголовно-процессуального принуждения. Чаще всего граждане свои процессуальные обязанности выполняют добровольно и добросовестно.

Но нередки ситуации, в которых отдельные лица их не выполняют, всячески стараются противодействовать органам осуществляющим производство по уголовным делам (уничтожают вещественные доказательства, запугивают или подговаривают очевидцев не давать показания, скрывают похищенное имущество, противодействуют исполнению судебных приговоров и других судебных решений скрываются от органов уголовного судопроизводства, ). В целях пресечения, предупреждения и нейтрализации такого противодействия государство возлагает обязанность на органы расследования, прокуратуру и суды проводить с такими лицами разъяснительную, и воспитательную работу, требуют убеждать их в необходимости добросовестного выполнения гражданского долга, а при отсутствии от проводимых мероприятий положительных результатов разъяснительного и воспитательного характера, а также убеждения – применять к участникам уголовного процесса меры государственного принуждения, в том числе, связанных с ограничением личной свободы.

Говоря о мерах принуждения в широком смысле слова, стоит привести точки зрения различных ученых.

По мнению А.И.

Каплунова:[2]«…государственное принуждение как один из методов государственного руководства обществом, состоит в применении государственными органами и должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз»[3].

Уголовно-процессуальное принуждение есть метод государственного воздействия, проявляющийся в правовых ограничениях личностного, имущественного или организационного характера участников уголовно-процессуальной деятельности.

Меры процессуального принуждения применяются в целях решения задач правосудия и в предусмотренной законом процессуальной форме. Так А.П. Рыжаков упоминает о трех обязательных требованиях, которые должны выполняться при избрании мер процессуального принуждения:

1. Они избираются только в сфере уголовного судопроизводства.

2. Лица, к которым будут применяться меры процессуального принуждения, порядок и условия их реализации должны быть регламентированы законом.

3. Законность и обоснованность применения мер процессуального принуждения обеспечивается системой уголовно-процессуальных гарантий, прокурорским и судебным надзором[4].

Таким образом, меры государственного принуждения, как составная часть государственных функций, направлены на обеспечение реализации норм права.

Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяются и независимо от проводимых мероприятий воспитательного и разъяснительного характера в порядке обеспечения с их помощью надлежащего поведения участников процесса для гарантирования интересов уголовного судопроизводства.

Учитывая, что государственное принуждение связано с суще­ственными ограничениями установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантии законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуждения.

В литературе высказан ряд суждений относительно признаков, характеризующих сущность уголовно-процессуального принуждения. Во-первых, отмечается государственно-властный характер отношений, складывающихся и развивающихся при применении конкретных мер уголовно-процессуального принуждения, выступающих в виде властеотношений.[5] Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физическом, материальном, психологическом или моральном воздействии государственного органа на то или иное лицо, участвующее в судопроизводстве. Уголовно-процессуальное принуждение всегда связано с определенными ограничениями тех или иных прав и свобод участников процесса.

Именно правоограничительный критерий и является, как правило, основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер.

И еще существенная черта, характеризующая уголовно-процессуальное принуждение: применяется оно тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей не возникает не­обходимость в принуждении.

И в то же время при возникновении конфликтной ситуации в ходе уголовного судопроизводства, когда тот или иной участник противится и свои уголовно-процессуальные обязанности не выполняет, появляются основания для применения уголовно-процессуального принуждения[6].

Следует в то же время иметь в виду, что в некоторых случаях уголовно-процессуальное принуждение не выступает реакцией только на противостояние закону и убеждению, его применение может быть обусловлено обстоятельствами, вытекающими из сложности и необходимости обеспечения тех или иных задач уголовного судопроизводства[7].

Прежде всего, уголовно процессуальное принуждение противостоит свободному волеизъявлению лица. Это становится ясно из самого определения понятия принуждения, т.е. принудить — заставить что либо совершить.

Поэтому главным в принуждении является то, что оно осуществляется независимо от желания и воли участников процесса. В связи с этим для разграничения принудительного от не принудительного используется такой критерий как психическое отношение субъекта к возложенной на него обязанности.

Исключает принуждение добровольное его выполнение. Такой подход подчеркивает необходимость исключительного использования принуждения.

Таким образом, к мерам принуждения относятся процессуальные действия и решения, осуществляемые против воли заинтересованных лиц.

По общей теории условием применения уголовно-процессуального принуждения, является то, что применяются оно должностным лицом, либо тем органом, в производстве которого в данный момент находится уголовное дело, т.е дознавателем, следователем, прокурором или судом.

Сказанное означает, что такие меры применяются на всем протяжении всего уголовного судопроизводства. Стадия исполнения приговора составляет исключение, а также стадия возбуждения уголовного дела, т.е тогда, когда арсенал следственных действий еще не включен вообще.

Меры уголовно-процессуального принуждения применяются не только к лицам, подвергаемым к уголовному преследованию (подозреваемый, обвиняемый), но и в отношении других участников уголовного судопроизводства. Например, при неявке без уважительных причин приводу могут быть подвергнуты как подозреваемый и обвиняемый, так и другие участники уголовного судопроизводства (статья 113 УПК).[8]

Меры процессуального принуждения могут быть применены при наличии указанных в законе оснований, под которыми понимаются конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость принудительного воздействия.

При применении принудительных мер пресекательного характера (привод, задержание) эти обстоятельства, например, выражаются в предполагаемых или совершаемых противоправных действиях лица. Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения.

Они применяются по мотивировочному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению(домашний арест, заключение под стражу, временное отстранение от должности.)[9]

Меры уголовно-процессуального принуждения применяются в целях обеспечения функций уголовного преследования и разрешения дела по существу, а также в целях собирания доказательств и обеспечения гражданского иска по уголовному делу.

Так, задержание подозреваемого и применение меры пресечения обязаны обеспечить функции уголовного преследования и разрешения дела; собирание доказательств в виде показаний участников уголовного судопроизводства, привод свидетеля или потерпевшего – а наложение ареста на имущество – гражданский иск, предъявленный по уголовному делу.

Таким образом, делаем вывод о том, что обеспечение целей и задач уголовного процесса с помощью уголовно-процессуального принуждения, а также гарантирование прав и законных интересов личности при их применении сегодня являются актуальными проблемами, привлекающими внимание многих ученых.

В настоящее время российские ученые-процессуалисты продолжают вести активные поиски оптимальных вариантов правовой регламентации такого института уголовно-процессуального принуждения, который бы максимально полно отвечал задачам формирования нашего правового государства, демократическим формам и методам осуществления уголовного судопроизводства.

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

Date: 2015-08-24; view: 894; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/5-41104.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.