Меры воспитательного характера

Сравнительное уголовное право

Меры воспитательного характера

Институт принудительных мер воспитательного характера непосредственно предусмотрен в УК всех стран СНГ и Балтии, бывших югославских республик. В других странах они предусмотрены только специальными законами о несовершеннолетних. В Болгарии, Сербии и Эстонии воспитательные меры предусматриваются как в УК, так и в специальном законе.

В большинстве стран СНГ, а также Латвии и Монголии рассматриваемая категория именуется «принудительные меры воспитательного характера», в Узбекистане — просто «принудительные меры», в Литве — «меры воспитательного воздействия», в бывших югославских республиках — «воспитательные меры», в Польше — «меры воспитания, лечения или исправления», во Франции — «меры защиты, помощи, надзора и воспитания», в Японии — «меры защиты» и т.д.

По УК Судана меры в отношении несовершеннолетних отнесены к общей категории «мер по надзору и исправлению» наряду с мерами в отношении престарелых и душевнобольных. В УК ряда стран воспитательные меры рассматриваются как разновидность мер безопасности.

Юридическая природа воспитательных мер определяется неоднозначно. В большинстве стран мира они выступают как одна из форм реализации уголовной ответственности несовершеннолетних наряду с наказанием.

В то же время по УК стран СНГ (кроме Казахстана) и Литвы воспитательные меры могут применяться как при освобождении от уголовной ответственности, так и при освобождении от наказания. Таким образом, в указанных странах, в зависимости от ситуации, воспитательные меры выступают либо как альтернатива уголовной ответственности либо как способ ее реализации.

Согласно УК стран СНГ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или также средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В УК России содержится аналогичная формулировка, из которой в 2003 году было исключено условие «впервые».

В УК Грузии наказания или принудительные меры воспитательного воздействия объединены понятием «меры уголовного воздействия в отношении несовершеннолетних».

По законодательству Албании, Алжира, Болгарии, Казахстана, Латвии, Монголии, Франции, Эстонии воспитательные меры применяются только при освобождении несовершеннолетнего от наказания в качестве альтернативной меры.

В странах, где для совершеннолетних определенной возрастной группы установлен специальный «некарательный» режим уголовной ответственности, воспитательные меры соответствующим лицам назначаются вместо наказания.

Так, согласно УК Таиланда, если ребенок, достигший возраста 7 лет, но не достигший возраста 14 лет, совершает деяние, признаваемое законом преступлением, он не может быть наказан, но суд имеет право: вынести ребенку предупреждение и потом отпустить его; передать ребенка родителям или опекуну при условии, что родители или опекун позаботятся о том, чтобы ребенок не причинял вреда в течение предписанного судом срока, не превышающего 3 лет.

В Мали аналогичные меры применяются в порядке процедуры посредничества, обеспечивающего примирение между несовершеннолетним правонарушителем и потерпевшим.

Наиболее часто национальные законодательства предусматривают следующие воспитательные меры:

  • предупреждение или выговор;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо соответствующего государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
  • передача в подходящую семью;
  • помещение в режим помощи;
  • общественные работы;
  • возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему;
  • помещение в воспитательное учреждение.

Как показывает приведенный выше список, некоторые из воспитательных мер (например, общественные работы) отличаются от наказаний только по формальным признакам.

Наиболее строгой мерой воспитательного характера является помещение в воспитательное (лечебно-воспитательное) учреждение, поскольку она в наибольшей мере ограничивает свободу несовершеннолетнего.

В национальных законодательствах воспитательное учреждение терминологически обозначается по-разному: «учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение»; «воспитательное училище-интернат».

По УК Эстонии в качестве двух самостоятельных мер предусмотрено помещение в воспитательный дом для молодежи или в школу-интернат и помещение в школу для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания.

УК Федерации Боснии и Герцеговины и Македонии различают помещение в воспитательное и воспитательно-исправительное учреждение (в УК Македонии — «дом образования и исправления»). Последнее отличает более строгий режим.

УК Черногории помимо воспитательного и воспитательно-исправительного, предусматривают также возможность помещения несовершеннолетнего в учреждение для лечения и профессиональной подготовки.

В Испании различается помещение в учреждения с закрытым, полуоткрытым и открытым режимом, а также помещение в лечебное учреждение.

Во Франции, согласно Ордонансу 1945 года, судья может поместить несовершеннолетнего в воспитательное учреждение или учреждение профессионального обучения; направить в медицинское или медико-педагогическое учреждение; передать в интернат для несовершеннолетних правонарушителей («учреждение надзираемого или исправительного воспитания»).

УПК Марокко различает следующие меры: а) помещение подростка в воспитательное или образовательное государственное или частное учреждение, приспособленное для этого; б) помещение подростка в лечебное либо в лечебно-воспитательное учреждение; в) помещение подростка в интернат для юных правонарушителей школьного возраста.

Законодательство стран СНГ бывших югославских республик, Литвы и некоторых других государств более или менее подробно раскрывает содержание каждого из видов воспитательных мер.

Так, согласно УК стран СНГ предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным законом.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на соответствующий орган исполнительной власти обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения соответствующего государственного органа.

На несовершеннолетнего может быть также возложена обязанность продолжить образование либо трудоустроиться с помощью соответствующего государственного органа. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего может предусматривать, кроме этих, и иные меры.

В некоторых странах аналогичная воспитательная мера носит название «контролируемой свободы».

Воспитательная мера в виде ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего имеет определенное сходство с институтом условного осуждения, поскольку в случае нарушение ее условий грозит несовершеннолетнему применением реального наказания.

Так, согласно УК стран СНГ в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия эти меры по представлению соответствующего государственного органа отменяются и материалы направляются в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Источник: https://isfic.info/sravn/gran136.htm

4. Принудительные меры воспитательного воздействия

Меры воспитательного характера

Принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные в ст. 90 УК – меры государственного принуждения, назначаемые несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой или средней тяжести, если установлено, что с помощью этих мер может быть достигнуто его исправление.

При этом лицо освобождается от уголовной ответственности (ст.90 УК). Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно и при освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания (но с привлечением его к уголовной ответственности), если суд считает, что его исправление возможно без изоляции от общества (ст.

92 УК РФ К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся:

а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их за меняющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

5. Реквизиция

В гражданском праве РФ одно из оснований прекращения права собственности – это реквизиция. Согласно ст.

242 ГК в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.

Лекция 17. Система права.

  1. Система права: понятие и ее основные элементы.

  2. Система отраслей российского права.

  3. Соотношение системы права и системы законодательства.

СИСТЕМА ПРАВА внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права.

Система права – это внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основными элементами системы права являются норма права, институт права и отрасль права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент системы права.

0ТРАСЛЬ ПРАВА совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. Отрасль права – это основное и наиболее крупное объединение юридических норм.

Деление права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения разнообразны и юридические нормы, входящие в систему права, как бы специализируются в регулировании какого-то вида общественных отношений. В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.

Под методом правового регулирования понимаются совокупность способов и приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Метод правового регулирования включает несколько компонентов:

А) порядок возникновения прав и обязанностей сторон, из закона, договора, акта применения права;

Б) степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей – равенство сторон или же отношения власти – подчинения;

В) способы обеспечения прав и обязанностей – судебный или административный порядок.

Различают два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, например в административном праве.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права. Выделяют также и другие методы: альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания.

По характеру целей правового регулирования:

– публичное право – совокупность отраслей права, регламентирующих отношения, связанные с обеспечением общего государственного (публичного) интереса – конституционное, административное право;

– частное право – совокупность отраслей права, обеспечивающих защиту индивидуальных (частных) интересов физических и юридических лиц – гражданское, семейное право.

Отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные отрасли права закрепляют формы собственности, порядок образования и структуру государственных органов, правовой статус граждан, права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли права закрепляют процедурные формы, необходимые для защиты материального права, реализации прав и обязанностей субъектов.

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида.

Разделение норм по отраслям права – один из главных качественных критериев, который позволяет сориентироваться в многообразных правовых предписаниях, структурно выделить те из них, которые регулируют данную группу общественных отноше­ний.

Институт права – более “мелкое” подразделение норм права по сравнению с отраслью права. Отрасль права состоит из норм, группирующихся в институты, т.е. включает в себя институты права. Институты права могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Так, в отрасль конституционного права входит институт гражданства, содержащий нормы, определяющие порядок признания, приобретения и прекращения граж­данства Российской Федерации.

Эти нормы имеют особенное содержание по сравне­нию с нормами, регулирующими порядок избрания представительных органов госу­дарства и входящими в другой институт того же конституционного права.

В отрасль трудового права входят группы норм, объединенные в институты трудового договора, времени труда и отдыха, дисциплинарной ответственности и т.п. В развитых отраслях права отдельные институты права объединяются в общую и особенную части отрасли права.

Норма права, институт права и отрасли права – это системно связанные между собой элементы. Нормы права определенным образом объединяются в институты права, институты права – в отрасли права. В свою очередь, упорядоченная взаимосвязь отраслей права образует систему права.

Источник: https://studfile.net/preview/5316385/page:23/

91 статьи Уголовного кодекса о методах воспитательной работы с несовершеннолетними

Меры воспитательного характера

Обществу трудно смириться с тем, что количество преступлений, совершённых детьми и подростками, с каждым годом возрастает, поэтому законодателем была введена глава 14, одной из основных норм которой является 91 статья УК РФ.

Она регламентирует виды и способы применения мер по воспитательному воздействию на молодых правонарушителей.

Большинство преступников начинают свою криминальную карьеру в весьма юном возрасте, что обусловлено множеством социальных и психологических факторов, а уголовное преследование и реальный срок наказания грозят ещё большей маргинализацией.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Общие понятия и комментарии

Положения 14 главы УК РФ рассматривают ответственность несовершеннолетних не только в качестве назначения наказания за конкретный поступок. Они также предполагают наличие возможности применения иных правовых средств.

Статья 91 Уголовного кодекса РФ звучит как « принудительных мер воспитательного воздействия» и описывает методы воспитательной работы с несовершеннолетними.

Виды:

  1. Предупреждение – разъяснение виновному того ущерба, которое нанесли его действия, а также последствия совершения новых правонарушений. Данный способ целесообразно применять,если подросток действительно раскаивается в своём злодеянии (к примеру, он не отказывается возместить причинённый ущерб).
  2. Передача под надзор – заключается в обязательстве родителей или опекунов, а также специальных учреждений, контролировать деятельность и поступки несовершеннолетнего. Может рассматриваться не только как наказание самому виновному, но как санкция по отношению к родителям или опекунам, которые в недостаточной мере оказывали влияние подростка, что привело к совершению злодеяния. При этом для применения данной меры суд должен получить их письменное согласие.
  3. Обязанность исправить причинённый ущерб – предоставление виновному возможности материально загладить нанесённый вред. Устанавливается при возможности возмещения. Органам суда при вынесении решения необходимо учитывать, какой вред был нанесён потерпевшими каким образом подросток сможет его возместить (физически – починить, восстановить имущество или материально – за счёт стипендии или зарплаты).
  4. Ограничение досуга – запрет на определённые виды отдыха и развлечений для виновного (нельзя посещать дискотеки или концерты).
  5. Установление требований к поведению – определяется отдельно в каждом конкретном случае (например, комендантский час, запрет на выезд за пределы конкретного населённого пункта или требование о возвращении в школу или другое образовательное учреждение).

Законодатель акцентирует внимание на обращении к педагогическим приёмам, которые позволяют создать у подростка уважительное отношение к правилам и нормам законопослушной жизни.

Основания для замены реального наказания на воспитательное воздействие:

  • виновный не достиг совершеннолетия;
  • преступление не относится к тяжким;
  • возможность перевоспитания без лишения свободы.

Меры могут приниматься как по отдельности, так и в совокупности. Воспитание устанавливается в качестве возможной замены наказания и также имеет временной промежуток. Так, за совершение преступления небольшой тяжести 91 статья Уголовного кодекса РФ назначает срок наказания от 1 месяца до 2 лет, за деяния средней тяжести продолжительность – от 6 месяцев до 3 лет.

Сущность воспитательных мер

Судебные органы, при назначении такого вида наказания исходят в первую очередь из возможности исправления подростка путём бесед, детального обсуждения причин и последствий неблаговидного поступка и донесения до него недопустимости противоправного поведения.

В общем суть их такова:

  1. Являются альтернативным вариантом влияния по отношению к наказанию.
  2. Не влекут за собой наличие судимости.
  3. Назначаются только лицам, недостигшим совершеннолетия.
  4. Их основная задача – перевоспитание асоциальных субъектов и разъяснение им норм морали и законности, устоявшихся в обществе.
  5. Имеют принудительный характер.

Если виновный регулярно нарушает предписания, то по инициативе специальных организаций, дело должно быть изъято из архива и передано в судебную инстанцию. Тогда несовершеннолетнему грозит санкция в виде тюремного заключения или штрафа.

В законе не установлено понятие регулярности. При этом ВС РФ в одном из своих Постановлений рассматривает в качестве систематичности нарушение мер более 2 раз. В случае совокупности предписаний отступление от каждого менее 3 раз не является регулярным.

Юридическая оценка нормы

Правовая характеристика воспитательных мер является достаточно неоднозначной. Юристы и правоведы рассматривают данные меры по-разному. Проблема точной оценки правового характера возникает из-за отсутствия законодательного определения принудительных мер и конкретности в их отнесении к тому или иному институту ответственности.

В юридической среде часто возникает вопрос о направленности применения средств воспитательного характера. Так, некоторые правоведы считают, что данные способы воздействия на молодых людей являются чисто педагогическими и не имеют отношения к правовым положениям.

В поддержку своего мнения данные юристы приводят доводы:

  • виновный не считается преступником;
  • деяние не признаётся преступлением;
  • меры не рассматриваются в качестве уголовного наказания.

Эти факты противоречат самому Уголовному кодексу Российской Федерации, основная цель которого – определение вида и состава злодеяния и как следствие, назначение соответствующих санкций. Поэтому считается целесообразным применять данные методы при назначении административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Существует и иная точка зрения. С ней согласно большинство учёных-правоведов.

Данное мнение заключается в том, что по своей природе меры имеют юридически-педагогический характер и аргументируется оно следующим:

  1. Меры применяются только при совершении соответствующего противоправного действия.
  2. Средства воздействия отражены в законодательстве РФ.
  3. Механизм применения установлен в норме 427 УПК РФ.
  4. Назначаются соответствующим органом – судом.

Кроме того, выделяют отсутствие конкретики в определении органов, контролирующих исполнение обязанностей, наложенных на виновного подростка. Это означает, что нечёткая расшифровка понятия на практике приводит специализированные органы к разным толкованиям данной нормы права.

Правоведы и практикующие юристы, анализируя и характеризуя данную норму права, сходятся во мнении что она недоработана и имеет множество пробелов. Решить эти проблемы можно путём корректирования уголовного закона. Необходимо дать правовое определение ПМВВ и их задачи.

Судебная практика

Применение в практической деятельности 90 и 91 норм –частое явление. Социальная и финансовая нестабильность порождает у подрастающего поколения тягу к асоциальным поступкам.

Так,подростки чаще совершают преступления:

  • против собственности – кража (158);
  • против здоровья – лёгкий и средний вред здоровью, побои (112, 115).

Примером тому служит уголовное дело, рассмотренное Ленинским районным судом 2018 году.

Несовершеннолетний М. Д. находился вместе с К. Ю, не достигшим четырнадцати лет. Они вступили в сговор на совершение незаконного деяния и направились к оконному проёму квартиры. Оторвав решётку, проникли в жилье и совершили кражу, похитив чужое имущество на сумму 2839 руб. Далее М. Д и К. Ю скрылись.

Подсудимый М. Д. признался в совершении преступления, но отказался от дачи показаний.

Квалифицировав деяния М. Д. по ч. 3 ст. 158 – кража, судья принял решение о применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль специализированного органа по ПМЖ на 3 месяца 24 дня.

Рассматривая дела в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет, судебные органы чаще всего сосредотачиваются на:

  1. Характер несовершеннолетнего.
  2. Уровень жизни.
  3. Психологические особенности.
  4. Склонность к правонарушениям.
  5. Отношения с окружающими.

Я. М. нашёл фотоаппарат, который хотел вернуть известной ему владелице. Несовершеннолетний Ю. О. попросил у Я. М. посмотреть найденный фотоаппарат и сделать фотографию.

Получив указанную вещь, также зная, кто является владельцем, Ю. О. решил её похитить, тем самым осуществив присвоение фотоаппарата, стоимостью 3450 руб. В ходе разбирательства Ю. О.

раскаялся, признал вину и попросил огласить свои показания из материалов дела.

Суд учёл положительную характеристику личности Ю. О., при этом обратив внимание на склонность последнего к противозаконным действиям. В применении воспитательных мер было отказано. Ю. О. приговорён к 70 часам обязательной отработки.

Нередкими бывают случаи, когда молодые люди решают свои конфликты с помощью рукоприкладства. Агрессивность несовершеннолетних – одна из важнейших социальных проблем общества.

Несовершеннолетний Н. Г. после ссоры с И. Ж выстрелил последней в плечо из пневматического пистолета, нанеся ей вред средней тяжести.

Н. Г. раскаялся и признал свою вину. От дачи показаний отказался. Ранее не привлекался.

Квалифицировав деяния Н. Г. по ч.2 ст. 112 УК РФ, судом было вынесено решение о прекращении уголовного дела и применении к подсудимому предупреждения и передаче под контроль родителей на 1 год 8 месяцев 11 дней.

Общественность озабочена выработкой оптимального подхода к каждому юному преступнику. С начала 2000 годов в России активно начала развиваться система ювенальной юстиции.

Этот правовой институт составляют специально созданные структуры – ювенальные суды. Основная функция ювенальной юстиции­– осуществление правосудия в отношении подростков и защита лиц, не достигших 18 лет.

Фактически это составы обычных судей, находящиеся в отдельном здании. На данный момент в РФ действует 10 подобных судов.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/91-statya-uk-rf

Вопрос 83.Принудительные меры воспитательного воздействия: понятие, меры, основания и порядок применения

Меры воспитательного характера

⇐ Предыдущая46474849505152535455

ПОНЯТИЕ Под ними следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к подросткам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести (в предусмотренных законом случаях — и за тяжкое преступление), с целью исправить их педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания.

Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти. Они не влекут судимости, не делятся на основные и дополнительные виды.

ВИДЫ

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

1) предупреждение. Оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его действиями (бездействием).

Разъясняются и последствия повторного совершения преступления, когда может встать вопрос о наказании.

Повторное совершение преступления лицом, в отношении которого выносилось предупреждение (предостережение), может свидетельствовать об устойчивой ценностной дезориентации подростка;

2) передача под надзор – состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган ( В на- стоящее время это — комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующем органе местного самоуправления.)обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред. Данная мера возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка и трудовых навыков,подросток достиг 15-летнего возраста; .

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату, полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты;

Ущерб может быть возмещен деньгами, взамен испорченного предмета передается качественная вещь, производится установка демонтированного оборудования и т.д. Возмещение ущерба производится через судебного исполнителя.

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Сюда же могут быть включены требования: вернуться в школу, если подросток бросил учебу; трудоустроиться, если он нигде не работает и не учится;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием – применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Такие принудительные меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа или ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью:

-от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести;

– от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначена одна принудительная мера воспитательного воздействия или несколько в любом их сочетании.

ОСНОВАНИЯ:

деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести;

исправление несовершеннолетнего возможно мерами воспитательного воздействия.

В тех случаях, когда несовершеннолетний систематически не исполняет назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Вопрос 84. Иные меры уголовно-правового характера.

Принудительные меры медицинского характера – система различных лечебно-реабилитационных мер, предусмотренных уголовным законом и применяемых судом к лицам, совершившим общественно опасные деяния и страдающим психическими расстройствами (меры государственного принуждения, назначаемые судом и обеспечиваемые принудительной силой государственных органов).Устанавливаются постановлением суда (их продолжительность не устанавливается).

Критериипринудительных мер медицинского характера:

1) юридический (основания, цели, виды, порядок назначения, продления, изменения, прекращения этих мер судом в рамках уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства);

2) медицинский (содержание этих мер, определяемое врачами-психиатрами (диагноз, рекомендации по проведению лечения)).

Основания применения принудительных мер медицинского характера:

1) Возможность их назначения судом лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью УК (при отсутствии в деянии признаков состава преступления или совершении лицом малозначительного деяния дело прекращается, нет основания для применения этих мер).

2) Наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, психического расстройства – 3 категории лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены эти меры (ч.1 ст.97 УК):

· совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости;( в силу психического расстройства они не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.)

· у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; ( Вторую категорию составляют: 1) лица, совершившие преступление, но до вынесения приговора заболевшие таким психическим заболеванием, при котором невозможно либо назначить, либо исполнить наказание; 2) лица, у которых после совершения общественно опасного деяния, но до вынесения приговора наступило временное психическое расстройство, препятствующее определению их психического состояния во время совершения этого деяния, если по характеру содеянного и по своему психическому состоянию они представляют опасность для общества; 3) лица, заболевшие психическим расстройством во время отбывания наказания.)

· совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.(Они в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. )

3) Они назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда или с опасностью для себя или других лиц

Цели применения принудительных мер медицинского характера (ст.98 УК) – излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Виды принудительных мер медицинского характера (ч.1 ст.99 УК) (назначаются судом с учетом заключения судебно-психиатрической или судебно-наркологической экспертизы):

1) Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего амбулаторную помощь по месту жительства (психоневрологический диспансер)) (при применении этой меры суд должен установить, что лицо представляет наименьшую опасность для общества и способно адекватно осознать смысл применяемой меры).

Может быть применено (к лицам, совершившим преступления в состоянии временного психического расстройства; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства) (при применении этой меры, соединенной с исполнением наказания, ее исполнение возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии; если лицу назначено наказание, не связанно с лишением свободы, – на учреждения здравоохранения).

2) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа (лечение лиц, нуждающихся в стационарном лечении и наблюдении, не требующее интенсивного наблюдения) (может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует определенных условий лечения, ухода, содержания и наблюдения).

3) Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа (лечение лиц, требующее постоянного наблюдения мед.персоналом и наружной охраной).

4) Принудительное представляющих повышенную опасность для себя и для других лиц, и требующих постоянного интенсивного наблюдения).

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осущ-ся судом по представлению админ-ции учреждения, осуществляющего принуд. лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров (ч.1 ст.102 УК).

Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев (для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры).

Основание для прекращения применения указанных мер – выздоровление лица или изменение его психического состояния, при котором исчезает его общественная опасность (отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры).

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

По новым правилам конфискация имущества может быть применена не только в случае совершения тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, как, например, предусмотренных статьей 147 УК.

⇐ Предыдущая46474849505152535455

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 3110 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-81454.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.