Межрасовая ненависть

Вопросы квалификации деяний, связанных с возбуждением ненависти или вражды

Межрасовая ненависть

Согласно статье 19 Конституции каждому человеку и гражданину гарантируется равенство прав и свобод независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Основным законом запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В последнее время увеличивается число преступлений, выражающихся в возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства (ст.

282 Уголовного кодекса России), особенно в регионах со сложными межнациональными отношениями. Объектом такого преступления является нарушение конституционного принципа недопустимости экстремизма, как деяния, направленного на возбуждение ненависти или вражды по признакам, указанным в ч. 1 данной статьи.

Преступление посягает на равноправие граждан независимо от их пола, языка, происхождения, рода занятий, национальной, расовой, социальной принадлежности или отношения к религии, в связи с чем, данный состав обоснованно включен в раздел преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

С объективной стороны состав преступления состоит в оказании активного воздействия на людей с помощью документов, слов, рисунков и действий, предпринятых с целью побуждения их к совершению определенных действий, зарождению у них решимости и стремления совершить определенные действия или же способствования уже существующему намерению.

Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность. Действия могут быть направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.

); на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от наступивших последствий.Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. Пунктом «в» ч.2 ст.282 предусмотрена ответственность специального субъекта.Совершается это преступление только с прямым умыслом. Виновный осознает характер своих действий и желает их совершить.

В этой связи необходимо отделять случайные эмоциональные проявления недовольства от принципиальной позиции, например, политика или представителя той организации, к которой принадлежит то или иное лицо.Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки при совершении этого преступления:1) Прежде всего, это совершение действий, указанных в ч.

1 этой статьи, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, стало быть, она может быть любой. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

2) Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения предполагает, что эти действия совершают не только должностные лица, но и любые другие, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.3) Квалифицирующим признаком является также совершение этого преступления организованной группой.

Рассматриваемое преступление согласно закону (ч. 3 ст. 15 УК) относится к преступлениям средней тяжести.Деяние, предусмотренное ст. 282 УК РФ «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», следует отличать от преступления, предусмотренного ст.

280 УК – «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», и главное отличие, на наш взгляд, состоит в содержании призывов. Действия, направленные на возбуждение вражды, призывы к осуществлению экстремистской деятельности имеют целью побудить адресата к осуществлению экстремистской деятельности.

В содержании же публичных призывов выражается вполне определенный, незавуалированный насильственный характер действий. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дано в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Если в действиях виновного имеется направленность и на побуждение адресата к осуществлению экстремистской деятельности и на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 280 и ст. 282 УК РФ). По содержанию призывов необходимо отличать анализируемое преступление от преступления, предусмотренного ст.

354 УК РФ – «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Такие призывы имеют своей целью развязывание вооруженного конфликта, организованной вооруженной борьбы между двумя или более суверенными, независимыми государствами.

Разжигание национальной или религиозной вражды может привести к совершению других опасных преступлений, например, массовым беспорядкам, вооруженному мятежу или иным преступлениям. Массовые беспорядки на почве межнациональной вражды часто сопровождаются погромами, поджогами жилищ лиц определенной национальности, насилием, изгнанием людей с мест их постоянного проживания и т.п.

Если в результате действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, возникнут массовые беспорядки, вооруженный мятеж либо в ходе массовых беспорядков, вооруженного мятежа будут совершены действия, направленные на возбуждение вражды, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности указанных преступлений (ст. 282 и ст.212, 279 УК РФ).

Отдельные авторы полагают, что если при использовании лицом своего служебного положения будет нарушено равноправие граждан в зависимости от их расы, национальности или их отношения к религии, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности п. «б» ч. 2 ст. 282 и ч. 2 ст. 136 УК РФ.

Согласно другой точке зрения, рассматриваемое преступление следует отграничивать от нарушения равноправия граждан в зависимости от расы, национальности или отношения к религии (ст. 136 УК), которое совершается без цели спровоцировать национальную, расовую или религиозную вражду между отдельными группами населения.

При совершении действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства и других предусмотренных ст. 282 УК действий, всегда налицо нарушение провозглашенного Конституцией РФ принципа равноправия граждан независимо от того, использовал или нет при этом субъект свое служебное положение.

Основное разграничение этих деяний должно проводиться по субъективной стороне, по направленности действий. Деяние, предусмотренное ст. 136 УК РФ, не должно быть направлено на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, на унижение национального достоинства, оно совершается по мотивам личной неприязни к представителю или представителям определенной расы, национальности, религии.

В том случае, если нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, совершается публично или с использованием средств массовой информации в целях возбудить национальную, расовую или религиозную вражду, унизить национальное достоинство, деяние следует квалифицировать по совокупности статей 136 и 282 УК РФ.

Рассматриваемое преступление имеет ряд одинаковых элементов, относящихся в основном к объективной стороне, с преступлениями, предусмотренными ст. 129 и ст. 130 УК РФ.

Как при возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, так и при клевете, оскорблении, посягательство совершается путем распространения вымышленных, порочащих или унижающих честь и достоинство личности сведений, идей и мнений, выраженных в неприличной форме. Если рассматривать деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 129 и ч. 2 ст.

130 УК РФ, то речь пойдет также об общих признаках публичности и использования средств массовой информации. Однако личное оскорбление или клевета на представителя какой-либо национальности, расы или религии без цели возбуждения соответствующей вражды или ненависти, или унижения национального достоинства образует преступление против чести и достоинства личности и надлежит квалификации по ст.

130 и 129 УК РФ. Выпады в отношении отдельных лиц, связанные с их национальной принадлежностью, на почве личного с ними столкновения, если эти выпады носят только характер личного оскорбления, подлежат квалификации по ст. 130 УК.

Особенностью субъективных свойств состава преступления в таких случаях является отсутствие в сознании субъекта, наносящего оскорбление, понимания, что его действия направлены на разжигание у окружающих национальной или расовой розни или вражды, а также и отсутствие желания путем такого оскорбления посеять национальную или расовую рознь.

Субъективные признаки, а именно, цель действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, отличает преступление, предусмотренное ст. 282 УК, и от других посягательств на честь и достоинство отдельных лиц, связанных с их национальной, расовой принадлежностью, таких как клевета (ст. 129 УК) и хулиганство (ст. 213 УК).

Мы также придерживаемся мнения, что для отграничения клеветы и оскорбления от возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, существенное значение имеет субъективная сторона преступления, а именно – цель, а также объект преступления.

Клевета и оскорбление, даже направленные на представителя определенной расы, религии и национальности и унижающие его национальное достоинство, в отличие от посягательства, предусмотренного ст. 282 УК РФ, не преследуют целью возбудить национальную, расовую или религиозную вражду. Объектом клеветы и оскорбления являются честь и достоинство граждан, объектом возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды являются конституционные принципы Российской Федерации. Ряд общих признаков, относящихся к объективной стороне, имеет рассматриваемая статья и со статьей 148 УК РФ – «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий». Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов, составляющее объективную сторону данного деяния, не должно быть направлено на возбуждение национальной, религиозной вражды, унижение национального достоинства. Именно направленность действий позволяет нам и в данном случае отграничить составы преступлений, смежных по объективной стороне, по предмету посягательства – представителям определенной конфессии. Пропаганду в целях возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды следует отличать от подстрекательства. Пропаганда носит более общий характер, чем подстрекательство, которое обращено к конкретному лицу и означает его склонение к совершению конкретного преступления. Кроме того, пропаганда возможна и в форме одобрения деятельности лиц, которые уже совершают действия, к которым призывает виновный. Не подпадают под признаки ст. 282 УК РФ высказывания националистических идей, носящие дискуссионный, полемический характер, т.е. не возбуждающие у других лиц чувства неприязни и ненависти к представителям другой национальности и не содержащие призывов к совершению каких-либо насильственных действий в отношении лиц другой национальности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблемы квалификации действий, направленных на возбуждение вражды или ненависти, связаны, в первую очередь, с установлением направленности умысла виновных, выяснением руководящих ими мотивов, поставленных перед ними целей. Разрешение указанных вопросов позволяет отграничить посягательство, предусмотренное ст. 282 УК РФ, от составов, соприкасающихся с ним по способу действий, используемым средствам, предмету и объекту преступления.

***КРАТКАЯ СПРАВКА«Социальная группа» – социологический термин, не имеющий в законе РФ четкого определения.

Это значит, что его применение в каждом конкретном случае зависит от мнения людей, которые проводят экспертизу, и их решение практически никак не может быть ограничено.

Ранее судами к социальным группам были отнесены «власть республики Татарстан» (дело Ирека Муртазина), «милиционеры» (дело Саввы Терентьева), а также «бывшие члены правительства Марий-Эл», «российская армия» и «антифашисты».

Поскольку в России не прецедентное право, нельзя утверждать, что подобная трактовка будет использоваться и в других случаях. Но предполагаем, что вынесение аналогичных решений вполне возможно.

Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированным юристам.

Адвокат Шеметов и специалисты его коллегии окажут юридические консультации по вопросам уголовного и уголовно-процессуального права, а наши партнёры в сфере адвокатуры грамотно переквалифицируют предъявленное обвинение.

:

Статьи → Развитие Российского уголовного законодательства о смертной казни

Статьи → Теоретические основы исполнения смертной казни

Статьи → Назначение смертной казни

Статьи → Развитие института смертной казни зарубежом

Статьи → Виды уголовной ответственности (продолжение)

Источник: http://www.shemetov.ru/stati/voprosy-kvalifikaci-dejanii-svjazanyh-s-vozbuzhdeniem-nenavisti-ili-vrazhdy.html

Антирасизм: как перестать поддерживать травмирующие стереотипы – HEROINE

Межрасовая ненависть

События мая этого года показали: люди не всегда понимают, что к чему, когда дело касается расизма. В массовой культуре до сих пор есть место неприятным шуткам.

С травлей на днях столкнулась блогерка африканского происхождения Мария Магдалена Тункара: она выложила в соцсетях пост о притеснениях в России, после чего ее подвергли кибербуллингу.

Именно поэтому нам всем так нужен антирасизм — разбираемся, за что выступают представители движения и с чего стоит начать, чтобы помочь представителям угнетаемых рас.

Антирасизм — это движение, которое борется против угнетения на основе этноса и цвета кожи. Оно направлено на искоренение не только случаев притеснения темнокожих, но и на устранение антисемитизма с ксенофобией.

Антирасисты предпочитают активное участие в борьбе за права: устраивать встречи с обсуждениями, вызывать противников на дебаты, высказывать свою точку зрения во всеуслышание.

По мнению доктора философии Беверли Татум, нет такого понятия, как «пассивный антирасизм»: ключ к решению проблем — это именно живое участие в спорах и взывание к чувствам других.

Специалисты Национального музея африканской истории и культуры Смитсоновского университета определяют антирасизм как «осознанное желание делать последовательный и справедливый выбор каждый день». То есть это движение предполагает не просто личный вклад в дело, но борьбу с системой в целом.

Стоит разграничить эти понятия: союзник поддерживает угнетаемых и интересуется проблемами — но только на словах. Антирасист же поддерживает тех, кто притеснен, на деле.

Расист или антирасист — это не про наши убеждения, но про действия, про то, к чему прибегаем здесь и сейчас.

— пишет автор книги How To Be an Antiracist Ибрам Кенди.

Чтобы подробнее разобраться в сути расизма, разберем несколько составляющих системы.

Индивидуальный

Здесь угнетатель критикует верование, отношения или действия определенных лиц, основываясь на их принадлежности к определенному этносу. В качестве примера можно привести расистские шутки или отказ в обслуживании или найме на работу человека, мотивированный тем, что «он какой-то не такой».

Межличностный

В данном случае мы уже можем говорить о конфликте между двумя и более собеседниками. Сюда входят публичные выражения неприязни: оскорбления, поддержка предубеждений, действия, разжигающие вражду.

Институциональный

Дискриминация в масштабах определенной организации, будь то рабочий коллектив, учебное заведение или зона отдыха. Здесь вряд ли человеку напрямую признаются в неприязни, однако по факту будут создаваться все условия для поддержки одной категории людей и ущемления другой.

Структурный

Касается целых сообществ. В структурном расизме стереотипы поддерживаются на массовом уровне: показываются в кино, литературе или СМИ.

Взгляни на себя со стороны. Консультант по вопросам расового равенства Дебора Строман отмечает, что саморефлексия — первое, чем стоит заняться, если хочешь стать союзником антирасистов. Для начала нужно посмотреть, нет ли в твоем поведении чего-либо, что ведет к предвзятости.

Это могут быть отпускаемые тобой расистские шутки, поддержание токсичных стереотипов вроде того, что «все девушки, которые встречаются с цветными, — чернильницы» или что «все евреи — жадные». Помни: одобряя подобные высказывания, которые позволяют близкие, ты тоже являешься расистом.

Определись, на чьей ты стороне. Татум подчеркивает: просто не быть расистом недостаточно. Каждый человек своими действиями либо поддерживает систему расизма, либо борется против нее. Понять лучше чужую точку зрения ты можешь, проводя больше времени с угнетаемыми категориями.

Чем больше времени вы общаетесь с представителями иной культуры, тем лучше вы хотите стать.

— утверждает Строман.

Однако при этом не стоит ожидать, что друзья, являясь представителями иных рас, обучат, как стоит общаться и чего не стоит делать. Попробуй лично прилагать усилия для налаживания коммуникации.

Не стесняйся задавать неудобные вопросы, если они не смущают близких, изучай матчасть — здесь мы оставили несколько роликов, которые объясняют суть расизма.

Перестань использовать по отношению к себе фразу «я не расист, но…» — таким образом ты отрицаешь собственный неосознанный вклад в угнетение. Антирасизм заключается в том, чтобы дать возможность представителям отличных от твоего этносов взаимодействовать с тобой и близкими.

Простой пример: если ты либерал и отдаешь своего ребенка в школу на другом конце города просто потому, что в заведении рядом с домом обучается слишком много выходцев из других стран — это достаточно по-расистски.

Читать по теме:Коронавирус и протесты: что сейчас происходит в США

Источник: https://heroine.ru/antirasizm-kak-perestat-podderzhivat-travmiruyushhie-stereotipy/

Убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти и ответственность по УК РФ

Межрасовая ненависть

Наказание за совершение убийства может быть разным. Один преступник получает всего несколько лет лишения свободы, а другой — отправляется на пожизненное заключение. Многое зависит от способа совершения деяния. Но не менее важное значение Уголовное законодательство отводит тому, чем руководствовался убийца, его мотивам.

Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти, а также по религиозным побуждениям, является особо тяжким, и наказанием за него может стать даже пожизненный срок.

Особенности состава

Статья 105 УК РФ определяет убийство как причинение другому человеку смерти и указывает две категории преступления:

  • обычное;
  • совершенное при определенных отягчающих обстоятельствах.

Все особенные условия перечисляются во второй части. Среди них есть несколько отягчающих мотивов, в том числе ненависть экстремистского характера (к расе, религии и т. д.). Она вынесена в отдельный пункт «л».

Данный пункт имеет продолжительную историю, связанную с развитием борьбы с экстремизмом, о котором стали особенно много говорить после Второй мировой войны. После трагических событий тех лет были приняты международные декларации и конвенции, устанавливающие необходимость гарантирования всех прав и свобод человека, его защиту от любого рода дискриминаций.

При совершении убийства экстремистского характера нарушаются два важнейших права человека: на жизнь, а также на равенство вне зависимости от его взглядов, религии и социального положения. Именно поэтому преступление вынесено в отдельный пункт и имеет суровое наказание.

Для того чтобы привлечь к ответственности за совершение такого убийства, необходимо доказывать наличие мотива. Нужно исключить возможность существования обычной личной неприязни к жертве.Для этого устанавливается:

  • период, в течение которого потерпевший и убийца были знакомы, как долго они общались;
  • наличие или отсутствие конфликтов, которые возникли по другому поводу и не были связаны с религиозной, расовой или другой враждой.

Так как у деяния есть четкий мотив, есть и умысел на совершение преступления. Он может быть прямым и косвенным. В первом случае человек осознает характер своих действий, предвидит последствия и желает, чтобы они наступили. Во втором случае желание отсутствует, но убийца осознает и предвидит, что его поступки могут лишить жертву жизни.

Интересно! Наглядным примером косвенного умысла в убийстве по экстремистским мотивам может быть поджог церкви. Преступник не пытается убить людей, находящихся внутри, но осознает, что они могут погибнуть.

СоставОпределение
ОбъектЖизнь человека, а также конституционные права, связанные с равенством вне зависимости от принадлежности человека к социальным и национальным группам, религии и т. д.
Объективная сторонаУбийство, которое непосредственно связано с ненавистью к национальной и расовой принадлежности жертвы, его религиозным, политическим, другим взглядам и убеждениям
СубъектЧеловек, которому на момент совершения убийства уже есть 14 лет
Субъективная сторонаУмысел

Постановление Пленума Верховного Суда РФ (ППВС) от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» отмечает одну важную особенность квалификации такого убийства. Если у преступления есть мотив, указанный в п. «л» ч.2 ст. 105, то учитывается только он, другие причины, которые двигали убийцей, исключаются.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 105 Уголовного кодекса РФ «Убийство»

Статья 282 Уголовного кодекса РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

Особенности преступления

Мотивы, предусмотренные пунктом «л» ч.2 ст. 105 УК РФ можно разделить на две части:

  • вражда из-за политических, идеологических взглядов, на почве принадлежности к расе и национальности;
  • религиозная ненависть.

Первая часть представляет собой неприязнь к характеристикам конкретного человека, то есть не к личности, а именно к его принадлежности к ненавистной преступнику расе или нации, идеологии.

НенавистьХарактеристика
ИдеологическаяНеприязнь к чужой идеологии, то есть совокупности взглядов и идей по отношению к конкретному вопросу
ПолитическаяНеприязнь, вызванная связью потерпевшего с политическими партиями, органами власти, общественными объединениям, а также его политическими убеждениями
РасоваяОтношение к человеку, как к низшему, связанное с его принадлежностью к какой-либо расе (негроидной, монголоидной, др.). Ненависть основана на внешнем биологическом различии людей, цвете глаз и кожи, разрезе глаз
НациональнаяНеприязнь к этнической общности, объединенной территорией, языком, культурой и другими признаками

Такие убийства бывают громкими, направленными на открытую демонстрацию своей ненависти. Если же их целью является разжигание национальной или другой вражды, то преступление квалифицируется сразу по двум статьям, а именно по п. «л» ч.2 ст. 105 и п. «а» ч.2 ст. 282 УК РФ (отдельная норма о возбуждении вражды). Это правило установлено в ППВС № 11 от 28.06.2011.

Важно! Если жертва относилась к какой-либо неприятной потерпевшему расе, но убийство было совершено по личным мотивам, например, из-за бытовой ссоры, то оно не подлежит квалификации по п. «л». о статье 282 Уголовного кодекса РФ

Наказание

Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной ненависти является особо тяжким, из чего следует и высокая строгость наказания за его совершение. Санкция у статьи альтернативная и содержит:

  • лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертную казнь.

Особенности убийства, совершенного на почве религиозной ненависти

Каждому человеку на конституционном уровне предоставляется свобода вероисповедания. В это право входит как возможность относить себя к любой религии, так и не исповедовать ее вовсе. Выбор должен уважаться и приниматься всеми.

Но религиозная ненависть существует и включает в себя неприязнь к представителям конкретного вероисповедания, к объектам и предметам их культуры, местам их сборов.

Убийства, совершенные по мотиву ненависти, связанной с религией, являются распространенным явлением. Они основаны на нетерпимости преступника, и могут быть вызваны:

  • отказом потерпевшего исповедовать конкретную религию;
  • сменой им вероисповедания;
  • попыткой навязать преступнику свою веру;
  • принадлежностью к иной конфессии и т. д.

Жертва может быть как знакома с убийцей, так и быть его случайным выбором по принципу принадлежности к какой-либо конкретной религиозной группе.

Судебная практика

В ходе судебного рассмотрения дел об убийствах по п. «л» ч.2 ст. 105 УК РФ основной упор делается на доказывание мотива, о чем свидетельствует и судебная практика.

Пример 1

К. являлся индивидуальным предпринимателем и занимался розничной торговлей. Хозяином соседнего павильона был М. — мужчина кавказской внешности. К. неоднократно выражал свою неприязнь к М., между ними происходили стычки. В результате последней из ссор К. нанес М. несколько ножевых ранений в грудь, чем причинил смерть.

В ходе разбирательства К. утверждал, что убийство не имело ничего общего с национальной ненавистью, так как причиной преступления послужил долг в 300$ со стороны М. Суд, однако, квалифицировал деяние по п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ, так как посчитал сумму долга незначительной для того, чтобы она стала поводом для лишения жизни человека.

Пример 2

Во время ссоры, произошедшей при совместном распитии спиртных напитков, С. набросился на Д., ударил его несколько раз тупым предметом по голове, после чего задушил бельевой веревкой.

Между мужчинами произошел конфликт на почве их религиозных воззрений. Адвокат просил назначить С. наказание по ч.1 ст.

105, так как обвиняемый и жертва имели одно вероисповедание, поэтому религиозная ненависть отсутствовала.

Суд же постановил, что ненависть между мужчинами в любом случае возникла на почве религиозных взглядов (пусть и в рамках одного вероисповедания) и стала мотивом для убийства. Наказание было назначено по п. «л». ч.2 ст. 105 УК РФ.

Пример 3

В. и Х. (темнокожий молодой человек, который приехал на учебу из ЮАР) жили в одной комнате в общежитии. Находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, Х. начал оскорблять В., кидать в него предметы обихода, вызвав вспышку агрессии со стороны соседа. В.

напал на жертву и убил его. Пункт «л» ч.2 ст. 105 применен не был, хотя на этом настаивал прокурор. Суд решил, что убийство было совершено не из-за расовой ненависти, а в состоянии эмоционального волнения (аффекта), так как ранее В. не испытывал никаких негативных эмоций к Х.

, в ссоры с ним не вступал.

Источник: https://PravoNarushenie.com/zhizn-i-zdorove/ubijstvo/ubijstvo-sovershennoe-po-motivam-politicheskoj-ideologicheskoj-rasovoj-natsionalnoj-nenavisti

Откуда берется ненависть: все, что необходимо знать о расизме

Межрасовая ненависть

Меня всегда увлекали вопросы дискриминациии и способы борьбы с ней, наверное, потому что профессия моих родителей подразумевает борьбу со злом. Карательной силы по отношению к правонарушителям я не имею, но могу на эту несправедливость как-то повлиять. Например, информационно.

Уверена, ты уже знаешь, что под дискриминацией понимают негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе. Ученые выделяют расовую, национальную, гендерную, возрастную и религиозную дискриминацию. В этот же список можно смело добавить ущемление прав инвалидов, людей с неизлечимыми заболеваниями и лишним весом.

На появление дискриминации в обществе влияет множество факторов

  1. Неудачный предыдущий опыт (женщина изменила мужчине, и теперь он ненавидит женщин).
  2. Страх или непонимание какого-либо фактора (трудно понять, как мужчина может любить мужчину, поэтому ты не любишь геев).

  3. Личный или общественный эгоизм (небритые подмышки меня бесят, потому что я смотрю на свои бритые и чувствую себя королевой).
  4. Несовпадение интересов, взглядов (я считаю, что отказ от мяса вредит здоровью, поэтому ненавижу веганов).

  5. Социальное неравенство, отсутствие доступных возможностей вследствие финансовых или политических особенностей региона (Крым отошел к России – ненавижу русских).
  6. Различие внешнего вида или особенности состояния здоровья (полные люди = больные люди, ненавижу полных людей).

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Отдельно мне хотелось бы выделить расизм, который всегда виделся мне наиболее специфичной темой, в которой труднее всего разобраться.

Хотя бы потому что нашему народу больше присуща национальная дискриминация (условно говоря, мы дискриминируем народности, например, когда пишем в объявлении о сдаче квартиры, что ищем арендаторов исключительно славянской внешности). А вот расовая дискриминация – это яркий маркер совершенно другой культуры, культуры американской. И несмотря на то, что мы всячески стремимся следовать за Западом, многое для нас остается непонятным.

Почему нельзя называть чернокожего словом на букву Н, хотя они сами так себя называют?

Почему нам нельзя переодеваться в чернокожих, красить лица темным тональником, например, на Хэллоуин? И почему скандал H&M с толстовкой «The coolest monkey in the jungle» получил такой общественный резонанс, что бренду пришлось снять партию толстовок и нанять diversity-менеджера, который будет следить, чтобы впредь такого не случалось. Давай разбираться.  

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Можно сказать, что расизм зародился вместе с появлением человека. И проявлялся как страх чужого и неизвестного. Расизм – это когда внешним признакам придается сверхзначение, когда цвет кожи увязывается с добротой, интеллектом, склонностью к преступности. На самом деле, это, конечно же, не так.

Папуасы на Новой Гвинее неграмотны только потому, что у них нет письменности. Если папуасов учить письменности – они станут грамотными. С врожденными способностями это не связано.

У всех людей схожие способности и в 90 % общество – это серая масса, лишь только 10 % от общего числа людей представляют собой отклонения в сторону гениальности или наоборот.

Почему тема расизма чаще всего ассоциируется с американской культурой?

Расизм в США существовал с самого основания государства.

Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам.

Основными жертвами расизма стали небелые коренные жители – индейцы и чернокожие рабы, то есть афроамериканцы. Юридически гражданские права распространялись только на белое население. 

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Геноцид индейцев привел к настоящей демографической катастрофе в этой группе. До прибытия Колумба земли, ныне занятые 48 штатами Америки населяли свыше 12 миллионов человек. Четыре века спустя население было сокращено до 237 тысяч, то есть на 95 %.

И только в 1924 году при военном министерстве США создали управление по делам индейцев. По нему аборигенов еще дальше загнали в пустыни Запада, резервациям предоставляют широкую автономию, а коренным жителям предоставили гражданство США.

До этой даты индейцы были, по сути, иностранцами на своей земле и уничтожались.

Что касается, геноцида чернокожего населения, то официально он закончился в 1865 году, когда в силу вступила XIII поправка Американской конституции, отменившая рабство.

Можно сделать вывод, что индейский народ был практически стерт с лица земли, а та его часть, что осталась в Америке, приняла условия жизни в резервациях. В то время как негроидной расе удалось восстановиться после долгих лет унижений и истреблений, поэтому они несут свой опыт в массы, дабы люди помнили о том, что пережили их предки.

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Когда мы говорим о дискриминации, то обязательно стоит учитывать и еще один термин. Этот термин привилегия.

Под ним мы понимаем определенную гарантию, которой обладает ограниченная группа людей либо от рождения, либо на основании определенных условий.

Короче говоря, привилегия – это статус, который присваивается обществом определенным группам, а не зарабатывается отдельными людьми.

Важно: Вода – это привилегия для рыбы. Если какое-то другое животное будет объяснять рыбе, что у него нет воды и оно умирает от жары, то рыбе будет трудно осознать его муки, потому что она живет в среде, где вода – это само собой разумеющееся.

Черный рабочий, занятый полный день в 2003 году, получает реальную зарплату меньше, чем белый рабочий в 1967 году. Из данного примера следует, что даже в современном мире у белого парня будет больше привилегий.

Мичиганский университет дает 20 лишних баллов при поступлении меньшинствам, чье число среди студентов в процентном соотношении меньше, чем среди населения в целом (в данном случае это значит – афроамериканцы, латиноамериканцы и индейцы). Абитуриентам из бедных семей тоже дают 20 баллов, но если чернокожий ребенок будет из бедной семьи, ему не дадут 40 баллов, потому что тогда у него появится бонус перед белым бедняком.

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Одним из самых распространенных мифов, посвященных теме расизма, было и остается предположение, что если кто-то из нас родился бы черным, его жизнь не изменилась бы. Но тот факт, что белые не имеют преимуществ основан как раз на преимуществах.

У нас есть право не думать о своей расе постоянно, не слышать истории об истерзанных, убитых, униженных родственниках с поломанными судьбами, не читать в бестселлерах о том, что наши умственные способности более чем сомнительны, а наш мозг в два раза меньше, чем у нормального человека.

Мы можем не беспокоиться о том, что на нас посмотрят как на чужого, когда мы покупаем дом или поступаем в университет. Мы имеем привилегию не бояться того, что полицейский примет нас за преступника, потому что наша кожа другого цвета.

Когда мы слышим слово «обезьяна», мы не думаем о том, что это обращено к нам, потому что обезьяна черная, а мы – нет.

Важным моментом в борьбе с дискриминацией является искоренение стереотипов о той или иной расе. Именно поэтому слова «обезьяна» относительно людей с черной кожей считается оскорблением и несет в себе негативную коннотацию, уносящую нас далеко во времена рабства. И именно поэтому и случился тот глобальный скандал с H&M.

Важно: Даже при полном осознании проблемы привилегии заставляют нас не испытывать острых эмоций по отношению к проблеме расизма, потому что это не касалось нас и наших семей. Грубо говоря, наше поколение не травмировано этим опытом. Соответственно, каким бы ни был сознательным белый человек, он все равно расист, потому что обладает привилегиям.

По этой причине белокожий не может формировать повестку антидискриминационного движения. Да, он может продвигать эти идеи, но не может считать это соей заслугой. Он также не может говорить чернокожему стоит ему обижаться на определенные слова или нет.

Так что пока мы делаем вид, что привилегий не существует, мы просто плюем в лицо тем, кто сражался и погибал за равенство возможностей.

Кадр из сериала «Дорогие белые»

В конце 60-х слова на букву «Н» были признаны неполиткорректными и оскорбительными, ведь именно этими словами рабовладельцы многие века называли своих темнокожих слуг.

На замену им сначала пришло слово «coloured» – «цветной», которое затем стало употребляться просто как «black» – «черный». Сейчас во всех СМИ говорят «african american», которое сокращают до «афроамериканец».

Из-за сильного влияния английского языка на весь мир многие развитые страны, имеющие в своем языке подобное слово, в последние 20-30 лет отказываются от него и ищут более нейтральные варианты.

Использование слова «nigger» белым человеком даже в шутливом варианте считается оскорбительными и может вызвать общественный резонанс – недавно известная дизайнер Ульяна Сергеенко прислала своей подруге приглашение на свой показ, в котором процитировала строчку из трека Kanye West x Jay Z «N…. In Paris».

Для девушки это обрушилось серьезным скандалом, потому что групповое оскорбление имеет силу именно оскорбления только тогда, когда тот, кто его произносит, сам к этой группе не относится. Это высказывание означает «Ты н…, а я лучше тебя, выше тебя, ведь я белый».

Чернокожие могут называть друг друга так, а белые не могут, отсюда и возникает непонимание.

Важно: Когда оба собеседника относятся к одной и той же дискриминируемой группе, оскорбление теряет силу, потому что нет «внешней» позиции. Нельзя сказать «я лучше тебя».

Кстати, называть всех чернокожих афроамериканцами тоже не совсем верно, потому что они могут оказаться африканцами. Да, это сложнее, чем кажется.

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Блэкфейс – разновидность театрального грима в XIX и XX веках (в Америке все еще рабство), который представлял собой карикатурное изображение лица чернокожего человека.

В те времена этот грим использовали в пьесах, единственная цель которых была посмеяться над глупостью, неловкостью и ограниченностью темнокожих людей. Одним словом, дегуманизировать группу людей.

Исходя из культурного бэкграунда данного феномена можно сделать вывод, что блекфэйс недопустим, потому что подобный грим не может рассматриваться вне его значения в истории.

Свастика некогда была индийским символом, но если ты начнешь распространять ее сейчас (даже по сети), то, скорее всего тебя привлекут за разжигание межнациональной розни. И вряд ли ты сможешь объяснить кому-либо, что имелось в виду нечто другое.

Блэкфейсом в наши дни являются абсолютно все случаи, когда белые люди используют грим, чтобы выглядеть как чернокожие. Без исключений. Даже в тех случаях, когда люди используют блэкфейс не для того, чтобы посмеяться и унизить темнокожих, использовать его совершенно недопустимо.

Из-за несерьезного отношения к таким феноменам как блекфэйс, совсем недавно в эпицентре скандала оказалась модель Джиджи Хадид, которая появилась на новой обложке итальянского Vogue со слишком темным оттенком кожи. И хотя модель выложила свои извинения позже, заявив о том, что не контролирует процесс съемки – дело уже было сделано.

Кстати, тот факт, что ей этот грим не показался странным, также говорит о том, что она не способна так тонко чувствовать боль другой культуры.

Белая привилегия Джиджи в этом случае заключается в том, что светлокожую девушку гримируют для роли темнокожей, потому что она наиболее популярна (в модельном мире также существует дискриминация по цвету кожи).  

Это тоже самое, если бы современные евреи носили бы звезды Давида на одежде в качестве броши. (Надеюсь, все поняли отсылку к другому масштабному проявлению расизма в истории).

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Признать факт того, что ты сам являешься носителем расисткой культуры довольно трудно. Хотя бы потому что это подразумевает необходимость работать над собой и искоренять в себе определенные стереотипы. Как это делать? Следить за тем, что говоришь и думаешь ты сама и что говорят люди вокруг.

Если ты уже начала работать над собой, расскажи об этом другим (например, с помощью Инстаграма или просто поделись с друзьями, как я сейчас делюсь с тобой). Постарайся остерегаться неосторожных высказываний, глупых стереотипов и некультурных людей. Уверена, что быть толерантным – это, в первую очередь, относиться с уважением к тем, кто отличается от тебя.

Помни, что даже если людей не заковывают в кандалы – это не значит, что расизм побежден. 

Кадр из сериала «Дорогие белые»

Источник: https://www.ellegirl.ru/articles/otkuda-beretsya-nenavist-vse-chto-neobhodimo-znat-o-rasizme/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.