Мировые судьи имеют право рассматривать дела

Содержание

В какой суд подавать исковое заявление

Мировые судьи имеют право рассматривать дела

При составлении искового заявления, его подаче в суд возникает множество вопросов, требующих специальных юридических познаний. Один из таких вопросов- в какой суд подавать исковое заявление? Особенно явно эта проблема проявляется при подаче иска в судах общей юрисдикции.

Это связано со сложной структурой судов общей юрисдикции, запутанностью и противоречивостью законодательства. И такой, казалось бы, чисто организационный вопрос, не имеющий непосредственного отношения к правовому спору, может стать серьезным препятствием на пути разрешения дела.

В данной статье мы попытаемся дать рекомендации, которые помогут Вам подать исковое заявление в тот суд, который и должен рассматривать Ваш спор. Речь пойдет о судах общей юрисдикции.

В какой суд подавать исковое заявление

Что такое подсудность и зачем это необходимо знать?

В разрешении рассматриваемого вопроса нам поможет такое понятие как подсудность.

Что же такое подсудность? Подсудность — это совокупность признаков дела, в соответствии с которыми закон определяет суд, который должен рассматривать это дело по первой инстанции.

Другими словами, выделяя характеристики, признаки спора, можно определить какой суд должен его рассматривать. Что же это за характеристики и признаки дела?

Виды подсудности

Во-первых, следует сказать, что выделяют предметную подсудность и территориальную. Предметная подсудность включает в себя признаки предмета и сути дела, в соответствии с которыми определяется, суд какого уровня должен рассматривать данное дело (районный суд или суд субъекта и т.д.).

То есть, анализируя суть спора, его предмет можно определить какой ступенью судебной системы будет рассматриваться спор по первой инстанции.

Территориальная подсудность, в свою очередь позволяет определить непосредственно тот суд, в который нужно подавать исковое заявление среди равных судов (районных, например). Таким образом, в общем виде алгоритм ваших действий должен быть следующим.

Сначала определяете, каким звеном судебной системы должен рассматриваться Ваш правовой спор, а затем определяете по территориальному признаку непосредственно суд, куда необходимо подавать исковое заявление.

В какой суд подавать исковое заявление

Определяем звено судебной системы, в которое будем подавать исковое заявление (родовую подсудность)

Разберем родовую подсудность, то есть правила, по которым необходимо определить звено судебной системы, которое и будет рассматривать спор. Для начала обозначим, какие звенья системы судов общей юрисдикции существуют.

Здесь выделяют мировых судей, районные суды, суды субъектов федерации (областные, городов федерального значения и т.д.) и Верховный суд РФ. Каждое и звеньев системы рассматривает определенный вид дел, обозначенный в законе. Итак, мировые судьи, в соответствии со ст.

23 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматривают:

  • дела о выдаче судебного приказа;
  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  • дела об определении порядка пользования имуществом.

Таким образом, если предмет Вашего обращения в суд подпадает под один из этих пунктов, то дело подсудно мировым судьям.

Теперь обозначим дела, подлежащие рассмотрению судом субъекта федерации. К таковым, согласно ст.26 Гражданского процессуального кодекса РФ, относятся:

  • связанные с государственной тайной;
  • об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К подсудности Верховного суда РФ относятся дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Итак, мы обозначили подсудность мировых судей, судов субъектов федерации и Верховного суда РФ. Все остальные дела, не поименованные в вышеприведенных списках, рассматриваются районными судами.

Определяем непосредственно суд, куда необходимо подавать исковое заявление (территориальная подсудность)

Сопоставив предмет Вашего спора с вышеназванными определениями подсудности, Вы определили ту ступень судебной системы, которая должна рассмотреть спор. Теперь нужно определить в какой суд по территориальному признаку подается исковое заявление.

Ведь судов одного звена много, в каждом районе есть несколько мировых судей, в каждом городе несколько районных судов, и, наконец, в нашей стране множество судов субъектов федерации.

Для того, чтобы определить конкретный суд среди судов одного звена, необходимо обратиться к понятию территориальной подсудности.

Территориальная подсудность подразделяется на несколько видов. Можно выделить общую, альтернативную, исключительную, договорную подсудности и подсудность по связи дел. Рассмотрим каждую из них.

Правила общей подсудности гласит: исковое заявление подается по месту жительства ответчика (месту нахождению организации). Это общее правило, используемое в большинстве случаев. Поэтому, прежде всего, Вы должны руководствоваться именно данным правилом.

Альтернативная подсудность позволяет истцу выбрать самостоятельно из нескольких вариантов судебный орган для предъявления иска. Но ситуации, в которых истцу предоставлено право подобного выбора, строго ограничено законом. Эти ситуации, следующие:

  • Если место жительства ответчика неизвестно, то иск может быть подан либо по месту нахождения его имущества, либо по последнему известному месту жительства в Российской Федерации (нахождении организации);
  • Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (или по месту нахождения самой организации);
  • Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства (или по месту жительства ответчика);
  • Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным;
  • Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда;
  • Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца;
  • Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора;
  • Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна;
  • Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В вышеперечисленных случаях возможность выбора конкретного суда принадлежит истцу. То есть исковое заявление необходимо подавать в тот суд, в который Вам удобно.

Законодатель выделил и исключительную подсудность. Она представляет собой отступление от правил общей подсудности и требует подачи иска в конкретно определенный суд. Список дел с исключительной подсудностью исчерпывающий и на него необходимо всегда обращать внимание. Правила исключительной подсудности, следующие:

  • Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества;
  • Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства;
  • Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Подсудность по связи дел представляет собой способ процессуальной экономии. Ее суть заключается в следующих правилах подачи искового заявления:

  • Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца;
  • Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска;
  • Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.

Кроме того, законом определено, что стороны могут договориться о территориальной подсудности (то есть о том, каким судом будет рассматриваться их спор).

Но сделать они это могут только в отношении мировых судей, районных судов. Также правило о договорной подсудности не применяется в отношении исключительной подсудности.

То есть исключительную подсудность стороны своим соглашением изменить не могут.

Соблюдая вышеизложенные правила, вы сможете без лишних временных затрат подать исковое заявление в тот суд, в который оно и должно быть подано в соответствии с законом.

Подробнее на yursovetnik.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6d2e6c72611b00b4fff77e/v-kakoi-sud-podavat-iskovoe-zaiavlenie-5ca5d6ac134d6700b2a4a513

​Закон о мировых судьях​​

Мировые судьи имеют право рассматривать дела

Судопроизводство и особенность их деятельности, на сегодняшний момент, не представляется без департамента мировых судей. Они рассматривают множество разнообразных вопросов, беря на себя существенную нагрузку. Как регулируется данная деятельность на законодательном уровне — рассмотрено в данной статье.

Законодательство о Мировых судьях

Мировые судьи — это первая инстанция судопроизводства. В их компетенцию входит разрешение споров, связанных с правонарушениями или небольшими материальными ущербами.

Судьи мирового суда рассматривают имущественные вопросы, общей стоимостью иска до 50 тысяч рублей.

Также, законодательство установило возможность для взыскателей обращаться к мировым судьям за выдачей судебного приказа, общей стоимостью до 500 тысяч рублей.

Как и в любом другом случае, основной целью мирового суда остается разрешение споров, заключение мирового соглашения и так далее. Их деятельность регулируется федеральным законом «О мировых судьях».

Нормативный акт призван регулировать работу мировых судьей. Каким образом это происходит? Федеральное законодательство регулирует ключевые моменты деятельности судей, а также занимается обеспечением деятельности соответствующих учреждений.

Особенность данного нормативного акта заключается в том, что он также определяет и подсудность дел соответствующим инстанциям. Кроме того в нем прописаны нормы, которые прописывают полномочия территориальных учреждений.

Что входит в основные положения

Федеральное законодательство в своих основных положениях регулирует следующие вопросы:

  1. Определение мировых судей в России. Что относится к данному понятию, их основная деятельность;
  2. Гарантия статуса и неприкосновенности судьи;
  3. Основная компетенция суда;
  4. Разделение на судебные участки, структура;
  5. Какие требования предъявляются к претендентам на должность, и к судьям в целом;
  6. Как назначаются и срок деятельности;
  7. Прекращение и приостановление работы судьи;
  8. Аппарат судьи;
  9. Организационное обеспечение деятельности.

Планируемые изменения

Одним из наиболее важных моментов касательно изменений в законодательстве, стало выдвинутое предложение об установлении бессрочных полномочий мирового судьи. Основная проблема в том, что действующий нормативный акт устанавливает незначительный срок, после чего судья может повторно выдвинуть свою кандидатуру на данную должность.

Инициатива изменения данного правила исходит от Верховного суда РФ. В государственную думу был выдвинут законопроект о снятии данного ограничения. Основная позиция ВС подкрепляется тем, что постоянное переназначение не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей. Также есть основание считать, что подобный подход создает давление на правосудие.

Кроме того, в зависимости от региональных правил, сроки назначения дополнительно регулируются и могут меняться. Так, например, в Москве период не превышает 3-х лет, а в Башкортостане 5-ти лет. Изменения в законодательстве помогут привести структуру к единому значению. Что будет оставаться неизменным, так это возрастной предел для законодательных работников — до 70 лет.

Читать так же:  Закон о безработице в 2020 году

Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»

Данный законопроект создан в Архангельской области ввиду того, что с момента образования департамента мировых судей их необходимость и обоснованность была полностью доказана. За указанное время существенно снизилась нагрузка на работников районных судов, также увеличилась доступность правосудия для обычных граждан.

Большая часть дел рассматривается именно мировыми участками, а поскольку их количество не соответствовало запросу населения, было принято решение об увеличении. Законопроект увеличил количество участков на 6 единиц, которые были расположены в городах и районах области, где общая численность населения превышала показатель в 23 тысячи человек.

Данная мера сказалась и на росте федерального бюджета. Также статистика, приведенная за прошедшие годы, показала острую необходимость увеличения числа мировых участков.

Основные моменты законодательства

Чтобы понять особенность работы мировых судей, следует более подробно остановиться на ключевых моментах, описанных в Федеральном законодательстве. Как уже говорилось, нормативный акт не только регулирует работу суда первой инстанции, но и устанавливает особенности их деятельности.

Что входит в понятие института мирового суда?

Нормативный акт относит данный правовой институт к судам общей юрисдикции. Они осуществляют свою деятельность на уровне субъектов Российской Федерации, при этом являясь часть государственной системы.

Законодательство содержит непосредственные отсылки к Конституции России, а также к Закону «О судебной системе». Данные нормы устанавливают полномочия и принципы работы правового аппарата.

Также особенности деятельности судей, порядок и периоды их работы могут регулироваться и актами местного самоуправления.

При этом данные законопроекты не могут противоречить или идти в разрез с основными Федеральными документами.

Федеральный закон № 188

Как уже говорилось, нормативный акт № 188 «О мировых судьях», регулирует основные нюансы деятельности правового органа. В нем также прописывается сама процедура назначения граждан на должность, приостановление и прекращение их деятельности. Закон прописывает компетенцию и разграничение судебных участков.

Какое определение мировым судьям дает нормативный акт

Мировые судьи в современной системе являются значимым правовым институтом. Именно по этой причине его регулирование осуществляется на самом высоком (Федеральном) уровне. Большая его часть приходится именно на 188 закон.

Данный правовой институт призван осуществлять правосудие от имени Российской Федерации. Общий порядок регулируется Федеральными нормативными актами.

Решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, являются обязательными для всех без исключения (физическими и юридическими лицами, органов власти).

Что входит в компетенцию судей

Компетенция — то есть то, какие дела могут рассматриваться конкретным правовым органом, описывается в третьей статье 188 ФЗ. Для мировых судей установлены следующие:

  • Уголовные дела, связанные с правонарушениями, за которые наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок не более 3-х лет;
  • Вынесение судебных приказов по взысканию задолженности (кредитной, займы, за ЖКХ) на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей;
  • Дела, связанные с расторжением брака между супругами, не имеющими разногласия по вопросу воспитания несовершеннолетнего ребенка (детей);
  • Разделение имущества супругов, общей стоимостью не более 50 тысяч рублей;
  • Споры, возникающие по семейным правоотношениям, за исключением связанных с установлением отцовства или материнства, удочерении или усыновлении, установлении прав на ребенка. Другими словами, мировыми судьями не рассматриваются дела, связанные с несовершеннолетними детьми;
  • Имущественные споры, не связанные с наследованием или продуктами интеллектуальной деятельности. При этом общая сумма спора не должна превышать показателя в 50 тысяч рублей;
  • Вопросы, связанные с установление порядка пользования имуществом;
  • Административные правонарушения, если это относится к компетенции суда.

Читать так же:  Распитие алкогольных напитков в общественных местах

Также законодательством могут быть предусмотрены дополнительные споры, рассматриваемые мировым судом.

Разделение на судебные участки

Статья 4 Федерального закона устанавливает правила, по которым судья осуществляет свою деятельность в пределах установленной территории. Их общее число также устанавливается законодательством, по инициативе субъекта РФ.

Количество участков создается из расчета численности населения. На одной территории от 15 до 23 тысяч человек. В случаях, когда общее количество граждан составляет менее 15 тысяч, создается только один участок. Если планируется упразднение конкретного участка, дела с него передаются в юрисдикцию другого учреждения.

В установленных случаях дела могут передаваться председателями районных судов, если это допускается компетенцией правового органа. Также данная норма применяется в случаях повышенной нагрузки на мирового судью. К таким делам могут относиться уголовные, административные, по выдаче судебных приказов и так далее.

Основные требования к кандидатам

Статья 5 делает четкую отсылку к ФЗ «О статусе судей». А именно, что на должность мирового могут претендовать граждане, подходящие под критерии, установленные в федеральном законодательстве.

Другими словами, для работников правовых структур применяются единые требования, вне зависимости от инстанций. Однако применяется данная норма с учетом положений 188 закона. В частности это касается особенности назначений мировых судей.

Как выбирается

Данная процедура осуществляется при непосредственном участии законодательного органа или лиц, проживающих на данной территории. Сам порядок выбора судьи устанавливается актом местного самоуправления.

Указанная процедура должна быть проведена не позднее 6 месяцев, до момента, как истечет срок полномочий действующего судьи. В тех случаях, когда работник правового органа прекращает свою работу досрочно, это делается не позднее, чем за 10 дней до окончания.

Период действия полномочий

Как уже говорилось, нормативный акт четко устанавливает период, для осуществления правовой деятельности. В статье 7 устанавливается правило, что данный период не может превышать 5 лет. Местное самоуправление может уменьшить (но не увеличить) данный срок.

Однако гражданин, занимающий указанную должность, имеет право повторно выдвинуть собственную кандидатуру на рассмотрение. При повторном избрании общий период также не может превышать 5-ти лет.

Стоит отметить, что вне зависимости от периодов и времени избрания, судья не может занимать указанную должность после достижения 70 лет. В данном случае он будет вынужден снять с себя полномочия.

Прекращение полномочий

Законодательство четко описывает ситуации, при которых полномочия работника правовой структуры должны быть прекращены. К ним относятся:

  • В последний день месяца, когда истекает период исполнения полномочий или в день, когда гражданину исполняется 70 лет;
  • На следующий день, после вступления в законную силу решения коллегии о досрочном прекращении деятельности конкретного судьи.

Обеспечение деятельности судей

Немаловажную роль в осуществлении работы судьи играет его аппарат. Сама структура, штатное расписание, определяются нормативными актами местного самоуправления.

При этом сотрудники имеют статус государственного служащего и работают согласно нормам действующего законодательства.

Читать так же:  Что должно быть в уголке потребителя?

Финансирование осуществляется при непосредственном участии Судебного департамента, работающего при ВС. Их основной деятельностью является перечисление заработной платы, премий, социальных наград и так далее.

Мнение экспертов

Какую оценку дают эксперты деятельности мировых судей. Прежде всего, их работа носит двойственный характер. Она регулируется региональными актами, но при этом входит в единую государственную систему, направленную на разрешение споров и представление интересов РФ.

На момент формирования структуры в целом, велось большое количество споров на тему того, какой объем работ должен охватывать данный департамент. Считалось, что правовая структура должна осуществлять деятельность только на уровне первой инстанции.

Таким образом, их деятельность характеризовала бы работу районных судов и общую эффективность судопроизводства.

В итоге, до населения дошла именно текущая формулировка, подтверждающая двойственность данной структуры.

Заключение

Как бы то ни было, мировой суд, рассматривается экспертами, как действительно значимый правовой орган. Он позволяет населению в свободной форме обращаться к правосудию, за восстановлением собственных прав и разрешением сложившихся конфликтов.

Федеральный закон № 188 достаточно сбалансирован и охватывает все наиболее значимые моменты данной деятельности.

Источник: https://zakonoved.su/%E2%80%8B%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D1%8F%D1%85%E2%80%8B%E2%80%8B.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.