Может ли прокурор давать указания следователю

Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации

Может ли прокурор давать указания следователю

Установление истины в процессе решения вопроса о возбуждении уголовного дела имеет свою специфику. Закон не требует установления всех обстоятельств совершенного преступления. Достаточно получить объективные знания относительно поводов и оснований к возбуждению уголовного производства.

Без этого невозможно принять законное и обоснованное решения по поступившему сообщению. Деятельность по установлению названных поводов и оснований имеет место только при проведении предварительной проверки. Если же они уже содержатся в поступивших материалах, то необходимо немедленно возбуждать уголовное дело.

Установление объективной истины производится в основном не самим прокурором, а следователем, дознавателем, органом дознания, которым он поручает проведение проверки.

Реализацию этой функции обеспечивают такие полномочия прокурора, как право самостоятельно проводить проверку; поручать ее проведение следователю, дознавателю или органу дознания; возвращать в установленных законом случаях материалы для дополнительной проверки; поручать органу дознания проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий; давать указания следователю, дознавателю, органу дознания о направлении проведения проверки; принимать меры к закреплению следов предполагаемого преступления.

Наличие признаков преступления прокурор проверяет и при решении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Некоторые аспекты осуществления данной функции в стадии предварительного расследования были затронуты при рассмотрении функции уголовного преследования.

Как отмечалось, прокурор принимает меры к полному, всестороннему и объективному установлению всех обстоятельств преступления в основном опосредованным путем.

Он дает указания следователю, дознавателю, поручения и указания – органу дознания; он лично может принимать по делу решения, направленные на достижение указанных целей; он отстраняет от расследования следователя или дознавателя при наличии оснований для их отвода вследствие возможного проведения ими необъективного расследования; отменяет незаконные или необоснованные постановления, если они препятствуют установлению истины; возвращает дело на дополнительное расследование. Непосредственно прокурор может участвовать в установлении истины, когда лично полностью проводит расследование или отдельные следственные действия.

Данную функцию в стадии возбуждения уголовного дела признают 40 %, а в стадии предварительного расследования – 39 % всех опрошенных прокуроров.

Видимо, это объясняется тем, что в их понимании установлением истины в основном занимаются следователь и дознаватель в ходе расследования преступления, а не прокурор.

Из ста проанкетированных прокуроров Краснодарского края, Волгоградской области и Республики Адыгея только двадцати семи приходилось самим расследовать уголовные дела.

§ 5. Функция руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя и органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений[177]177  В дальнейшем для краткости – руководство процессуальной деятельностью.

[Закрыть]

На наличие этой функции в стадии возбуждения уголовного дела указали 44 % опрошенных прокуроров.

В ст. 37 УПК РФ не указано ни одного полномочия прокурора, с помощью которого он осуществляет руководство процессуальной деятельностью в данной стадии. Они регламентируются ст. 144, 146, 148 УПК РФ.

Речь идет о праве прокурора поручить проверку сообщения о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, органу дознания или следователю (ч. 2 ст. 144 УПК РФ), продлить срок проверки (ч. 3 ст.

144 УПК РФ), возвратить материалы для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в установленные сроки вынести по нему соответствующее решение. Однако ч. 2 данной статьи предусматривает исключение из этого правила.

Если сообщение о преступлении распространено в средствах массовой информации, то органы дознания или следователь не имеют права проводить проверку по собственной инициативе, а могут это сделать только по поручению прокурора. Практически получается, что обязанность выявлять подобные сообщения лежит именно на прокуроре.

Указанное положение представляется не совсем правильным, поскольку органы дознания, дознаватель и следователь, если их не обязывает закон, вряд ли будут проявлять рвение в выявлении такого рода сообщений.

Данную норму, на наш взгляд, следует изложить иначе: «В случае сообщения о преступлении в средствах массовой информации орган дознания, дознаватель, следователь незамедлительно уведомляют об этом прокурора, который решает вопрос о проведении проверки». И далее по тексту.

В УПК РФ не решен вопрос о праве прокурора давать указания в стадии возбуждения уголовного дела, хотя такое полномочие является важнейшим инструментом руководства процессуальной деятельностью. По смыслу п. 3 ст. 37 УПК РФ прокурор дает указания только по возбужденному делу.

Но, поручая проверку или возвращая материалы для дополнительной проверки, прокурор может указать, что именно надо проверить, на что обратить особое внимание, какие пробелы восполнить и т. д. Чтобы избежать разночтений, необходимо закрепить данное право, сформулировав п. 3 ч. 2 ст.

37 УПК РФ следующим образом: «Участвовать в производстве предварительной проверки и предварительного расследования.

В необходимых случаях давать письменные указания о направлении проверки или расследования, производстве следственных действий, возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела либо лично производить отдельные проверочные, следственные и иные процессуальные действия. Указание прокурора о возбуждении уголовного дела равнозначно его согласию на возбуждение дела».

Выполняя функцию руководства процессуальной деятельностью при проведении проверки, прокурор обеспечивает законность производства проверочных действий, чтобы полученные доказательства впоследствии отвечали всем требованиям об их допустимости.

В соответствии с ч. 7 ст. 151 УПК РФ при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором. Он же разрешает споры о подследственности уголовных дел (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

Однако остается открытым вопрос, кто разрешает спор о передаче сообщений и материалов о совершенном преступлении по подследственности и подсудности. Правильнее, на наш взгляд, говорить о подведомственности. В УПК об этом ничего не сказано.

Следует законодательно закрепить право прокурора определять подведомственность проведения предварительной проверки в соответствии с подследственностью, а также разрешать споры о подведомственности.

Существование функции руководства процессуальной деятельностью органов дознания, следователя и дознавателя в стадии предварительного расследования признают 61 % опрошенных прокуроров.

Качество следствия и дознания достигается быстрым изобличением лица, совершившего преступление; полным, всесторонним установлением обстоятельств преступления; объективностью принимаемых решений; умелым использованием научно-технических средств, специальных познаний экспертов, специалистов; применением эффективных методик расследования; правильным планированием хода расследования и производства отдельных следственных и иных процессуальных действий; выдвижением и проверкой обоснованных версий; оперативным выявлением и закреплением доказательств, правильной их оценкой; своевременностью и целесообразностью применения процессуальных мер принуждения и т. д. Естественно, ни о каком качестве нельзя говорить, если при расследовании допускаются нарушения требований уголовно-процессуального и других законов.

Осуществляя руководство, прокурор помогает следователю, дознавателю, органу дознания профессионально и эффективно решать встающие перед ними при расследовании преступлений задачи.

Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение в плане смыслового содержания, стилистики, квалификации содеянного, принять законное и обоснованное решение по делу, указать на имеющиеся недостатки с целью их устранения. Такого рода помощь официально не регламентируется законом, но объективно входит в понятие руководства. На практике прокурору не всегда требуется применять властно-распорядительные полномочия. В ряде случаев он ограничивается устной беседой рекомендательного характера. Но при необходимости прокурор может применить полномочия, которыми обладает в силу закона.

Источник: https://iknigi.net/avtor-aleksandr-tushev/98114-prokuror-v-ugolovnom-processe-rossiyskoy-federacii-aleksandr-tushev/read/page-10.html

ст. 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ с ми

Может ли прокурор давать указания следователю

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом ;6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи ;13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.

1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела .

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным .

Источник: https://ruupkrf.ru/st-37-upk-rf

Статья 37. Прокурор

Может ли прокурор давать указания следователю

СТ 37 УПК РФ

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.

1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.

2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.

1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5.

Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Источник: http://UPkod.ru/chast-1/razdel-2/glava-6/st-37-upk-rf

19 полномочий прокурора согласно 37 статье УПК РФ

Может ли прокурор давать указания следователю

Главным определением прокурорского надзора является понятие прокурора как работника прокуратуры.

Прокуратура выступает как составная часть государственной системы, осуществляющей надзорную, регулирующую и правоохранительную работу во многих областях общественной жизни.

Система прокуратуры включает: Генпрокуратуру России, прокуратуры субъектов России (республик, краёв), военпрокуратуры и прочие спецпрокуратуры, учреждения научной и образовательной сфер, печатные редакции, городские и районные прокуратуры.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Статья 37 УПК о чём

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры  наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.

Прокурор вправе прекратить преследовать с приведением обоснованных причин. Функции исполняют и городские, и районные прокуроры (заместители), равносильные им уполномоченные сотрудники.

При непринятии руководителем органа следствия (следователем) предписаний прокурор правомочен обращаться с требованием об исправлении недостатков к вышестоящему руководителю организации следствия.

При оспаривании руководителем указаний он наделён властью обращаться к Следователю СК России или руководителю организации следствия федерального органа.

При отказе последних исполнять предписания уполномоченный сотрудник наделён правомобращения к Генпрокурору России, определение которой будет конечным.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/st-37-upk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.