Может ли судимый человек работать в школе

Как педагоги с судимостью устраиваются на работу в школы и детсады

Может ли судимый человек работать в школе

https://ria.ru/20180405/1517942217.html

Как педагоги с судимостью устраиваются на работу в школы и детсады

Как педагоги с судимостью устраиваются на работу в школы и детсады

РИА Новости, 05.04.2018

2018-04-05T08:00

2018-04-05T08:00

2018-04-05T14:22

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/151797/18/1517971899_0:3:1036:586_1400x0_80_0_0_84ce7d2d29d96cb965129d5f3e658bb5.jpg

москва

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/151797/18/1517971899_127:0:911:588_1400x0_80_0_0_a75d41435a3e24200ea7a0fcd5a7b155.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

москва, общество

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости, Ирина Халецкая. Побои, воровство, мелкое хулиганство — педагогам с подобным “багажом знаний” нелегко устроиться в школу или детский сад.

Однако руководители образовательных учреждений нередко закрывают глаза на пикантный факт биографии и берут в штат людей с судимостью. Тем самым нарушая закон.

Как учителей и воспитателей с уголовным прошлым допускают к детям, разбиралось РИА Новости.

Вчера за решеткой — сегодня в саду

В конце марта в Екатеринбурге прошли масштабные проверки дошкольных учреждений. Поводом послужили постоянные жалобы на воспитателей, жестоко обращающихся с детьми. Так, в детском саду № 473 воспитательница фактически организовала “концлагерь”: она била малышей и дрессировала их как собак, приучая к командам. Инцидентом заинтересовались правоохранительные органы.

По итогам только одной проверки прокуроры направили в суд 17 исков. Выяснилось, что в восьми учреждениях работали педагоги с криминальным прошлым. В частности, нянечка в детском саду № 544 оказалась судима за подделку документов, а в детсаду № 555 работал сотрудник, дважды побывавший в колонии — за побои и растрату. После проверки его срочно уволили.

Руководство учреждений, в свою очередь, лишь разводит руками. Заместитель по воспитательной работе детского сада № 555 в беседе с корреспондентом РИА Новости заявила, что ей ничего неизвестно о человеке, который мог работать с двумя судимостями. На вопрос, каким образом его устроили, собеседница затруднилась ответить, попросив “позвонить завтра”.

Момент покаяния

В 2010 году на волне резонансных уголовных дел о педофилии в образовательных учреждениях законодатели внесли поправки в Трудовой кодекс (ТК): всем, у кого в биографии есть “уголовный опыт”, фактически запретили приближаться к детям.

Однако вместе с педофилами под масштабную “чистку” попали педагоги с судимостью, к примеру, за оскорбления, хулиганство и другие мелкие правонарушения. Работу потеряли не только приговоренные к реальным срокам лишения свободы, но и условно осужденные, а также учителя, чьи дела были прекращены на стадии предварительного расследования по “нереабилитирующим основаниям”.

Уволенные сотрудники в ответ завалили прокуратуру письмами, а суды — коллективными исками с просьбами восстановить их права, с жалобами на “уравниловку”. Одно дело — рецидивист, отсидевший за групповое изнасилование, другое — почетные учителя, которые оступились в молодости, но давно исправились, аргументировали педагоги.

В 2013-м Конституционный суд признал запрет чересчур жестким и внес некоторые разграничения: необоснованно увольнять учителей с судимостью за преступления небольшой и средней тяжести. Кроме того, судьи решили, что нужно учитывать срок давности преступления, а также обращать внимание на личные качества и заслуги педагогов.

Еще через два года правительство утвердило порядок допуска к работе преподавателей, у которых в личном деле есть судимость по статье средней тяжести. Работать они могут, если пройдут проверку на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Благодаря поправкам в законодательстве появилась возможность разбираться в каждой конкретной ситуации.

Впрочем, ограничения распространяются не только на педагогов. Адвокат Владимир Старинский пояснил РИА Новости, что статья 351.1 ТК затрагивает всех, чья работа пусть косвенно, но связана с детьми. Раньше это касалось исключительно занятых непосредственно педагогической деятельностью, даже если судимость по ним погашена.

Тайна на двоих

Тем не менее многие директора школ и детсадов в обход комиссии, без разрешения берут в штат педагогов с криминальным прошлым. А СМИ сообщают об учителях-уголовниках, выявленных прокуратурой в процессе проверки.

В марте учительница русского языка и литературы из Костромы едва не лишилась работы из-за давней судимости, о которой руководство школы просто решило умолчать.

По информации региональной прокуратуры, педагог работала в школе с 1990 года, была на хорошем счету, ее ценили и коллеги, и родители. Но в 1997-м оказалась на скамье подсудимых за нанесение побоев.

Срок давно прошел, и вопрос о дальнейшей судьбе учителя на КДН рассматривать почему-то не стали, хотя этого требует ТК.

В таких случаях, объясняет Старинский, руководство организации может быть привлечено к ответственности (по ст. 5.27 КоАП). В итоге директора учебного заведения оштрафовали, а педагога решили “помиловать”. Получив заключение комиссии, она теперь работает на законных основаниях.

В то же время нередко учителя скрывают от руководства судимость, в особенности если они работают давно и справки из МВД не предоставляли.

Так, в конце 2017 года в селе Ухтым Кировской области прокуратура обратила внимание на то, что в личных делах подобных справок не было у учителя химии и физкультуры.

Выяснилось, что в послужном списке у физрука есть срок за хищение бюджетных средств — 18 тысяч рублей. Судимость не была снята или погашена, и его уволили.

Источник в правоохранительных органах, контролирующий образовательные учреждения, рассказал корреспонденту РИА Новости, что вся ответственность за принятие решений лежит на работодателе: он лично обязан следить за порядком и при устройстве на работу требовать у соискателя справку из МВД.

“Раньше ее не требовали в принципе, но когда ввели новые правила, директора по идее должны были провести ревизию. Сделали это далеко не все. При своих проверках мы нередко выявляем факты нарушений. В некоторых учреждениях не просят справку даже при трудоустройстве нового сотрудника”, — комментирует собеседник.

По его словам, когда возникает пограничная ситуация, материалы необходимо направить в КДН, там решат, может конкретный человек работать с детьми или нет.

“Иногда директорам жалко, наверное, их увольнять, например, в условиях дефицита кадров”, — предполагает источник.

Есть и еще один аспект: многие руководители образовательных учреждений до сих пор не знают о порядке трудоустройства лиц с судимостью, поэтому прокуратура при проверках обращает на это пристальное внимание.

“Учитель — это пример”

Само педагогическое сообщество пока не пришло к единому мнению насчет того, как относиться к коллегам с криминальным прошлым, даже если речь идет не о тяжких преступлениях.

Михаил Шашков из Санкт-Петербурга вспоминает, как несколько лет работал с уже немолодым учителем истории, который производил хорошее впечатление и на детей, и на родителей, пользовался авторитетом в глазах руководства школы.

“Однако потом кто-то пустил слух, что у него якобы есть судимость за какое-то мелкое хулиганство, совершенное еще по молодости.

Родители тут же забыли обо всех заслугах педагога, коллеги стали на него коситься, директор попросил справку о судимости. Слух подтвердился.

Историка уволили, хотя, по мне, он давно искупил свою вину прилежной работой”, — поделился своим мнением с РИА Новости Шашков.

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования “Учитель” географ Леонид Перлов, наоборот, считает, что профессиональная репутация учителя — это главное. “К сожалению, об этом стали забывать. Директор школы обязан запрашивать документы об отсутствии судимости, отсутствии психических заболеваний.

Железные нервы — одно из главных профессиональных требований к учителю.

Если человек сорвался один раз и совершил преступление, пусть и не тяжкое, кто знает, может, он его повторит? Педагог и статья за воровство или побои, хоть бы и нанесенные  по неосторожности, разве может это сочетаться? Мне кажется, этого достаточно, чтобы уйти из профессии”, — категоричен Перлов.

Родители не вмешиваются

Крест на карьере учителей и воспитателей способны поставить и родители детей. Перлов уточняет, что директор не обязан знакомить родителей с биографией сотрудников. Однако, если до них дошли слухи, что в школе или детском садике есть судимый педагог, они могут направить запрос директору или надзорным органам.

“Когда родители узнают, что человек судим, вряд ли им захочется, чтобы он работал с их детьми. Никто не имеет права осуждать их за это.

Учитель, как и воспитатель, в представлении общества — святой, не имеющий права на аморальный поступок, — уверен Перлов. — Но должны ли родители влиять на кадровую политику? Скорее всего, нет.

Работа педагога очень ответственная, изматывающая, возможны срывы. Идеальных людей нет. Решение об увольнении остается прерогативой директора”.

Источник: https://ria.ru/20180405/1517942217.html

�������������� ���������������� �������������� �������� ������������������ ���� ������������ �� ����������

Может ли судимый человек работать в школе

�������������������������� �������������������������� ������������ ���������������������� ��������������, ���� ���������������� �������������� �������������� ���������������� ������������ ���������������� �������������������� ���� ������������ �� ����������. ������ ���������� ���������������������� ���������������� ������������ ���������� ������������������, ������ �������������� ���� ������������ ������ ����������.

�� ���������� ������������ ������ ���������������������� ������������������, ������ ������������������ – ������ ���������� ���� ������ ����������.

�������������� ������������������������ �������������� ������������ ������������ �� �������������� ������������ �� ������������������������ �� ����������.

������ ������ ���������� ��������������, �������� ���������������� “�������������� ������������������” ���� ������������ ���� ������ ����������. �������� �� ������������������ ������������ ������������������ �� ������������ ��������������������������.

������ ������������ ���� ����������. ���������� �������������� ������ ���������� ���� ������. ������-���� ������������������, ���� ���������� �������������� ������, �� �� �������������������� – ����������������. ������ ��������������. �������������� ��������, ���������������� �� �������������� ����������.

��������, ��������������, ���� ����������������, �� ������ ���������������� �������� ���� ���������� ��������. ���� �� ������ ������ �������������� ���������� �������������������������� ������������������. �� ���������� �������������� ������ ��������, ������ �� ��������. ���������������� ��������.

������������ ������������������ ���������������� �� ������������������, �������������� – �� ����������������������. �������������������� ������������ ����, �������������������� ��������������������. ���� ���������� ������������������ ���������� ������������������, ������ ������ �������� ����������������. ���������� ������ ���� ��������������.

������ �� �������� ���������������� ���� ���������� ��������.

���������� ����������������, ������ �� ���������������� ������������������ ������ �������������� ������������ ���������������� ��������������������. ������ ������������������, ������ ������������������.

�������������������� ������������, ������������ ��������������.

��������������, �������� ���������������������� �������������� ���������������� �� �������������������������������� �������� ���� �������� ����������, ������ ���������������� – ���������������� ��������������.

������������������ ������ ���������� �������������� �������������� �������������������������������� �� ���� ��������, ������ ���������������� �� ������������.

�� ���������������� ������������ �������� �������������� ���������������������� ���������������������� ������ �������������� ���� ������������������ ������������������������ ���� ������������, ������������������ �� ���������������������� �� ������������������ ������������������������������������.

���������������������� �������������������� �������� ������������ ��������������������. ��������������������������, ������������������ ���������� ���� ���������� ���������� ���������� ����������.

������ ���������� ������ ������������������ ���������������� ��������.

���� ������ ������������ �������������������� ������������������ ������������������������, ���������� �� ����������-���� ���������������������� �������������� ������ �������������� ������������ �������� ���������������� �� �������� ������������������.

�������� ���� ������ ���������� �������������� �� ������, ������ ���������������� ������������ ���������� �� ����������. ������ ������������ ���������������� ���������������� ������������������ ������������ ������ ���������������� ��������������������.

������������������ ���������������������� �������� ���������������� ���������������� ���������� ����������. ���� ���������������� ���������������� ����������������: ������������ �������������� ���������������� �� �������� ��������������. ���������� ������������.

�������������� �������� �������� ������������ ���������������� ������������������. ������������������ �������� ���� ���������������������������� ������������������������ ���� ������������ ���� �������������� ��������������������.

����������������, ����������������, ������������ ������������������ �������� �������������� ���������� �������������� ������������, ������ ���������������� ������������.

�������������� �� 2013 �������� ������������������������������ ������ �������������� �������������� ������������ ������ �������������� ���� ������������ �� ������������ ���� ������������������������������ ������������������ ������������.

�������� ���������� ������������������, ���������� ���������������� �������������������� ������������ �������������� ���� ���������� ����������, �� ���������� ���������������� ����������������.

������ �������������� �� ��������������������������, �� ������������ �� ������������ ���� ������������ ���������������������� �������� �� ���������������� ������ ������������������������ ��������������������, ��������, ����������-�������� �������������������� ���� ������������ ������ ���������� ������������ �������������� ���� ����, �� ���������� ���� ���������������������� ������������������������ ������������ ������������������������������������.

�� ������������������ �������� ������������������, ���������� ���������������������������� �������������������� ��������������������������, ������������ �� �������������� �� ���������� ������������ ������������ ���������������� �� ���������������������������� ��������������. ������ ���������� ������������������������������ ������. �� �������������� ������������������������������ ���������������� �������� �������������� �� ���������������� ������������.

������������ �������������������������� �������������������������� ������������������ ������������������, �� �������������� �������������� �������������� �� ���������������������� �������������� ������������ ���������������� �������������������� ���� ������������ �� ����������.

������������ “����������” ������ ���� ������������ ���������� ���������������� ���� ���������� ������������������������������������, ������������������ �������������� ������������������������������ ���������������� ������������������������������ ������������ ������������������. ���������� ������������ – ������ ������������������������ ����������������������������.

�������������� ������������ ���������������� �������� ������������������. �������������������������� ���������������������� ������������ ��������������������, �������������� �������� ������������������.

�� ������ ���������� �������� ���������� ���������������� ���������� ������������������ �� �������������� �� ������������������.

������������������, ����������������������, ������������ �������� ����������������.

���� ������������ ������������������, ���������������� ��������������, �� ���������� ��������������, ������������ ���������������� ������ ���������� �������������� “������������������”, ���������������� �� ����������.

�� ������������ ��������������, �������� �������� ������, ������ ������ �������������� ������ ���������������� ���������� ���� ���������������������������� ������������������������, ���������������� ���� ������������������.

���� �������� ���������� ������������������, ��������������, ��������������.

���������������� ������������ �������������� ������ ����������������������������: ���������� ��������, ������������������ ���������������� ���������� ������������������������, ������ ������������������ ���� ����������, ������ �� ������ ������������������. �������� ��������-���� ������ ���������������� ��������, ���������������� ���� ������������������ �������� ��������. �� ��.��.

���������������� ������������ �������������� ���������������������������� �������������� �� �������������� 30 ��������. �������������������� ���������� �������������� �������������� ���� ��������.

�������������� ���������������� ���������� �������� �������������������� �� ��������.

������������������ ���� ������, ������ �������������� ���� ���������������������� ������������������������ ������ ���������������� ���������� ������������ �� ���������� ������������, ���� ���������������������� �� ���� ������������������������������.

Источник: https://rg.ru/2015/08/17/shkola.html

Работа в школе с погашенной судимостью

Может ли судимый человек работать в школе

Ни для кого не секрет, что люди с судимостью сталкиваются с проблемами при попытке трудоустройства.

Работодатели опасаются повторения случаев противоправного поведения со стороны работников с таким прошлым. Особенно это касается соискателей вакансий в учреждениях образования.

Их возможности трудоустройства в данной сфере ограничены не только стереотипами, бытующими среди работодателей, но и законом.

Что учитывают при трудоустройстве бывшего судимого?

Работодатель не может отказать соискателю только на том основании, что он ранее был судим. Однако, в 331 статье ТК РФ дан перечень преступлений, осуждённых за которые нельзя допускать к работе с детьми. Поэтому директора школ, рассматривая заявление работников, должны учитывать это требование закона.

Кроме того, важным аспектом оценки проблем соискателя вакансии с законом является факт прекращения уголовного дела.

Если дело прекращено в результате доказательства невиновности человека, то он может быть допущен к педагогической работе.

Если же причиной прекращения дела было примирение сторон или истечение срока давности, то это является препятствием для работы бывшего осуждённого с детьми.

Последствия погашенной судимости

Несмотря на то, что согласно 86 статье УК РФ снятие судимости приводит к отмене её негативных последствий, биография гражданина не становится чистой. Сведения о том, что он был осуждён по конкретному преступлению, хранятся в базе данных ГИЦ МВД в течение 25 лет. Не только сотрудники правоохранительных органов, но и работодатели могут получить эту информацию.

Справки о наличии или отсутствии судимости оформляются на основании Приказа МВД №121 от 2011 года. В соответствии с этим правовым документом, даже в отношении граждан полностью погасивших судимость, в справке указывают дату вынесения приговора, название суда, срок лишения свободы, статью УК РФ, а также дату погашения судимости.

Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию при трудоустройстве, в том числе на основании судимости в прошлом. Поэтому справка с такими данными не может быть причиной отказа в приёме на работу. Но это не касается ограничений, указанных в статье 331 ТК РФ. Ранее осуждённым гражданам закрыт путь на работу в учреждения образования, правоохранительные органы и на государственную службу.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Кому нельзя работать в учреждении образования?

Российское законодательство однозначно запрещает работать с детьми гражданам, которые были осуждены за преступления:

  • Против здоровья и жизни людей.
  • Достоинства.
  • Несовершеннолетних и семьи.
  • Общественной и государственной безопасности.
  • Половой неприкосновенности.

Возникает вопрос о трудоустройстве людей с судимостью в учреждения образования на работу, не связанную с педагогикой. В любом учреждении есть уборщицы, сторожа и иной технический персонал.

К ним также относятся требования ТК РФ и при наличии судимости в прошлом, связанной с перечисленными видами преступлений, в такие учреждения их не трудоустроят.

Это объясняется тем, что технический персонал также взаимодействует с детьми и может оказать на них негативное влияние.

Данные требования появились в законодательстве в 2011 году. Они позволяют руководству образовательных учреждений уволить сотрудников, которые имели судимость и устроились на эту работу до 2011 года.

Исключения из требований закона

На практике сложно встретить педагога, который ранее был судим. Тем не менее, такие примеры есть. Работать в детском саду или школе разрешат, если:

  • Человек был осуждён по уголовной статье, которая позднее была исключена из УК РФ.
  • С ним заключён договор на оказание услуг, а не гражданско-правовой договор.
  • Педагог не осуждён, а подозревается в совершении преступления. На основании статьи 351.1 ТК РФ, это не является причиной отказа в трудоустройстве.

Несмотря на то, что закон не запрещает принимать на работу педагогом в перечисленных случаях, директора школ могут не обратить на это внимание. Логика их действий проста – максимально обезопасить детей от влияния ранее судимых лиц. В случае неправомерного отказа в трудоустройстве, гражданин может обжаловать действия работодателя в суде.

Однако, при обращении с иском в суд, нужно понимать, что к сотрудникам учреждений образования предъявляются особо строгие требования. И судья будет внимательно рассматривать каждый случай индивидуально. Суд нужно будет убедить не только в отсутствии правовых оснований отказать истцу в трудоустройстве, но и в его безопасности для детей.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/rabota-v-shkole-s-pogashennoj-sudimostyu/

Судимость и работа с детьми

Может ли судимый человек работать в школе

Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен1.

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Например, человек был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Эта статья расположена в главе 21 “Преступления против собственности”. Этой категории нет в ст. 351.1 ТК РФ, так что беспокоиться не о чем – можно спокойно работать.

Если категория преступления совпадает (например, ст. 116 “Побои” УК РФ – она находится в главе “Преступления против жизни и здоровья”, то есть относится к категории, перечисленной в ст. 351.

1 ТК РФ), но гражданин осужден не был (дело было прекращено до вынесения судом приговора) – необходимо проверить, по какому основанию произошло такое прекращение. Так, к реабилитирующим относятся основания, перечисленные в ч. 2 ст.

133 УПК РФ (например, прекращение дела за отсутствием состава преступления, из-за непричастности гражданина к совершению преступления), а к нереабилитирующим – в ч. 4 той же статьи (например, примирение сторон, истечение срока давности, амнистия и т.п.).

Если преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям или же гражданин все-таки был осужден за перечисленные в ст. 351.

1 ТК РФ преступления – его нельзя принимать на работу в любые учреждения, работающие с детьми, а если он уже работает – его должны уволить. Если работник был принят на работу до 7 января 2011 года [дата введения в ТК РФ ст. 351.1. – Ред.

], то трудовой договор с ним должен быть прекращен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а с принятыми на работу после этой даты – на основании абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Если работник не просто работает с детьми, но еще и является педагогом – к нему предъявляется дополнительное требование: согласно ст. 331 ТК РФ ему нельзя иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления любой категории.

Введенные в ТК РФ в 2011 году нормы, ограничивающие право на работу с несовершеннолетними, вызывают много затруднений на практике. За это время сложилась судебная практика, вышли разъяснения Верховного Суда РФ, так что практически на большинство вопросов можно дать ответы. Рассмотрим основные из них.

Ситуация 1. Человек работает в школе (колледже, спортивной школе, детской поликлинике и т. п.) дворником (бухгалтером, слесарем и т.п.). Распространяются ли на него установленные ст. 351.1 ТК РФ ограничения?

Да, это ограничение действует не только на тех, кто вступает в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (т.е.

педагоги, тренеры, детские врачи), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал всех организаций сферы образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, потому что эти люди тоже осуществляют трудовую деятельность в этих сферах и имеют возможность контакта с детьми2.

Ситуация 2. Работник принят на работу в учреждение, работающее с детьми, до внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Надо ли сегодня выяснять, были ли у него проблемы с законом, или нет?”

Да, необходимо. Представлять справку о судимости (или ее отсутствии) такой работник не обязан – это требование распространяется только на вновь принимаемых после 7 января 2011 года, но может сделать это добровольно, а если откажется – работодатель может запросить информационный центр МВД по своему региону самостоятельно в установленном Административным регламентом МВД РФ порядке)3.

Если выяснится, что он все-таки привлекался к ответственности по “неправильной” статье УК РФ – его уволят, несмотря на то, что на момент приема на работу никаких ограничений не было4.

Ситуация 3. Судимость по соответствующей статье была, но давно погашена (снята). Можно ли работать с детьми?

Нет, нельзя. Хотя в ст. 86 УК РФ и указано, что погашение/снятие судимости аннулирует ВСЕ правовые последствия, связанные с судимостью (то есть человек либо имеет судимость в настоящее время, либо не имеет ее вовсе – в том числе и в случае, когда она погашена или снята), ч. 3 ст.

55 Конституции РФ позволяет ограничивать федеральным законом права и свободы человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку ограничение права на занятие педагогической деятельностью обусловлено спецификой этой деятельности – она направлена обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, прямое распространение ст. 351.

1 ТК РФ таких ограничений на лиц, ИМЕВШИХ судимость, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не противоречит Конституции РФ5. Кстати, данная проблема может быть легко решена внесением дополнения в ст. 86 УК РФ в виде фразы “, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами”6.

А вот те ситуации, на которые до сих пор нет однозначного ответа – самые интересные.

Ситуация 4. Человек был осужден за преступление, уголовная ответственность за которое впоследствии устранена (норма исключена из уголовного закона, “декриминализирована”. Как быть?”

Трудностей в этом вопросе сразу несколько. Во-первых, как определить, действительно ли деяние полностью декриминализировано, или просто в старом законе называлось по-другому? Ведь мало какой работодатель обладает столь глубокими познаниями в уголовном праве, чтобы сходу, глядя в справку о судимости, определять такие вещи.

Во-вторых, даже если можно быть уверенным, что общественная опасность деяния полностью устранена, характер такого преступления может вызывать закономерные сомнения: так, если речь идет о “спекуляции”, то тут преступление явно экономического характера, и никакой угрозы точно представлять не может, но вот если в справке гражданина стоит отметка об осуждении, например, за “мужеложство”7 [преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. – Ред.] – что делать? Ну и в-третьих (и в самых главных): само по себе устранение из закона уголовной ответственности за то или иное преступление отсутствует в перечне реабилитирующих оснований для прекращения уголовного преследования, а уж в случае осуждения, как мы выяснили раньше, вообще не может повлиять на правовые последствия судимости, поэтому при формальном подходе декриминализация вообще никак не должна учитываться при определении возможности гражданина трудиться в соответствующих сферах. При этом существуют судебные решения, отвергающие формальный подход и восстанавливающие работника на работе при увольнении, если деяние, за которое он был осужден, впоследствии декриминализировано8.

Ситуация 5. Работник в настоящее время подозревается или обвиняется в преступлении из перечисленных в ст. 351.1 ТК РФ. Можно ли его уволить?

Формулировка, указанная в ст. 351.1 ТК РФ – “подвергающиеся [..] уголовному преследованию” формально позволяет работодателю, чей работник прямо сейчас является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу из перечисленных в законе категорий, уволить его, не дожидаясь результатов расследования.

Причем, поскольку на момент увольнения оно будет совершенно законно, даже дальнейшее прекращение преследования по реабилитирующим основаниям не даст работнику право восстановиться на работе. Представляется, что здесь законодатель несколько не продумал правовые последствия такой формулировки.

Достаточно было предусмотреть в ТК РФ дополнительное основание для отстранения от работы в случае, если сотрудник, работающий с детьми, подозревается или обвиняется в совершении соответствующего преступления (сейчас это можно сделать только по требованию следователя или дознавателя9).

А вот уже после прекращения преследования по нереабилитирующему основанию или приобретения работником судимости – было бы возможно увольнение.

Ситуация 6. Человек работает с несовершеннолетними не по трудовому, а по гражданско-правовому договору – как репетитор или преподаватель в детском учреждении. Нужно и можно ли проверять его судимости?

Поскольку требование к отсутствию судимости установлена только для лиц, работающих по трудовому договору, а также занимающихся такой работой в порядке индивидуального предпринимательства10, то формально лица, работающие по гражданско-правовому договору и не являющиеся ИП, предъявлять справку о наличии или отсутствии судимости не должны. Даже если заказчику работы (услуги) каким-либо образом станет известно о наличии у исполнителя такой судимости, расторгать с ним договор он не обязан, поскольку прямого нарушения закона здесь нет. В то же время, исходя из целей установления ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в отношении несовершеннолетних, перечисленных выше, представляется, что в законодательство должны быть внесены уточнения, прямо распространяющие указанные ограничения и на граждан, занимающихся данной деятельностью в частном порядке по гражданско-правовым договорам.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/mazuhina/509330/

О возможности работать в школе, если судимость человека была погашена

Может ли судимый человек работать в школе

Чтобы выяснить, можно ли устроиться в детское учреждение, проведите небольшой анализ – сравните вид преступлений, предусмотренный ст. 331 Трудового кодекса (ТК РФ) с главой Уголовного кодекса, по которой преследовали человека.

Если данные совпали, то человека не примут ни в одно учреждение, работающее с детьми. Работать в школе, если судимость погашена, можно только в том случае, когда статья, по которой осужден человек, не совпадает с перечнем, установленным ст.

331 ТК РФ.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Есть еще один важный нюанс, который учитывается при трудоустройстве – осудили ли гражданина или нет. Работодатель обязан выяснить, по какой причине остановлено рассмотрение дела.

Например, если следствие выяснилось, что гражданин не совершал преступления, то этот факт полностью очистит биографию, в отличие от тех случаев, когда дело прекращено по основаниям, не исключающим вину. Так, человек не сможет работать воспитателем в детском саду или преподавателем, если дело закрыли по истечению срока давности или примирению сторон.

Можно ли работать в учебном учреждении

Однозначно нельзя работать с детьми тем, кто был осужден за преступления:

  • против жизни и здоровья;
  • человеческого достоинства;
  • половой неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • безопасности общества и государства.

Образовательные учреждения являются местом работу не только для педагогов, но и других сотрудников. В школе и детском саду нужна уборщица, дворник, сторож, другие служащие. Будут ли действовать ограничения, установленные ст. 351.

1 ТК РФ? По роду деятельности любая работа в образовательном учреждении не исключает контакт с детьми.

Административно-технический и вспомогательный персонал тем или иным образом оказывает влияние на воспитание и развитие несовершеннолетних.

Важно! Ужесточились требования к работникам образовательной сфере с 2011 года. Но даже, если человек устроился ранее 2011 года, существует риск увольнения.

Получить нужную информацию организация может, сделав запрос в информационный центр МВД.

Если выяснится, что служащего привлекли к ответственности по «неправильной» статье Уголовного кодекса, то руководитель может расторгнуть трудовой договор.

Бывают ли исключения

Педагог с погашенной судимостью – это достаточно редкое явление для нашей страны. Но все-таки есть случаи, когда человеку, имевшему судимость, могут разрешить трудиться в школе, детском саду.

Вот три исключения:

  1. Человека осудили за совершение уголовного преступления, а затем статья, по которой был вынесен приговор, была из УК РФ исключена.
  2. Педагог работает по договору оказания услуг, а не гражданско-правовому договору.
  3. Человека еще не осудили, а он только подозревается в совершении преступления по ст. 351.1 ТК РФ.

Закон не содержит положений о том, что в перечисленных случаях на работу принимать нельзя. А у нас в стране, что не запрещено законом, то разрешено.

Судебная практика подтверждает, что решение о приеме на должность и увольнении должно приниматься индивидуально. В то же время с тех, кто претендует на работу с детьми, особый спрос.

Есть риск, что директор школы не станет разбираться с нюансами и откажется принимать на работу кандидата, у которого есть пятна в биографии.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя! О возможности работать в школе, если судимость человека была погашена Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ypravo.com/nakazanie/rabota-v-shkole-esli-sudimost-pogashena.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.